Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:11, курсовая работа
Цель исследования- определить систему работы по формированию основ безопасности дорожного движения у детей 4-5 лет.
Объект исследования - основы культуры безопасности в ДОУ как системно-образовательный процесс.
Предмет исследования- процесс формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения в воспитательно-образовательной деятельности у детей 4-5 лет.
Гипотеза. Осознанное усвоение основ безопасности безопасности дорожного движения будет осуществляться более эффективно, если:
1.эта работа будет вестись целенаправленно;
2.создать специальные условия воспитания: уголок в группе по ПДД, папка передвижка для родителей «Дети на дороге», настольно-печатные игры., разнообразные дидактические игры;
3.учитывать индивидуально-типологическиеособенности в работе с дошкольниками:
Введение 3
Глава 1. Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 6
1.1.Понятие «основы безопасности жизнедеятельности» 6
1.2 Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами 11
безопасного поведения на улице 11
Глава 2. Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей 4-5 лет 24
2.1. Организация и проведение эксперимента 24
2.2 Система работы по формированию основ безопасности дорожного движения средних дошкольников 29
Заключение 38
Список литературы 39
Приложение 42
Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг детей 4-5 лет не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребёнка сосредоточено только на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу.
Самыми распространёнными
В средней группе следует продолжать работу, начатую в младших группах. Учить детей ориентироваться на участке детского сада и расположенных поблизости улицах; знакомить с названиями общественно – бытовых зданий в ближайшем окружении.
Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с правилами дорожного движения. Учить детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей транспорта. Расширять знания об общественном транспорте, познакомить с трудом шофёра. Продолжать учить детей определять и называть местоположение транспорта, человека, изменения в их движении: едет, идёт, бежит, переходит, поворачивает, останавливается, далеко, близко. Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации по содержанию сюжетной картинки.
Учить детей изображать в рисунке несколько предметов, располагая их на всём листе, связывая их единым содержанием (улицы нашего города, водители и пешеходы, дети вышли гулять). Учить рассказывать о себе: на чём ездил, как это происходило, где стоял или сидел, за что держался. Кто и что сделал неправильно. В этом возрасте необходимо как можно чаще упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять направление от себя, двигаться в этом направлении: направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз; знать правую и левую руку. Во время прогулок дети определяют правую часть тротуара и придерживаются её. Дети должны учиться определять положение того или иного предмета по отношению к себе(впереди меня – забор, за ним – дом, справ от меня – машина, слева – дорога и т.д.).
В течение года с детьми проводится несколько целевых прогулок к улицам с насыщенным транспортным движением, где они наблюдают за работой светофора, взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомятся со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход, остановка транспорта. Определив с детьми, какая перед ними дорога: узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением, или многорядная, воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. Объясняет, что только в этом месте можно переходить проезжую часть.
Закрепление полученных впечатлений от целевых прогулок и экскурсий необходимо организовать на занятиях и в играх: соорудить макет улицы, составить план-схему дороги в детский сад, нарисовать светофор, улицу, транспорт. Знания о разных видах транспорта хорошо закреплять с помощью разрезных картинок. «Оживить» движение на улице поможет фланелеграф с набором соответствующих фигурок. Выкладывая различные варианты движения на дороге, воспитатель предлагает детям прокомментировать ситуации.
В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и«проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).
С детьми 4- 5 лет необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.
К пяти годам у детей
формируются следующие
-ходить можно только по тротуару;
-при движении по тротуару есть свои правила: ходить надо, придерживаясь правой стороны. Нельзя по тротуарам бегать, это мешает другим пешеходам и опасно, так как можно выбежать на проезжую часть дороги;
-движение на дороге регулирует светофор;
-для машин светофор
имеет три цвета, для
-улицу можно переходить
только тогда и там, где
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
· макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки;
· дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
· макет улицы с пешеходным переходом (обязательно).
Таким образом, реализация задач по воспитанию у детей безопасного поведения на улицах и дорогах должна начинаться с самого раннего возраста в различных видах деятельности: в быту, в играх, на занятиях, по пути из дома в детский сад. В любой деятельности, которой занимается ребёнок, можно найти много моментов, чтобы поупражнять его в запоминании нужных знаний и выработки определённых навыков.
Эксперементальная часть работы проводилась на базе МДОУ № 109 г.Улан-Удэ в течении четырех месяцев. Исследование приняли участие дети 4 - 5 лет. Программа проведения экспериментальной части нашей работы предусматривает три главных этапа:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) контрольный.
На констатирующем эксперименте ставилась задача – выявить уровень знаний по основам безопасности дорожного движения у детей среднего дошкольного возраста.
В эксперименте участвовало 20 детей, которые были разделены на две группы – экспериментальную (10 человек) и контрольную (10 человек).
Для выявления уровня знаний по основам безопасности дорожного движения с детьми обоих групп была проведена диагностика.
Для исследования уровня сформированности основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей средней группы были проведены следующие диагностические методики:
1.Анализ педагогической
документации. На начальном этапе
исследования был выявлен
2. Определение уровня
знаний сформированности основ
культуры безопасности по
1)Как тебя зовут? Имя, фамилия. Где ты живешь? Домашний адрес.
2)Номер домашнего телефона?
3)Как зовут твоих
родителей? Фамилия, имя,
4)Место работы родителей?
5)Номер твоего детского сада?
3. методика Т.Ф.Саулиной по Правилам дорожного движения
1.Вопрос: «Сколько сигналов у светофора?»
2. Дидактическое упражнение: Какого сигнала светофора нет, дорисуй.
3. Вопрос: Когда ты пассажир?
4.Вопрос: Что будет , если убрать светофор и знаки?
5. Дидактическое упражнение:
Укажи место, где можно
6. Можно ли играть на дороге?
7.Дидактическое упражнение: Что здесь лишнее?
Для определения уровня сформированности основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей 4-5 лет были выделены следующие критерии:
На основании критериев нами были выделены уровни сформированности основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей 4-5 лет: высокий, средний и низкий.
высокий - ребенок самостоятельно справляется с заданием, дает полный ответ. Интерес поддерживается самостоятельно: устойчивая мотивация; ведущий мотив познавательный и общение среди сверстников. Есть положительный эмоциональный отклик на собственные успехи и успехи детского коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи
средний - ребенок справляется с заданиями с помощью взрослого Интерес иногда поддерживается самостоятельно: мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в открытии новых способов деятельности.
низкий - ребенок самостоятельно не справляется с заданиями. Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности: мотив случайный, кратковременный. Не проявляет интереса к творчеству, не проявляет инициативы. Отказывается от выполнения заданий.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с ноября 2011 г. по февраль 2012 г.
На первом этапе констатирующего эксперимента был проанализирован календарный план воспитательно-образовательной работы, предметно-игровой среды детского сада по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей 4-5 лет, а также непосредственное наблюдение за работой воспитателей. Анализ показал , что воспитатели уделяют достаточное внимании к вопросам обучения детей Правилам дорожного движения. А именно, разрабатываются программы, проводятся открытые занятия, семинары с педагогами, консультации с родителями с использованием наглядности. В группах оформлены уголки и проводятся целевые прогулки с детьми. Раз в год приглашается сотрудник ГИБДД.
2. Количественный анализ результатов опроса представлен в приложение 1, табл. № 1 и табл. № 2
Результаты опроса видны на рис. 1
Рисунок 1. Результаты опроса
Результаты опроса показывают, что у детей контрольной группы (КГ)знания выше, чем в экспериментальной группе (ЭГ). В ЭГ высокий уровень знаний показали 30% детей (3 чел.) , а в КГ – 50 % (чел). Средний уровень в ЭГ составил 60% (6чел.), КГ -40% (чел.). Низкий уровень в ЭГ и КГ показали одинаковые результаты – 10% (1 чел).
Итак, мы получили следущие результаты: все дети знают свои данные, но несколько человек не смогли назвать номер своего телефона, подавляющее большинство детей ставил в тупик вопрос о месте работы родителей, номере детского сада и никто не смог ответить на вопросы, как вести себя в опасных ситуациях. Номера телефонов служб спасения дети называли, но вспоминали их не сразу. Таким образом, можно предположить, что в экстренной ситуации дети не смогут воспроизвести в памяти телефоны служб. После проведения диагностики обоих групп детей результаты каждого ребенка зафиксировали в протоколе, и отобразили общую картину знаний по основам безопасности жизнедеятельности. (см.Приложение1).
3. Далее нами была
проведено диагностика по
Количественный анализ результатов диагностики представлен в приложение 2, табл. № 3 и табл. № 4
Результаты диагностики видны на рис. 1
Рисунок 2. Результаты диагностики детей 4-5 лет
Результаты диагностики показывают, что у детей контрольной группы (КГ)знания выше, чем в экспериментальной группе (ЭГ). В ЭГ высокий уровень знаний показали 20% детей (2 чел.) , а в КГ – 50 % (чел). Средний уровень в ЭГ составил 50% (5чел.), КГ -40% (4 чел.). Низкий уровень в ЭГ – 30% (3чел.) и КГ– 10% (1 чел).
По результатам проведенной диагностики по Правилам дорожного движения мы получили следущие результаты: практически все дети справились с дидактической игрой «Какого сигнала у светофора нет?»,также они хорошо осведомлены о том, что на проезжей части играть нельзя. Не все дети ЭГ справили с дидактическими играми : Дидактическое упражнение: Укажи место, где можно переходить дорогу зайке? и Что здесь лишнее?. У многих в ЭГ вызвали трудности с ответом на вопрос: Что будет , если убрать светофор и знаки? Таким образом, по результатам диагностики следует констатировать, что основная часть детей ЭГ плохо знают Правила дорожного движения. После проведения диагностики обоих групп детей результаты каждого ребенка зафиксировали в протоколе, и отобразили общую картину знаний по основам безопасности жизнедеятельности. (см.Приложение2).
Информация о работе Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности