Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования- определить систему работы по формированию основ безопасности дорожного движения у детей 4-5 лет.
Объект исследования - основы культуры безопасности в ДОУ как системно-образовательный процесс.
Предмет исследования- процесс формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения в воспитательно-образовательной деятельности у детей 4-5 лет.
Гипотеза. Осознанное усвоение основ безопасности безопасности дорожного движения будет осуществляться более эффективно, если:
1.эта работа будет вестись целенаправленно;
2.создать специальные условия воспитания: уголок в группе по ПДД, папка передвижка для родителей «Дети на дороге», настольно-печатные игры., разнообразные дидактические игры;
3.учитывать индивидуально-типологическиеособенности в работе с дошкольниками:

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 6
1.1.Понятие «основы безопасности жизнедеятельности» 6
1.2 Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами 11
безопасного поведения на улице 11
Глава 2. Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей 4-5 лет 24
2.1. Организация и проведение эксперимента 24
2.2 Система работы по формированию основ безопасности дорожного движения средних дошкольников 29
Заключение 38
Список литературы 39
Приложение 42

Файлы: 1 файл

формирование у дошкольников основ безопастности жизнедеятельности.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, исходя из полученных результатов мы можем  сделать вывод, что знания детей 4-5 лет среднего уровня. В эксперементальной  группе общий балл составил 18,7, а  в контрольной группе 21,0 что говорит  о недостаточном уровне знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности, и необходимости усиленной работы над пробелами в этой области знаний.

2.2 Система работы по формированию  основ безопасности дорожного  движения средних дошкольников

 

Цель формирующего эксперимента: проведение целенаправленной систематической работы по воспитанию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения  у дошкольников детей экспериментальной группы посредством сюжетно-ролевых игр. Была разработана программа по обогащению знаний  у детей по Правилам дорожного движения

На формирующем этапе  исследования стало проведение работы, направленной на формирование основ  безопасности жизнедеятельности у  детей 4-5 лет , а также коррекция и восполнение пробелов в знаниях этой отрасли при косвенном и прямом участии педагога.

Цель данной программы  состоит в формировании основ  безопасности дорожного движения детей, также в определении возможных путей решения следующих задач:

1.Дать детям знания  по основам безопасности дорожного  движения согласно педагогическим принципам.

2.Развить в детях  умение применить полученные  знания на практике, то есть  в дальнейшей жизни.

3. Воспитать в детях  понимание того, что соблюдение  правил дорожного движения необходимо  выполнять неукоснительно и почему.

4. Стимулировать познавательную  деятельность детей по данной  теме.

В программе намеченной цели мы спланировали свою работу по следующим  направлениям:

1.Работа с родителями

2. беседы с детьми на темы по Правилам дорожного движения

3. Сюжетно-ролевые игры и дидактические упражнения

Нами разработан материал, где раскрываются принципы, условия, методы и средства ознакомление детей  с основами безопасности дорожного  движения, как сотрудничать с родителями, раскрывается воспитательно-образовательная  работа с детьми, дана подборка стихов, загадок, пословиц связанные с содержанием той или иной темы, дана технологическая карта предполагаемых занятий. Материал на эту тему дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей. Особенность содержания предлагаемого материала заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости контактов между педагогами и родителями. [1,c.5]

Проработка направления  «Профилактика детского дорожно - транспортного  травматизма.»

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут станет для него привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге. [18, c.6]

Чтобы выработать положительную  привычку, не обязательно вести ребёнка  к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Мы убеждены, что привить  детям навыки безопасного поведения  на улице только рассуждая об осторожности нельзя. Безопасному поведению надо учить с позиции пешехода, а не водителя. При этом мы считаем, что обращаться к детям следует простым языком, без уменьшительных и ласкающих слух выражений. Здесь наше убеждение подкрепляется выводами психологов о полезности партнёрского общения, которое предполагает беседу взрослого со взрослым.

Мы провели занятие  «Автомобили, история их возникновения» и сюжетно-ролевую игру «Машины  и пешеходы» (приложение 3).

Целью которых было научить  детей правильно вести себя на улицах и дорогах города, дать понятие «регулировщик», познакомить с историей возникновения автомобиля; развивать умения анализировать дорожные ситуации, умение применять знания на практике; воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах города, упражнять в различии сигналов регулировщика, закреплять знания о дорожных знаках; активизация словаря «указательный и предупреждающий дорожные знаки». «тротуар», «пешеход», «пешеходный переход», «регулировщик», «сигналы регулировщика», «жезл».

На занятии мы использовали художественное слово, проблемную ситуацию, сюрпризный момент, наглядность, вопросы причинно-следственного характера. Перед занятием с детьми была проведена беседа по правилам поведения на дорогах, рассматривание дорожных знаков. (см.Приложение 3), целевую прогулку «Перекресток».

По этому же направлению было проведено спортивное развленчение « Путешествие по городу дорожных знаков», которое вызвало живой интерес и море положительных эмоций у дошкольников. Спортивное развлечение помголо нам уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта, развивать внимание, совершенствовать, координацию движений, укреплять мышечный корсет, способствовать совершенствованию двигательных навыков, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте. [20, c.24]

В ходе формирующего эксперимента мы провели 5 сюжетно-ролевых игр:

«Автобус

Цель: Закрепить занния о работе водителя. Воспитывать навыки совместной игры

Знакомить с элементарными правилами  поведения пассажиров.Научить распределять  роль в игру

«Машины и пешеходы»

Уточнять знания о Правилах  доожного движения, обогащать игровые  образы

Закреплять правила безопасности пешеходов, воспитывать умения распределять роли, давать индивидуальные задания.

«Умный светофор»

Закреплять правила доожного движения.

Научть оринтироваться в сигналах светофора, играть дружно, выполнять  поручения.

«Трамвай»

Знакомить с работой кондуктора и водителя трамвая

Закрепить знания о правилах поведения  пассажиров, научить выполнять роль водителя и кондуктора, без конфликтов распределять между собой роли

«Пешеход переходит улицу»

Знакомить детей с понятием пешеход, закреплять умения ориентироваться  н а улице

Объянить, что для пешеходов  свои правила. Использвать в речи слова «слева», «справа», «между», «около», «рядом»


 

Для закреплепления полученных знаний с детьми проведена неделя правил дорожного движения

Цель: познакомить и  закрепить представления детей  о назначении светофора, пешеходного  перехода, тротуаров. Побуждать детей  правильному поведению на дорогах, добрым поступкам. Формировать культуру социального поведения. Продолжать  закреплять   знания детей о правилах дорожного движения, поведения на улице, умения различать дорожные знаки. Развивать внимание, стремление действовать по правилам.

 Дни недели

         занятия

Игровая деятельность

Совместная деятельность

Работа с родителями

понедельник

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций

Чтение: О. Бедарев «Если  бы…», «Прострашный  случай с Петей  пусть знают все на свете»

Сюжетно-дидактическая игра  «Мы едим, едим, едим…»

«Улица города»

 

вторник

Беседа «ПДД»

Занятие «Наш город»

А.Гарьковенко «светофорик»

Энциклопедия «ПДД»

Сюжетно-ролевая игра  «Автобус»

Игра-соревнование «Авторалли» (ст.возраст, книга «Дорожное движение»

Родительское собрание на тему: «Правила дорожные знать каждому положено».

среда

Комплексное занятие  «Светофор»

Занятие по ФИЗО «Красный, желтый, зеленый».

Стихотворные разминки.

Подвижные игры: «Цветные автомобили», «В гости к Айболиту», «Светофор», «Лабиринт», «Перекресток», «К своим флажкам», «Умелый переход», «Мяч в корзину» и тд.

Игра-развлечение

«Как правильно переходить улицу»,

«Красный, желтый,зеленый».

 

четверг

Занятие «Школа пешеходных наук»

Занятие по МУЗО «Будем правила  движения мы с рождения изучать».

Дидактические игры: «Угадай-ка», «Наша улица», «Поставь дорожный знак»,  «Улица города»,  «Теремок»,  «Моделируемые  знаки»

Досуговая  развлекательная  игра по определенным правилам «Эх, прокачу!»

«Перекресток»

Информационные уголки для родителей «ПДД»

пятница

Занятие «Как веселые  человечки учили дорожную азбуку»

 

Развлечение «Путешествие в страну Светофорию» (Ст.возраст  «ДВ»,120с.

Памятка для родителей  по соблюдению правил дорожного движения (каждому)


 

Сотрудничество ДОУ  с семьей является приоритетным в формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения , обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.

Большое внимание в детском  саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды мы  подчеркивали ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся,прежде всего, у взрослых.

1.Предварительно мы  провели анкетирование родителей. 

Цель:- выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения  на улице,

-выявление знаний  родителей о собственном ребёнке: его возрастных и

психофизиологических  особенностей,

-выявление знаний  самих родителей о правилах  дорожного движения,

-выявление информированности  родителей об опыте своего  ребёнка в осознании источников  опасности на дороге в условиях  проживания их семьи.

2.Организуя столь важную  работу по профилактике детского  дорожно-транспортного травматизма с родителями воспитанников мы продумали их участие в проводимых мероприятиях. Посвятили этому отдельное родительское собрание, на котором ознакомили родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.

На собрании обсуждали:

1.Дисциплина на улице  — залог безопасности пешеходов.

2. Для чего нужны  правила дорожного движения, и  что они собой представляют.

3. Типичные случаи  детского дорожно-транспортного травматизма и меры его предупреждения.

4. Обучение детей правилам  поведения на улицах на личном  примере.

5.Вежливый водитель, какой  он?

6.Сохрани жизнь себе  и своему ребёнку.

7.Опасные шалости –  проявление невоспитанности ребёнка  или родителей?

3.Совместные праздники,  развлечения, проекты под девизом  «Улицы города-территория безопасности  для детей».

4.Педагогический совет  с участием родителей Тема: Безопасность  и здоровье наших детей. 

Цель: использование педагогами продуктивных методов воспитания и обучения, способствующих гармонизации детско-родительских отношений. Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учёта их индивидуальных потребностей.

5.«Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам ПДД).

6.Конкурс на лучшую  команду знатоков правил дорожного  движения среди детей и родителей  «За рулём профессионал». 

7.Конкурс кулинарных  изделий детей и родителей  «Перекрёсток». 

По окончании формирующего эксперимента мы провели контрольный  срез, используя методику по диагностике, что и во время констатирующего эксперимента. Сравнительные результаты представлены на диаграммах  3

Цель исследования: подтвердить  эффективность выбранных методов  формирования ОБЖ у старших дошкольников и принципов организации работы.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень  сформированности знаний по основам  безопасности дорожного движения детей детей 4-5 лет после проведения эффективных методов.

2.Провести сравнительный  анализ результатов эксперементальной  и контрольной группы.

По результатам проделанной  работы с помощью диагностики  получены следующие уровни знаний детей  по основам безопасности жизнедеятельности (см. Приложение 3).

Диагностика выявила, что  дети экспериментальной группы на много  лучше осведомлены в вопросах, касающихся по основам безопасности дорожного движения и умеют применять свои знания в реальной ситуации совершенно осмысленно, тогда как дети контрольной группы если и знали ответ на вопрос, то применяли знания часто неосознанно и часто не могли объяснить, почему они так поступили, отвечая «на угад».

Знания по основам  безопасности дорожного движения в  эксперементальной группе значительно  улучшилось.

Мы пришли к такому выводу, что обучение детей с экспериментальной  группой прошло успешно. Это не только сформировало в полной мере для их возраста знания по основам безопасности дорожного движения, но и открыло «коммуникативные каналы» детей. Они объясняли друг другу и нам свою точку зрения свои переживания по этому вопросу, подбадривали друг друга, контролировали, оценивали, не соглашались, спорили. Было отмечено, что отношения в группе улучшились, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения.

Таким образом, проводя  такую работу по ознакомлению детей  с по основам безопасности дорожного движения мы добились того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. Обучая детей личной безопасности, я училась и сама. Воспитывая детей, возможно, мы поможем и взрослым.

 

Заключение

безопасность  жизнедеятельность дошкольник пелагогический

Подводя итоги о проделанной  работе, мы вполне основательно можем считать, что наша гипотеза подтвердилась.

Была проведена опытно-экспериментальная  работа на базе МДОУ №109  с детьми средней группы. Работа велась на протяжении четырех месяцев. В ходе проведения эксперимента использовались различные  методы и приемы. Исследование позволило выявить особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей 4-5 лет, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование. Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций по формированию у детей 4-5 лет основам безопасности дорожного движения, которые дали положительные результаты в ходе практической работы по данному вопросу.

Информация о работе Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности