Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 20:20, курсовая работа
Цель работы: разработка рекомендаций для социального педагога по формированию у обучающихся ЗОЖ.
Задачи:
1. Изучить психологическую педагогику и специальную литературу по теме.
2. Проанализировать работу социального педагога школы по проблеме.
3.Разработать мероприятия для обучающихся по формированию ЗОЖ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………..6
1.1. ЗОЖ: характеристика понятия условий формирования ЗОЖ……………..6
1.2. Составляющие ЗОЖ …………………………………………………………8
1.3. Социальная педагогическая деятельность по формированию ЗОЖ у старших школьников…………………………………………………………….10
Глава 2. Практическая работа…………………………………………………...14
2.1. Изучение опыта работы социального педагога школы…………………...14
2.2. Разработка и апробация серии мероприятий……………………………...18
2.3. Выводы и рекомендации……………………………………………………28
Заключение ………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………32
Приложения………………………………………………………………………33
Здоровый образ жизни -- это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
привитие здоровых навыков у малыша;
воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения с учётом возрастных и физиологических особенностей;
гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
закаливание.
Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» -- способность взаимодействовать с другими людьми. По мнению М.В. Фирсова и Е.Г. Студёновой в здоровом образе жизни объединяется все, что способствует выполнению индивидуумом тех или иных общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для организма условиях.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в юности, во многом зависит, насколько раскроется потенциал личности в будущем. Этим определяется деятельность социального работника и социального педагога в воспитании культуры здоровья, которая строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и взрослых.
ЗОЖ - это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.
Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья. Медико-социальная активность включает наличие гигиенических навыков, выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, умение оказывать первую доврачебную помощь себе и родственникам, использовать средства народной, традиционной медицины и др.
Повышение уровня медико-социальной активности и грамотности населения - важнейшая задача не только участкового врача-терапевта и педиатра, но и социального работника. Важной составной частью медико-социальной активности является личная установка на здоровый образ жизни.
Формирование здорового образа жизни - это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
1.3.Социальная педагогическая деятельность по формированию ЗОЖ у старших школьников
В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. В связи с этим возникла острая необходимость в развитии социально-педагогической службы по оказанию помощи детям и подросткам.
Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.
Социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую. Социальная работа, имеющая профилактическую направленность, - это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья.
Социальная работа, имеющая патогенетическую направленность, предусматривает организацию социальной помощи; проведение социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.
Таким образом, стремясь создать оптимальные и наиболее эффективные технологии социальной работы, специалисты разрабатывают базовые модели, которые позволяют обеспечить единые методические подходы в данном виде деятельности и учесть соответствующую специфику. Чтобы построить такие модели, нужно, с каждой выделенной группой проводить социальную работу в двух уже названных направлениях - профилактическом и патогенетическом. Это позволит учесть специфику профессиональной социальной работы с различными контингентами в отдельных областях медицины или системе социальной защиты населения при сохранении единых методических принципов.
Забота о здоровье подопечных - составляющая охранно-защитной функции социального педагога. Кроме того, защита здоровья может стать самостоятельным объектом специализации педагога-валеолога. К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести:
- социо-психологопедагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья, реализацию прав ребенка на здоровье, закрепленных в Конвенции о правах ребенка;
- щадящую корректировку индивидуальных качеств и контактов личности.
Основными требованиями к социально-педагогической деятельности в связи с реализацией задач защиты права ребенка на охрану здоровья являются следующие:
-профессионально-этическая ответственность специалистов за профилактику и охрану физического, психологического, социального здоровья личности;
-гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и бережного отношения к страдающим и больным детям, учет особенностей личности и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни, учебе и здоровью;
-способность педагога сохранять собственное здоровье и обучать этому детей;
-умение предупреждать собственные неврозы и устранять социо-психологопедагогическими средствами причины, их вызывающие;
-позитивное отношение к личностному росту ребенка, поощрение в ребенке чувства собственного достоинства в деятельности и отношениях с людьми;
-учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности;
-сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача и семьи с активностью самого ребенка в становлении его физического, психического, социального здоровья.
Определенные права в отношении защиты прав ребенка на охрану здоровья имеют несовершеннолетние, например:
- право на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службе в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения;
- право на медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;
- право на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих физиологическим особенностям несовершеннолетних, состоянию их здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
- право на бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджета всех уровней при определении профессиональной пригодности;
- право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме;
- несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.
Отдельно также рассматриваются права инвалидов. В частности, инвалиды, дети-инвалиды и инвалиды с детства имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.
Выделяют виды профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:
-вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья;
-обучение культуре использования свободного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенных на те или иные занятия, общего режима в школе и семье;
-целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляция в деятельности и общении;
-формирование этнокультуры детей;
-пропаганда, в том числе и на личном примере, здорового образа жизни;
-информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью;
-контроль и регулирование формирования и реализации валеологической культуры во внутришкольной жизни.
Глава 2. Практическая работа
2.1. Изучение опыта работы социального педагога школы
Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Обязательными также являются научно обоснованные представления о стадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, группе детского сада, классе школы, неформальном объединении и клубе подростков.
Анализ проведения комплексных мероприятий по формированию и реализации здорового образа жизни в ряде стран (Финляндия, Япония, США, Швейцарии, Скандинавских государств и других) позволяет выделить основные направления в деятельности социальных педагогов или “сотрудников службы социальной помощи в школе”, работающих в тесном взаимодействии, прежде всего с медицинскими работниками и подготовленными непрофессионалами, пропагандирующими и воплощающими здоровый образ жизни.
В их программы направленные на формирование здорового образа жизни, входят следующие направления работы: рациональный режим труда (учебы) и отдыха, оптимальная и систематическая физическая активность; эффективное, научно обоснованное закаливание; нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания; учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды; вред и польза самолечения; пропаганда вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании; формирование правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, знание и мер профилактики СПИДа, обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.
Из других разделов здорового образа жизни большое внимание в деятельности социальных педагогов следует уделить пропаганде необходимости закаливания - эффективного средства профилактики респираторных и других заболеваний. Большие и трудные задачи возникают при проведении с детьми и подростками по борьбе с вредными привычками.
Рассмотрим содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя. Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе, склонным к употреблению спиртных напитков:
1) деятельность по повышению уровня социальной
адаптации ребенка, склонного к употреблению
спиртных напитков, посредством его личностного
развития;
2) деятельность по профилактике алкоголизма,
включающую противоалкогольное обучение
и воспитание детей с целью формирования
у них отрицательного отношения к употреблению
алкоголя;
3) деятельность по просвещению родителей
с целью оздоровления семьи, ее быта и
культуры взаимоотношений между ее членами;
4) деятельность по социальной реабилитации
ребенка, имеющего алкогольную психическую
или физическую зависимость;
5) посредническую деятельность между
ребенком и окружающим им социумом по
преодолению явлений дезадаптации.
Социально-педагогическая
деятельность предусматривает выполнение
социальным педагогом следующих основных
функций.
Первая функция деятельности социального
педагога - диагностическая, нацеленная
на ликвидацию факторов риска приобщения
детей к спиртному, - реализуется путем
сбора информации о ребенке, склонном
к употреблению спиртных напитков; изучения
и оценивания реальных особенностей его
личности; выявления информации о семье
ребенка; изучения источников негативного
влияния на ребенка и устойчивости его
к этому давлению; определения алкогольных
лидеров; изучения негативных факторов,
провоцирующих алкоголизацию ребенка;
изучение влияния на ребенка микросреды.