Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 20:20, курсовая работа
Цель работы: разработка рекомендаций для социального педагога по формированию у обучающихся ЗОЖ.
Задачи:
1. Изучить психологическую педагогику и специальную литературу по теме.
2. Проанализировать работу социального педагога школы по проблеме.
3.Разработать мероприятия для обучающихся по формированию ЗОЖ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………..6
1.1. ЗОЖ: характеристика понятия условий формирования ЗОЖ……………..6
1.2. Составляющие ЗОЖ …………………………………………………………8
1.3. Социальная педагогическая деятельность по формированию ЗОЖ у старших школьников…………………………………………………………….10
Глава 2. Практическая работа…………………………………………………...14
2.1. Изучение опыта работы социального педагога школы…………………...14
2.2. Разработка и апробация серии мероприятий……………………………...18
2.3. Выводы и рекомендации……………………………………………………28
Заключение ………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………32
Приложения………………………………………………………………………33
Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка. Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.
Вторая функция - прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.
Третья функция - образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.
Четвертая функция деятельности социального педагога - правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.
Пятая функция - организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.
Шестая функция - коммуникативная. Её сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.
Седьмая функция - предупредительно-
В своей деятельности социальный педагог
выступает в трех основных ролях:
- советника, информирующего семью о важности
и возможности бесконфликтного взаимодействия
родителей и детей в семье, рассказывающего
о развитии ребенка, дающего социально-педагогические
советы;
- консультанта, разъясняющего вопросы
семейного, трудового, административного
и уголовного законодательства, а также
вопросы, касающейся области психологии,
педагогики, социальной педагогики; консультирует
по вопросам разрешения проблем жизненных
ситуаций, по вопросам воспитания детей
в семье;
- защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайшего окружения.
Центральное
место в деятельности социального педагога
с детьми, склонными к употреблению алкоголя,
отводится антиалкогольному воспитанию,
являющемуся частью нравственного и социального
воспитания и нацеленному на формирование
у детей с раннего возраста отрицательного
отношения к алкоголю. Целью антиалкогольного
воспитания детей, подростков и молодежи
с отклоняющимся поведением является
возврат их к норме, Для социальной нормы
характерна социальная приспособленность
(адаптация) личности, ее целостность,
гармоничность, способность критически
оценивать свои поступки, а также и действия
окружающих, последовательность в деятельности.
Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении
алкоголем и алкогольной зависимости.
Именно эти нарушения должны быть в центре
индивидуальной воспитательной работы.
В процессе воспитания необходимо развить
разумные потребности, нагружать детей
полезными делами, организовывать их деятельность,
чтобы у них практически не было ничем
не занятого времени.
В процессе социального воспитания необходимо
раскрыть безнравственность употребления
алкоголя, в том числе и в небольших дозах.
Следует делать акцент не только и не столько
на раскрытии последствий алкоголизма,
сколько на безнравственности самого
факта употребления алкоголя. Необходимо
обращать внимание на моральный урон,
который наносят пьяницы окружающим людям,
родным, близким. Следует опровергнуть
мнение, что употребление алкоголя - это
признак взрослости и возмужания.
Деятельность социального педагога должна
быть нацелена на формирование здоровых
социально-психологических установок
путем просвещения родителей и внушения
мысли о личной ответственности родителей
за каждый случай употребления алкоголя
детьми. Противоалкогольная работа с родителями
должна строиться в зависимости от возраста
ребенка, но конечным результатом этой
деятельности должно служить привлечение
родителей к антиалкогольному воспитанию
детей.
В обязанности социального педагога может входить также совместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и торжеств без употребления алкоголя.
Основным методом
работы социального педагога по формированию
здорового образа жизни является семейная
профилактика, проводимая в форме бесед,
консультаций, тренингов, диспуты, деловая
игра, экскурсии.
Организация свободного времени подростков,
поскольку бессодержательный досуг является
ведущим фактором риска в развитии злоупотребления
подростков алкоголем. Необходима своеобразная
яркая реклама деятельности кружков, секций,
клубов, детских и юношеских организаций,
чтобы дети могли выбрать занятие по душе.
Социальный педагог должен знать интересы,
склонности и увлечения детей и помочь
организовать содержательный досуг.
В силу психологических особенностей
возраста важно развивать для подростков
коллективные групповые формы досуга.
Следует учитывать, что наибольший интерес
подростки, особенно с девиантным поведением,
проявляют не к интеллектуальной деятельности,
а к занятиям спортом. Поэтому необходимо
всячески поощрять занятия в спортивных
секциях, организовывать походы, спортивные
состязания, школы выживания и др.
Антиалкогольное просвещение педагогического
коллектива школы тоже является функцией
социального педагога. Ему необходимо
стремиться к тому, чтобы все учителя следовали
антиалкогольным установкам и были примером
трезвого образа жизни, отрицательного
отношения к алкоголю во всех ситуациях
школьной и внешкольной жизни.
В заключении необходимо подчеркнуть, что проблема алкоголизма детей - проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительные результаты только при условии, что ее реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.
Таким образом, роль социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако, успешная реализация этой важнейшей социальной задачи можно осуществить при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.
2.2. Разработка и апробация серии мероприятий
Для обучающихся средней школы разработаны и проведены мероприятия, связанные с формированием здорового образа жизни (отказ от вредных привычек).
СЦЕНАРИЙ акции «Лаборатория здоровья: жить здраво - это здорово! (выступление творческого коллектива).
Цель: формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, осознанное восприятие информации по проблеме, выведение формулы здоровья.
1 вед. Добрый вечер молодежь!
2 вед. Здравствуйте! Мы рады приветствовать Вас на областной акции по профилактике алкоголизма, наркоманией, ВИЧ и формированию здорового образа жизни.
1вед. «Лаборатория здоровья: Живи здраво - это здорово!»
2вед. Сегодня у каждого из Вас будет шанс стать учеными, изобретателями, гениями! Мы будем выводить единую «Формулу здоровья»! Но это не так просто как кажется, ведь для этого необходимо выявить составляющие компоненты формулы.
1 вед. Ну что же начнем!?
2 вед. Вы готовы?
1 вед. Мир полон противоречий. С одной стороны - ограничения и запреты, с другой - соблазны и пропаганда сомнительных удовольствий. И как результат - загубленное здоровье!
2 вед. Живи здраво - это здорово! Лозунг нашей сегодняшней акции.
1 вед. Каждый должен понять, что такие проблемы как алкоголизм, наркомания, ВИЧ могут коснуться каждого из нас. Осознав это, узнав необходимые факты, ты сможешь изменить свою жизнь и жизнь своих близких людей в лучшую сторону.
2 вед - Выбирая здоровый образ жизни - ты говоришь «нет» распространению алкоголизма, наркотиков, ВИЧ.
1 вед - ты делаешь безопаснее свою жизнь и жизнь своих близких.
2 вед - ты укрепляешь свой иммунитет
1 вед - ты показываешь пример другим
2 вед - ты хорошо выглядишь
1 вед - тебя уважают друзья
2 вед - ты успешен
1 вед - ты выбираешь свое будущее!
2 вед - ты выбираешь здоровый образ жизни! (Выступление коллектива)
1 вед. У каждого из нас всегда есть альтернатива, и она может быть различной. Мы хотели бы познакомить Вас с ребятами, которые сделали свой выбор в пользу активного образа жизни и реализацию своего творческого потенциала через танец, вокал, актерское мастерство, журналистику или через что-то оригинальное.
2 вед. Ну что же, а мы переходим непосредственно к созданию формулы здоровья.
1 вед. Творчество- это одно из составляющих ЗОЖ. Это способ обратить внимание на существующие проблемы, выразить свою позицию.
2 вед. Выражая себя в творчестве, ты получаешь шанс быть понятым, услышанным, сделать мир прекраснее и у нас это неплохо получается. Встречайте! (появляется первая составляющая ЗОЖ) Так! первый компонент получен. Это творчество!
2 вед. А знаете ли вы дорогие друзья, что в России на данный момент зарегистрировано около 363000 ВИЧ - инфицированных, среди них 17048 детей. Однако реальные данные, как правило, в 4-10 раз выше официальных данных.
1 вед. Хотелось бы предоставить слово работнику социальной службы.
2 вед. А мы продолжаем дальше собирать компоненты входящие в нашу формулу здоровья!
1 вед. Альтернатива наркотикам, алкоголизму, ВИЧ - это активная деятельность. Это яркая и незабываемая жизнь, это новые, полезные мероприятия и полезные дела. И участники танцевального коллектива «Лабиринт» искренне верят в это. Встречайте.
2 вед, (задает вопрос участникам)
А какой компонент является главным и
незаменимым в единой формуле здоровья
на ваш взгляд?
(после ответа появляется
вторая составляющая ЗОЖ)? Ну, вот второй
компонент не менее важен - это Активная
жизненная позиция.
1 вед. По данным в области на диспансерном учете находятся свыше 52 тысяч алкоголиков и наркоманов. Каждый год эта цифра увеличивается в среднем на 600 человек. При этом нельзя не учитывать того, что это всего лишь официальная статистика. Реальные цифры в несколько раз выше (выступление коллектива).
2 вед. Вовлеченными в плен алкогольной или наркозависимости оказываются, прежде всего, молодые люди. Две третьих наркоманов, состоящих на учете в накродиспансерах, люди не старше 30 лет. Ни для кого не секрет, что наркотики и алкоголь - увлечения из разряда смертельно опасных (выступление коллектива).
1 вед. И все же большинство молодых людей задумывается о здоровом образе жизни! И понимают, что не только в «Здоровом теле - здоровый дух», но и в «Здоровом ДУХЕ - здоровое ТЕЛО». Вот, что важно! И каждый из нас, прорываясь сквозь зло окружающего мира, видит искры тёплой духовности. Для возвращения духовного здоровья народам нашей страны, а также для восстановления экологического равновесия в природе нам в кратчайшие сроки необходимо определиться, каким мы хотим видеть наше общество в будущем?
2 вед. Бездуховным - это разрушение,
вся ненависть, все войны в этом мире -
прямой её результат, и этим путём можно
дойти до страшной грани - до самоуничтожения.
2 вед. А ребята из танцевального коллектива
«Движение», сильны духом! Посмотрим?! выступление участников брейк-батла (после ответа появляется третья составляющая
ЗОЖ - Духовность!) Что ж формула
здоровья начинает вырисовываться, у нас
уже есть такие компоненты как творчество,
активная жизненная позиция и духовность.
Будем следовать дальше.
1 вед. Спорт, любовь, работа, люди-
Столько разного вокруг;
Выбирай, решайся, ну же:
Кто твой враг, а кто твой друг?
2 вед. Занятия спортом это
не только умение хорошо драться, находиться
в тонусе, иметь хорошую фигуру, но также
путь самосовершенствования души и тела,
требующий сильной воли и высокой концентрации
сознания.
1 вед. Ребята, а что для вас является главным
в ЗОЖ? (после ответа появляется
четвертая составляющая ЗОЖ - Спорт)! Да спорт является не маловажным составляющим
ЗОЖ.