Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 20:20, курсовая работа
Цель работы: разработка рекомендаций для социального педагога по формированию у обучающихся ЗОЖ.
Задачи:
1. Изучить психологическую педагогику и специальную литературу по теме.
2. Проанализировать работу социального педагога школы по проблеме.
3.Разработать мероприятия для обучающихся по формированию ЗОЖ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………..6
1.1. ЗОЖ: характеристика понятия условий формирования ЗОЖ……………..6
1.2. Составляющие ЗОЖ …………………………………………………………8
1.3. Социальная педагогическая деятельность по формированию ЗОЖ у старших школьников…………………………………………………………….10
Глава 2. Практическая работа…………………………………………………...14
2.1. Изучение опыта работы социального педагога школы…………………...14
2.2. Разработка и апробация серии мероприятий……………………………...18
2.3. Выводы и рекомендации……………………………………………………28
Заключение ………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………32
Приложения………………………………………………………………………33
1 вед. Элементы фантазии, мечты, в которые молодой организм выливает свои потребности, свои представления о том, чего хотел бы, что должно было быть, является превосходным моментом для воспитания. Воспитание детей, подростков, юношества, направленно на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления (выступление коллектива) (после этого появляется пятая составляющая ЗОЖ - Воспитание!)
2 вед. Один мудрец сказал когда-то:
«Культура развивалась благодаря досугу,
благодаря возможности проявить творческую
избыточность, она предполагала неравенство.
Культура никогда не существовала для
всей массы человечества и никогда не
была удовлетворением ее запросов и требований»
1 вед. А я думаю, что культура-это то, что
позволяет внести в мир и в личность смысл,-
человеческое значение. Быть культурным
- это «уметь». Уметь пользоваться множеством
вещей, представлять в себе и через себя
все то, что создано веками, и то, что актуально
сегодня.
2 вед. Свидетельством этому является
(Выступление коллектива) (после этого появляется шестая составляющая ЗОЖ - Культура!)
1 вед. Это и есть последний
недостающий компонент нашей формулы
здоровья! Давайте подытожим: Творчество,
активная жизненная позиция, духовность,
спорт, воспитание и культура- все это
в совокупности ЗОЖ.
(Звучит гимн «Поезда в будущее»- « Я буду
жить!»).
Второе внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни среди подростков "Подумай, оглянись вокруг, реши - что важно в жизни для твоей души…" 10-11-й классы
Цель: формирование условий для осознания подростком себя самоценной личностью, умеющей делать самостоятельный выбор, осознавая собственную нравственную, гражданскую и правовую ответственность за него.
Задача: научиться делать правильный выбор, противостоять давлению сверстников и взрослых, ориентироваться во все усложняющемся мире.
Оборудование: тематические плакаты, выставочный стенд художественной литературы и публицистики по данной тематике; буклеты - пропаганда против наркотиков и за здоровый образ жизни, видеопроектор.
Ход мероприятия (в роли ведущих могут выступать как учащиеся, так и педагоги).
Ведущий 1.
- Уважаемые ребята! Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что наркомания - это зло, которое, найдя добровольную поддержку в вашем лице, способно не только коренным образом изменить вашу жизнь, но и до основания ее разрушить. Чтобы наш разговор не показался очередной формальностью (думаю, каждый немало слышал и знает о вреде наркотиков), мы решили познакомить вас с очень интересными фактами, о которых вы, возможно, даже не подозреваете. Делаем мы это не только с целью расширить ваши знания по вопросам о проблеме наркомании, но и для того, чтобы каждый из вас знал, что, принимая решение попробовать наркотик, вы берете ответственность не только за себя, но и за свое потомство, свою жизнь, свое будущее и даже за будущее своего народа.
Ведущий 2. Материал газеты “Здоровье” “Откуда у наркомании в России “растут ноги”?”:
“На протяжении последних 10 лет мы задаем себе вопросы, на которые не находим ответа: почему Россию некие силы избрали в качестве главного плацдарма наркоагрессии? Как случилось, что страна, грешившая традиционным для русского народа пороком - пьянством, за неполные 10 лет выдвинулась на 5!!! место в мире по числу наркозависимых, коих уже за 6 млн.человек? И в этой кровавой мясорубке ежегодно только от передозировки умирают до 100 тыс. человек, остальные безвозвратно вычеркнуты из жизни общества.
Что это? Открытие “золотоносной жилы” мирового наркосообщества или хорошо продуманная политическая акция “неких” сил? Тогда почему в таких странах как США, Англия, Франция нет такой разнузданной наркотизации государств, почему не они, а Россия стала пятой в мире “наркодержавой”?
Ответ на эти вопросы можно найти в ставшем достоянием россиян секретном материале, в котором отражаются происходящие процессы в нашем государстве. Это директива Аллена Даллеса, бывшего директора ЦРУ и руководителя политической разведки США, так называемая “Американская доктрина борьбы против СССР”, составленная еще в 1945 году. Вот что в ней говорится:
“Окончится война, все как-то устроится, и мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную помощь на оболванивание и одурачивание русских людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить. Как? Мы найдем своих единомышленников, союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на Земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания.
Литература, театр, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать тех, кто станет насаждать в человеческом сознании культ секса, насилия, садизма, предательства - словом всякую безнравственность. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности.
Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, предательство, национализм и вражду народов будем насаждать в сознание людей. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться, что происходит. Но таких людей мы будем ставить в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества.
Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем таким образом расшатывать поколение за поколением, мы будем браться за людей с детских и юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать. Вот так мы это сделаем”.
(Во время чтения документа на экране транслируется слайдовая презентация, подтверждающими материалы доктрины. Для создания фильма использованы материалы документальных хроник, отрывки из художественных фильмов, фильм “Право на жизнь”, автор сценария и режиссер Борис Дворкин).
- И это им пока удается…
Ведущий 1.
- Скажите, почему именно Россию уже на протяжении многих веков и сейчас стараются поработить и разрушить, почему именно русский народ хотят уничтожить как нацию?
(Учащиеся высказывают свои точки зрения. На основании их ответов ведущим делается вывод)
Россия как никакая другая страна мира богата ресурсами различных направлений - материальных, природных, людских; это одно из самых конкурентноспособных государств. У русских людей есть вера, основанная на общечеловеческих ценностях, вера, ради которой он живут.
- Какие это ценности? (Любовь, семья, дружба, уважение, сострадание, милосердие, любовь к родной земле и Отечеству и т.д.)
У России сильно духовное начало, нравственный стержень, непобедимый русский дух, как говорил Л.Н.Толстой в своем произведении “Война и мир”. И этот дух заявляет о себе в экстремальных ситуациях, когда приходит беда. Вспомним историю. Война с Наполеоном. В самой России множество неразрешимых проблем, главные из которых - крепостное право, почти приравненное к рабству, унижение прав и достоинств человека, подавление свободы личности и т.д. Но русский народ долго терпит и покорно несет свой крест. А вот случилась беда - враг напал на Россию, все как один, без принуждения, добровольно, поднялись на защиту родной земли, понимая, что выполняют свой СВЯЩЕННЫЙ долг перед Отечеством. Сразу забываются обиды - русский человек не помнит зла. И в этом сила и уникальность его. Поэтому такой народ так просто не сломить.
- Приведите примеры, где проявляется вся сила русского духа. (Борьба русского народа против иноземных завоевателей в XIII веке, Александр Невский, война 1941-1945 гг., захват школы № 1 в 2004 г. в Беслане и др.)
Ведущий 2.
- Но вернемся в наши дни. В последние неполные два десятилетия влияние Запада стала все-таки разрушать нас. В конце двадцатого столетия ушло советское государство, исчезли идеалы, людям не во что стало верить. Русский человек без веры жить не может. Люди не видят будущего, живут одним днем. Власть над ними берут низменные потребности. Произошла подмена ценностей: значимыми стали не истинные удовольствия - труд, любовь, семья, дети, дружба, бизнес (это сложно, требует приложения порой немалых усилий), а сиюминутные удовольствия, сиюминутная радость, к числу коих относится и наркотик, укрепляющий с каждым годом свои позиции. Но только эта радость в очень короткий срок переходит в зависимость, зависимость в болезнь, а такая болезнь часто заканчивается смертью. А наркоман уничтожает не только себя, он уничтожает своих потомков. Получается: нет продолжения рода - нет будущего, нет нации, нет государства. Все! По большому счету цель программы по уничтожении России достигнута. И причина тому - мы сами, самостоятельно сделавшие свой выбор, но при этом, не задумываясь серьезно об ответственности за него.
- Вы с этим согласны? (Ответы учащихся)
Ведущий 1.
- И тем не менее, сегодня общество дает нам возможность проявить себя, реализовать в любой сфере деятельности, предоставляет полную свободу. Но нужно помнить, что только ЛИЧНОСТЬ способна сделать осознанный выбор, исходя из собственной самооценки, и нести за этот выбор ответственность. К сожалению, подавляющее число нашей молодежи в настоящее время подчиняется инстинкту толпы, обезличивается. Модно быть “как все”, потому что в этом случае отвечать за свои поступки не надо. И забыли мы, что человек - это индивидуальность, это разум, это духовный стержень, это личность, которой свойственно в любых даже самых трудных ситуациях проявлять свои нравственные позиции и убеждения, свою сущность, свое разумное “я”, оставаться человеком, которого не сломить. Очень важно умение твердо сказать “нет”, если для вас что-то абсолютно неприемлемо. Вот это позиция сильного человека, самодостаточного! Яркими примерами сильной личности являются наши современники: писатель А.Солженицын - прочитайте его “Архипелаг ГУЛАГ” или “Один день Ивана Денисовича”; Виктор Шаламов, возьмите его “Колымские рассказы”; поэт песенник Михаил Танич, в недавнем прошлом руководитель группы “Лесоповал”. А посмотрите на героя произведения Чингиза Айтматова “Плаха” Авдия. Через какие только трудности и унижения не проходили эти люди в своей жизни, сколько нечеловеческих страданий пришлось им пережить. Но ничто их не сломило. Почему? Да потому что у них есть тот самый нравственный стержень, та вера в себя, любовь к людям и жизни, которые держат их на плаву и которые никто у человека не может отнять. Они умеют сами делать выбор, нести за него ответственность и твердо сказать “нет” тому, что является безнравственным и ниже человеческого достоинства. Так вот и наша с вами задача - научиться противостоять тому духовному, психологическому и физическому самоуничтожению, которому так усиленно способствуют те, кому выгодно уничтожить Россию и русский народ.
Ведущий 2.
- Мы говорили уже, что ставка делается прежде всего на молодежь. Как вы думаете, почему? (Молодежь - это будущее, это еще формирующееся сознание, поддающееся часто влиянию; это поиски себя, самоутверждение, не всегда имеющее твердую нравственную позицию; не всегда умение сказать “нет”, чаще в силу своей неопытности и т.д.)
- Скажите, а вас всегда хватает смелости сказать “нет”, когда вам предлагают или просят сделать то, что вам не совсем нравится, но при этом вы боитесь выглядеть трусом, слабаком, смешным или просто обидеть человека своим отказом? Давайте проверим это, проведя небольшой тренинг. Раз сегодня мы говорим о наркомании, то ситуации, которые мы вам предложим, будут отвечать одной задаче: вы должны убедительно и твердо сказать “нет”, когда вам предложат попробовать наркотик. Ситуации будут разные, ваши пути решения тоже, но суть одна - твердое “нет”!
(Приглашаются учащиеся, делятся на небольшие группы, им предлагаются ситуации, ребята их обыгрывают. Пока идет подготовка фоном звучит классическая музыка)
Предлагаемые ситуации (расписаны на карточках и раздаются каждой группе ребят).
Ситуация 1: приятели-наркоманы ведут разговоры о приятном состоянии после употребления наркотика и утверждают, что это безвредно.
Ситуация 2: старшие по возрасту наркоманы принимают подростка в свою компанию и стремятся приучить его к своим привычкам.
Ситуация 3: предложение принять наркотик имеет характер принуждения: “Если хочешь быть с нами, то ты должен быть как все и ничем не выделяться. Драться, так всем вместе, пить, курить, ловить “кайф” - тоже вместе. Иначе тебе не место в нашей компании…”
Ситуация 4: опытные и старшие по возрасту наркоманы вовлекают подростка в употребление наркотиков, спекулируя на его желании выглядеть мужественным и извращая это понятие.
Ситуация 5: подростку внушают мысль, что наркотики помогают преодолевать жизненные трудности.
Ситуация 6: наркоманы и торговцы наркотиков специально угощают ребят сигаретой с “начинкой” без их ведома.
Ситуация 7: наркоманы утверждают, что употребление наркотиков имеют вековую традицию, и поэтому наркомания якобы не только естественна, но и необходима.
Ситуация 8: молодым людям предлагают принимать наркотики “для улучшения сексуальных возможностей”.
Ведущий 1.
- Итак, мы с вами убедились, что в общем-то из любой ситуации можно выйти с достоинством и без риска “подсесть” на наркотик. Нужно только всегда помнить, что за свой выбор ты несешь ответственность сам и отталкиваться от внутреннего убеждения “я - сильная личность!” Условно все варианты разделить на типологию “отказов”. Внимание на экран. (Идет показ и комментирование слайдов)
Слайд 1. Отказ-соглашение
Комментарий: человек в принципе согласен с предложением, но по разным причинам не дает согласие сразу. Формальный отказ типа: “вы не хотите выпить чаю?” - “Спасибо, но мне не удобно вас затруднять. В другой раз”.
Слайд 2. Отказ-обещание
Комментарий: человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент принять его не может. Этот вариант позволяет избежать конфликтной ситуации. Например: “Пойдем завтра в театр?” - “С удовольствием, но завтра у меня факультатив”.
Слайд 3. Отказ-альтернатива
Комментарий: эта форма отказа не затрагивает чувств предлагающего, но позволяет выдвинуть альтернативное предложение. “Пойдем завтра в бассейн?” - “Нет, я не люблю плавать. Давай лучше погуляем в парке”.