Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 20:20, курсовая работа
Цель работы: разработка рекомендаций для социального педагога по формированию у обучающихся ЗОЖ.
Задачи:
1. Изучить психологическую педагогику и специальную литературу по теме.
2. Проанализировать работу социального педагога школы по проблеме.
3.Разработать мероприятия для обучающихся по формированию ЗОЖ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………..6
1.1. ЗОЖ: характеристика понятия условий формирования ЗОЖ……………..6
1.2. Составляющие ЗОЖ …………………………………………………………8
1.3. Социальная педагогическая деятельность по формированию ЗОЖ у старших школьников…………………………………………………………….10
Глава 2. Практическая работа…………………………………………………...14
2.1. Изучение опыта работы социального педагога школы…………………...14
2.2. Разработка и апробация серии мероприятий……………………………...18
2.3. Выводы и рекомендации……………………………………………………28
Заключение ………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………32
Приложения………………………………………………………………………33
Слайд 4. Отказ-отрицание
Комментарий: он обычно направлен на само предложение или на предлагающего. Человек дает понять, что не согласиться ни при каких обстоятельствах. Здесь могут быть затронуты личные чувства предлагающего, обидеть его. Однако этот вариант резко снижает вероятность получения нежелательного предложения в дальнейшем. Например: “ Нет, я ни за что не пойду с тобой в ресторан”, “Нет, я не буду курить, т.к. это вульгарно” и т.д.
Слайд 5. Отказ-конфликт
Комментарий: крайний вариант отказа - отрицания. Агрессивен по форме, может содержать угрозу. Эффективен в случае грубого негативного внешнего давления.
Ведущий 2.
- Установку на отказ от наркотиков необходимо воспитывать в себе не только на уровне поведения, но и на уровне неприятия и противостояния самой идеологии наркотизма. Те, кто распространяет наркотики и втягивает вас в свои сети, обычно стараются заразить вас таким убеждениями- идеями:
Идея № 1 “ Наркотик делает человека свободным”
Идея № 2 “Наркотики бывают “всерьез” и “не всерьез” - от них всегда можно отказаться”
Идея № 3 “Наркотики помогают решать жизненные проблемы”
Идея № 4 “ Наркотики как приключенческий роман - избавляют от прозы жизни”
Идея №5 “ Наркотики употребляют сильные и талантливые люди”
- Давайте постараемся разобраться и убедиться в “закономерности” этих идей. Приведите ваши доводы “за” и “против” каждого убеждения. (Идет дискуссия. В качестве вывода каждой идее противопоставляется реальный факт (на слайде):
Идея № 1 “ Наркотик делает человека свободным”
Факт: наркоманы абсолютно свободны от всех радостей жизни.
Идея № 2 “Наркотики бывают “всерьез” и “не всерьез” - от них всегда можно отказаться”
Факт: всерьез можно отказаться только один раз-первый. Но для всех он становится последним.
Идея № 3 “Наркотики помогают решать жизненные проблемы”
Факт: они всю жизнь превращают в огромные проблемы.
Идея № 4 “ Наркотики как приключенческий роман - избавляют от прозы жизни”
Факт: избавляют, но только вместе с самой жизнью.
Идея № 5 “ Наркотики употребляют сильные и талантливые люди”
Факт: все они, даже если и были такими, очень скоро потеряли и силу свою и талант. Убедитесь в этом сами. Вот фотографии тех людей, которых вы все знаете. Но их уже нет среди нас, все умерли от наркотиков. (Идет показ слайдовой презентации с фото известных людей, погибших от употребления наркотиков).
Ведущий 1.
- Думаю, вы убедились в том, что реальность жизни наркомана далеко не так радужна и безопасна, как многие ее себе представляли. А вот этих людей, которым действительно можно позавидовать и да еще брать с них пример, вы тоже хорошо знаете. Они достаточно успешны, талантливы, волевые, упорны в достижении поставленной цели, их духовный, физический и интеллектуальный потенциал высок и постоянно развивается; у них есть несгибаемый ценностный стержень, вера в себя и титаническая работоспособность. И уж конечно, никакого отношения к наркотикам они не имеют. Вот, они, взгляните. (Идет показ слайдовой презентации с фото знаменитых спортсменов, актеров, режиссеров, артистов, художников, писателей, научных деятелей и т.д.)
Ведущий 2.
- Еще раз хочется напомнить, что только сильная личность способна сделать осознанный выбор и знать об ответственности, которую она за свой выбор на себя возлагает.
У наркомана нет будущего, помните об этом всегда! Строя жизнь без наркотиков, вы выбираете жизнь, значит и будущее. Каким будет оно - зависит только от вас самих. Возвращаясь к самому началу нашего с вами разговора, отмечу, что только здоровая ( во всех смыслах этого слова), сильная нация способна укреплять свои мировые позиции и пресечь какие бы то ни было попытки со стороны уничтожить ее и свою страну. Мы не хотим вам навязывать свое мнение. Что выбрать - жизнь или смерть - решать каждому из вас. Да, и для справки предоставляем вам еще кое-какую небезынтересную информацию.
Во-первых, наркомания - это болезнь, которая не излечивается. Не верьте никаким рекламам по поводу обещаний раз и навсегда вылечиться от наркозависимости. Реклама-двигатель торговли, попросту говоря, “выкачивает” деньги. Деньги вы действительно заплатите по полной программе, а вот результат очень сомнителен, да и удовольствие это не из дешевых - до нескольких тысяч долларов. Иначе, почему же тогда клиники открываются без конца, а число наркоманов увеличивается с каждым годом? Стоит задуматься. А вот что говорит по этому поводу медицинский психолог из наркологического диспансера Копылова Т.В. (Информация выводится на слайде, но будет еще лучше, если такой специалист сам будет присутствовать и говорить)
Слайд: “Наркомания - это страшное НЕИЗЛЕЧИМОЕ заболевание. Тот, кто пристрастился к наркотикам, уже никогда не будет здоров. В медицине нет такого термина “выздоровление” для наркоманов. Есть медицинский термин “ремиссия” - это временное неупотребление наркотиков. Находясь в состоянии ремиссии, при любой стрессовой ситуации наркоман возвращается к приему наркотиков. А таких ситуаций в нашей жизни, к сожалению, очень много…”
Так что помните об этом, ребята, если вдруг возникнет соблазн…
Ведущий 1.
- Во-вторых, не нужно думать, что за употребление и распространение наркотиков не будет проблем с законом (кстати, эти проблемы добавляются и ко всем остальным проблемам, которые появляются вместе с наркотиками). Будут проблемы, да еще какие! Убедитесь сами (показ слайда с комментариями ведущего).
Слайд “Уголовная ответственность, предусмотренная
за хранение,
сбыт и употребление наркотиков” (приложение
№1).
- Все это вам информация для размышления…
Ведущий 2.
- И, наконец, подводя итог нашего сегодняшнего разговора, давайте вместе посмотрим, какой же выбор каждый готов сделать прямо сейчас. У вас у каждого есть звездочка. Пожалуйста, наклейте ее на ватман под тем утверждением, которое является для вас единственно верным.
(На доске записана тема мероприятия, под темой висит ватман. Ребята подходят к ватману и делают свой выбор. Фоном звучит классическая музыка).
Подумай, оглянись вокруг, реши - «Что важно в жизни для твоей души…»
Мне все равно. Я как все. |
Жизнь дается один раз, надо испытать все удовольствия! |
Я-личность! Я выбираю жизнь! Наркотикам нет место в моей жизни! Однозначно! |
(После того, как ребята сделали свой выбор, ведущие комментируют результаты)
Ведущий 1.
- И напоследок мы хотим вам раздать вот такие буклеты-памятки, чтобы они не дали вам забыть о том, что несет с собой наркотик (приложение №2).
2.3. Выводы и рекомендации
Проблема формирование здорового образа жизни имеет большое значение, так как здоровье во многом определяет качество жизни и выступает необходимым условием продуктивного творчества, труда и совершенствования человека.
Современная тенденция к ухудшению здоровья детей, обучающихся в общеобразовательной школе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья, что и является основополагающей задачей школы, в том числе и социального педагога. Важное место при этом принадлежит формированию у детей навыков здорового образа жизни, содержание которых включает в себя: общее понятие здорового образа жизни, знакомство с понятием «профилактика», в частности профилактика различных кишечных инфекций, выработка навыков сохранения здоровья и позитивного отношения к здоровью, а также ответственного отношения к себе, как к человеческой личности, самоценности.
Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье - это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.
В связи с этим, на школу возлагается необходимость воспитания личности, способной адаптироваться к современным быстро изменяющимся условиям социальной среды создание оптимальных, адекватных условий, препятствующих возникновению заболеваний детей, их дезадаптации, способствующих формированию социального иммунитета и гармоническому развитию личности как главному фактору укрепления и сохранения здоровья.
Методические приёмы педагогического воздействия на подростков при формировании здорового образа жизни
1. Не только логическое воздействие, но и эмоциональное.
2. Альтернативы «улице». Не столько обучение, сколько воспитание собственным примером - действием, чужим «крутым» примером, опосредованное воздействие через коллектив, предложение лидерства, ненавязчивое открытие перспективы и т. п. Если подросток замечает, что его воспитывают -- эффект исчезает или переходит в свою противоположность. «Ты сказал - я поверил, ты повторил - я начал сомневаться, ты стал настаивать - я понял, что ты лжёшь».
3. Самоутверждающие отвлечения от факторов риска (спорт, искусство, художественное, техническое, интеллектуальное творчество, возвышающие ремесла и т. д.).
4. Условия успеха: непрерывность, нестандартная тактика в возрастном, половом, профессиональном, индивидуальном плане.
5. «Системный подход»: физическое, волевое (преодоление душевной лени), нравственное (прежде всего -- совесть и чувство ответственности), эстетическое, полоролевое (гендерное) воспитание.
6. Наличие позитивной фоновой идеи: патриотизм, справедливость, взаимопомощь, доброта, преемственность поколений.
Здоровье населения определяет состояние общества. К негативным тенденциям состояния здоровья населения России на современном этапе относятся: резкое увеличение количества курящего населения, обострившиеся проблемы алкоголизма, наркомании, уменьшение числа лиц, занимающихся физкультурой и спортом, нерациональное (несбалансированное) питание, состояние хронического психологического стресса. Эти факторы приводят к увеличению смертности и инвалидизации населения России, к снижению продолжительности жизни, поэтому самое главное в работе социального педагога - профилактика.
Заключение
Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Деятельность социального педагога должна быть направлена прежде всего на профилактику появления вредных привычек у школьников - наркомании, токсикомании, табакокурения. Большое внимание, также следует уделить организации свободного времени учащихся - занятия в кружках и спортивных секциях. В данном случае важно, чтобы в процессе воспитания развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.
Таким образом, роль социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако, успешная реализация этой важнейшей социальной задачи можно осуществить при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.
Следует социальному педагогу помнить о том, что здоровье молодого поколения - это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства.
Список литературы
1. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. -- М., 1988, - 176 с.
2. Антология социальной работы. Т. 2. Феноменология социальной патологии / Сост. М. В. Фирсов. -- М., 1995, - 342 с.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001. - 215 с.
4. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., - 1998, - 243 с.
5. Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности в системе профессиональной подготовки / Под ред. М.А. Галагузовой, М.Н. Костиковой. - Екатеринбург, 1996, - 322 с.
6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1991, - 214.