Формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы эстетического воспитания старших дошкольников, раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание» и «народная игрушка».
2. Раскрыть методические основы обучения старших дошкольников знакомству с народной игрушкой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ
1.1.Народная игрушка как средство эстетического воспитания…….....................6
1.2. Методика ознакомления детей с украинской народной игрушкой….................................................................................................................15
Выводы по главе 1…………………………………………………………………..21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ФОРМЫ РАБОТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
2.1. Выявление уровня знаний детей об украинской народной игрушке
в старшей группе детского сада…………………..................................................23
2.2. Проведения занятий
в старшей группе по ознакомлению с украинской народной игрушкой….................................................................................................................30
2.3. Сравнительный анализ экспериментальной работы…………………………32
Выводы по главе 2…………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..................37
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………........................39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..................41

Файлы: 1 файл

Дрозд Настя ДО-08.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

         Воспитателем будут использованы  все методы для реализации  поставленных задач: наглядный, наглядно-действенный, практический, игровой. Возрастные особенности старшего дошкольного возраста.

         На шестом году жизни (старший дошкольный возраст) у детей значительно меняются формы игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план: усложняются сюжеты, игра приобретает все более творческий характер, появляются игры-фантазии, игры с правилами, режиссерские игры.

         Во время этих игр у ребенка  развивается самостоятельность,  ответственность, самообладание.  Дошкольник осознает, что, выполняя обязанности роли, он способствует реализации прав других участников игры. Игры, становятся более продолжительными по времени. Ребенок старшего дошкольного возраста может проигрывать один сюжет на протяжении целого дня или даже нескольких дней. В играх появляется все больше правил, они отображают более сложные жизненные ситуации.

         Для детей 5-6 лет особенно важными  становятся продуктивные виды  деятельности: рисование, лепка,  конструирование, аппликация, моделирование.  Они требуют владения определенными  способами действий, знания сенсорных эталонов, стимулируют развитие ребенка. В этом возрасте особенно полезно для ребенка посещать развивающий центр для детей.

         Совершенствуются трудовые навыки. У ребенка формируются представления  о труде и профессиях взрослых, мотивы выполнения трудовых поручений, развивается способность самостоятельно ставить цель своей деятельности и удерживать ее до достижения, формируются некоторые личностные качества - трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, старательность.

       Закладываются основы учебной деятельности, и происходит это во время игры. Ребенок начинает учиться, играя, причем относится к обучению как к своеобразной ролевой игре с правилами. Овладевая ими, дошкольник, незаметно для себя, овладевает элементарными учебными действиями, у него возникает желание и умение учиться, развивается готовность подчиниться конкретным регламентированным формам организации учебного процесса.

       В старшем дошкольном возрасте сильно меняется самосознание: развивается образ «Я», формируется система представлений о себе (достоинства и недостатки), самооценка, уровень притязаний. Ребенок оценивает себя как представителя определенного пола, может регулировать свое поведение исходя из внутренних этичных убеждений.

     На протяжении этого периода ребенок учится подчинять свои действия не только желаниям, но и необходимости. Формируются познавательные мотивы, мотивы социальной значимости, одобрения.

         В старшем дошкольном возрасте  происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфере личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей : расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение « взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. [13]

         Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости от успешных самостоятельных действий.

         Развитию самостоятельности способствует  освоение детьми умений поставить  цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить  полученный результат с позиции  цели. Задача развития данных  умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

         Высшей формой самостоятельности  детей является творчество. Задача  воспитателя - побудить к нему интерес. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Все это- обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

       Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов ( с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.) в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек- самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы : он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.[16]

       Воспитатель  старается разнообразить практику  общения с каждым ребенком. Вступая  в общение и сотрудничество, он  проявляет доверие, любовь и  уважение к дошкольнику. При  этом он использует несколько моделей взаимодействия : по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способом действия; по типу равного партнерства, когда воспитатель- равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п.

         Важным показателем самосознания  детей 5-6 лет является оценочное  отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника, так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций.

    Выводы по главе I.

 Подобно родной  речи, сказке, песне, народная игрушка  является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Эти традиции носят с одной стороны черты интернациональные, с другой -  черты, определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики того или иного народа.

     Подходя  к народной игрушке с педагогической  точки зрения, мы видим, что  она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

     Величайшая  правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее  и овладеть им обеспечивало  игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых.

    Эстетическое в игрушке, без нарочитого намерения приспособляться к вкусам детей, несет ребенку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Это дает народная игрушка каждой национальности. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы декоративной росписи, орнаментальность: неудержимая яркость и благородная сдержанность в подборе цвета, которые связаны с местными традициями в оформлении.

     Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Это возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство.[25]

     Народ в  игрушке дает ребенку простое,  но подлинное, первосортное искусство.  Оно близко и понятно ребенку,  учит видеть и понимать окружающую  жизнь. Эти качества, так ярко выступающие в русской народной игрушке, требуют от нас внимательного ее изучения, возрождения народной игрушки, широкого ее использования в педагогической практике.

    Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Его освоение является частью формирования эстетической культуры личности.

Глава2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В СТРАШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.

2.1. Определение  уровня эстетического развития  детей с помощью украинской  народной игрушки в старшей группе детского сада

     Соответственно задачам исследования мы разработали педагогический эксперимент, целью которого является исследование уровня  эстетического развития детей с помощью украинской народной игрушки в старшей разновозрастнойгруппе.  
    Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в определении следующего:

    1. Особенности использования педагогическим коллективом методики

организации занятий в старшей группе детского сада. 
    2. Умение педагогов корректировать программные требования в зависимости от типа сформированной разновозрастной группы. 
    3. Наличие развивающей среды, ее содержание и использование.

  Констатирующий эксперимент проводился в двух направлениях: 
- наблюдение за учебно–воспитательным процессом в условиях разновозрастной группы. 
-    исследование уровня знаний детей об украинской народной игрушке в сфере жизнедеятельности «Культура».

      Эксперимент проводился на базе ДУЗ № 66 города Симферополя. Время проведения – со 9-го ноября по 24 января 2011-2012 учебного года. Для исследования мы выбрали старшую группу. Группа состояла из 12 детей. Возраст детей от 4 до 6 лет. В эксперименте принимали участие методист детского сада, воспитатель группы и помощник воспитателя. 
      Методы исследования – изучение педагогической документации по работе с разновозрастной группой, наблюдение за работой воспитателя во время проведения занятий, наблюдение и беседа с детьми, тестирование детей, метод статистической обработки данных.

     На основе теоретической части работы мы пришли к выводу, что при правильной организации работы в условиях разновозрастной группы детского учебного учреждения, практика совместного обучения детей разного возраста является оптимальной для полноценного развития ребенка. Разновозрастные группы формируют полноценный опыт общения, открывают возможности взаимообучения, интеллектуального развития, дают возможность создавать полноценную социальную среду.

     Подготовка к работе в разновозрастных группах требует от педагогического коллектива знания программы для всех возрастных групп, умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка, входящего в состав группы.

Целью нашего исследования является теоретическое  обоснование и апробиробация  форм работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой в старшей разновозрастной группе детского сада.

Воспитательная ценность игрушки заключается в том, что она способствует формированию самостоятельности, творческой деятельности детей. Игрушка - важный фактор психического развития. Народные игрушки издавна используют с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ощущения эстетической красоты, эстетического вкуса, сенсорного восприятия .

     Задача воспитателей – помочь ребенку познать народную игрушку, сделать первые шаги, научить любить народную игрушку и оберегать ее, прививать эстетический вкус во взаимодействии с украинской народной игрушкой. 
     Сфера жизнедеятельности «Культура» предусматривает  выделение в предметном окружении яркое, красочное,впечатляющее,с помощью взрослого классифицирует предметы, дифференцирует предметы по их привлекательности, пытается украсить, сосредотачивает внимание на красивых сооружениях, рукодельных изделиях, отдает предпочтение красивым игрушкам,материалам,вещам;эмоционально откликается  на проявление эстетического в  жизни и деятельности; различает своеобразность жанров изобразительного искусства(пейзаж,портрет,натюрморт),музыкальных жанров, фольклора и литературных сочинений; владеет основными средствами художественной выразительности, отображает в предметно-практической и художественной деятельности эстетическое отношение к миру, с удовольствием выполняет задания эстетического характера; наслаждается красивым рисунком,сказкой,мелодической музыкой, эстетическим театральным действием.

Информация о работе Формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой