Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:11, курсовая работа
Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы эстетического воспитания старших дошкольников, раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание» и «народная игрушка».
2. Раскрыть методические основы обучения старших дошкольников знакомству с народной игрушкой.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ
1.1.Народная игрушка как средство эстетического воспитания…….....................6
1.2. Методика ознакомления детей с украинской народной игрушкой….................................................................................................................15
Выводы по главе 1…………………………………………………………………..21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ФОРМЫ РАБОТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
2.1. Выявление уровня знаний детей об украинской народной игрушке
в старшей группе детского сада…………………..................................................23
2.2. Проведения занятий
в старшей группе по ознакомлению с украинской народной игрушкой….................................................................................................................30
2.3. Сравнительный анализ экспериментальной работы…………………………32
Выводы по главе 2…………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..................37
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………........................39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..................41
-
«Лепка и роспись
-
«Лепка и роспись курицы-
Программное содержание. Познакомить с филимоновской игрушкой. Рассказать детям о происхождении промысла (д. Филимоново Тульской области). Закреплять знания о декоративных элементах филимоновской росписи: точки, круги, полосочки, елочки, солнышко. Закреплять знания о цветовой гамме филимоновской росписи: желтый, зеленый, синий, красный и малиновый цвета. Учить украшать бумажные силуэты элементами филимоновской росписи в соответствии с формой предмета; называть отличительные особенности филимоновской и дымковской игрушки. Формировать умение лепить филимоновские игрушки из глины и пластилина. Учить расписывать объемные игрушки, вылепленные из глины или пластилина; выполнять сюжетные композиции.
Тема «Городецкие узоры» состоит из занятий:
-
«Ознакомление с городецким
- «Рисование купавки, розана и листочка»,
- «Рисование городецких птиц»,
- «Рисование городецкого коня».
Программное
содержание. Познакомить с городецким
промыслом. Рассказать детям о
происхождении данного промысла
(г. Городец Нижегородской
Художественно-творческая деятельность детей 6-7 лет.
Тема «Голубая Гжель» состоит из занятий:
- «Ознакомление с гжельской керамикой»,
-
«Рисование элементов
- «Лепка и роспись гжельских изделий».
Программное содержание. Познакомить детей с историей гжельского промысла. Рассказать детям о происхождении данного промысла (п. Гжель Раменского района Московской области). Воспитывать уважение к народным мастерам. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы гжельской росписи: точки, тонкие и широкие линии, капельки, цветы, птицы и т.д. Учить расписывать гжельскими узорами различные бумажные силуэты. Знакомить со способом лепки скульптуры малых форм. Закреплять умение украшать глиняные изделия гжельскими узорами.
Тема «Русская матрешка» состоит из занятий:
- «Путешествие с матрешкой»,
-
«Копирование матрешек
-
«Копирование матрешек
-
«Роспись полхов-майданских
Программное содержание. Знакомить детей с разнообразием русской матрешки. Показать характерные особенности сергиевопосадской, семеновской и полховмайданской матрешки. Формировать эстетическое отношение к русскому сувениру – матрешке. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.
Так же автор
данного пособия предлагает
Тема «Богородские
деревянные игрушки». Программное
содержание. Продолжать знакомить
детей с народным и
Приложение Б
После проведения
всех практических занятий
Целью ставилось
не только закрепление знаний,
умений и навыков, а так же
расширение и развитие у детей
художественных представлений,
Студия оформлена
для проведения
1-я группа – филимоновские мастера;
2-я группа – дымковские
3-я группа – хохломские
4-я группа – городецкие
5-я группа – полхов-
6-я группа – гжельские
7-я группа – мастера по изготовлению матрешек.
В горнице сидит хозяйка и поет песню «На улице дождик…». Входят дети в русских костюмах и встают около хозяйки, затем здороваются и низко кланяются.
П е д а г о г . Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!
Х о з я ю ш к а . Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба простая, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли гости пришли, помогите мне. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
В е д у щ а я . Да, мы специально пришли помочь. Правда, ребята? Давайте приниматься за работу. Делу время, потехе час.
Звучит
русская народная мелодия.
Была бы охота, заладится любая работа.
Что посеешь, то и пожнешь.
Не будет скуки, когда заняты руки.
Делаешь наспех – сделаешь на смех.
Птицу узнают в полете, а человека в работе!
Недаром говориться, что дело мастера боится.
Упорство и труд – все перетрут.
Кто первый в труде, тому слава везде.
Труд человека кормит, а лень портит.
Ремесло не коромысло, плеч не тянет.
Без труда не вынуть рыбку из пруда.
Каков мастер, такова и работа.
Дети приступают к росписи изделий.
В е д
у щ а я . Вот мы сейчас
посмотрим, как работают наши
мастера (подходит к
П е д а г о г .
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
1 - й р е б е н о к .
С переливами поет, утром будит весь народ.
Золотистый гребешок гордо носит …
2 - й р е б е н о к .
Вот индюк нарядный.
Весь такой он складный.
У большого индюка.
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
Точно солнечный цветок.
И высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
3 - й р е б е н о к .
Конь бежит – вся земля дрожит,
В поле травушка-муравушка ничком лежит.
В е д у щ а я . А что нам расскажут про свои игрушки дымковские мастера?
П е д а г о г .
Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
А затем пустимся в пляс.
1 - й р е б е н о к .
Хороша игрушка расписная,
Вся поет бесхитростно светла.
И видна мне радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
2 - й р е б е н о к .
Не потому ль игрушкой этой
Народ так свято дорожил,
Что он свое стремленье к свету
В фигурки яркие вложил?
Сегодня игрушек сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
3 - й р е б е н о к .
Конь домчит до карусели.
На седло залез Емеля.
Влез, встал, засвистал –
Засвистал, поскакал.
4 - й р е б е н о к .
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет
В е д у щ а я . А вот и хохломские мастера.
П е д а г о г .
Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши –
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Все вобрала словно память:
Зорь червонные лучи,
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
1 - й р е б е н о к .
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары,
Поставцы, розетки, чаши
Покупайте хохлому нашу!
2 - й р е б е н о к .
На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь
Ложки золоченые, узоры крученые!
3 - й р е б е н о к .
Налетайте, налетайте, покупайте, покупайте!
Нет изделий краше хохломы нашей!
В е д у щ а я . Послушаем, что скажут нам мастера, которые делают матрешек.
П е д а г о г .
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
В ней живет шестая.
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд.
Сестры-куколки стоят.
– Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: – «Восемь!»
1 - й р е б е н о к .
Мы матрешки, мы кругляшки.
Мы все лаковые, одинаковые.
Как плясать пойдем –
Только пыль столбом.
2 - й р е б е н о к .
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
3 - й р е б е н о к .
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
4 - й р е б е н о к .
Словно репка она крутобока.
И под алым платочком для нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
5 - й р е б е н о к .
Подходите, подходите.
На товары поглядите.
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка.
И не кольца, и не брошки,
А веселые матрешки.
В е д
у щ а я . А что нам
скажут про свои изделия
1 - й р е б е н о к .
Синие птицы по белому небу.
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
2 - й р е б е н о к .
Синяя сказка – глазам загляденье.
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье.
Русская звонкая Гжель!
В е д у щ а я . А чем занимаются полхов-майданские мастера?
1 - й р е б е н о к .
Взял я в руки кисть и краски,
Стал волшебником из сказки.
На матрешке яркий сарафан
Расписал под Полховский Майдан.
2 - й р е б е н о к .
На кургане пышно маки расцвели.
Украшение для всей родной земли.
А на Полховском Майдане детвора
Мастерит игрушки с самого утра.
В е д
у щ а я . А в этой
мастерской работают
1 - й р е б е н о к .
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
2 - й р е б е н о к .
Городецкий конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают.
И кувшинки расцветают.
В е д
у щ а я . Вот и закончили
свою роспись народные умельцы.
Звучит
русская народная мелодия «
Информация о работе Формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой