Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:11, курсовая работа
Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы эстетического воспитания старших дошкольников, раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание» и «народная игрушка».
2. Раскрыть методические основы обучения старших дошкольников знакомству с народной игрушкой.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ
1.1.Народная игрушка как средство эстетического воспитания…….....................6
1.2. Методика ознакомления детей с украинской народной игрушкой….................................................................................................................15
Выводы по главе 1…………………………………………………………………..21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ФОРМЫ РАБОТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
2.1. Выявление уровня знаний детей об украинской народной игрушке
в старшей группе детского сада…………………..................................................23
2.2. Проведения занятий
в старшей группе по ознакомлению с украинской народной игрушкой….................................................................................................................30
2.3. Сравнительный анализ экспериментальной работы…………………………32
Выводы по главе 2…………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..................37
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………........................39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..................41
Сформированные эстетические восприятия, чувства, суждения, интересы, потребности, вкус и оценка подготавливают личность к полноценному проявлению эстетической активности.
Задачами эстетического воспитания дошкольников являются
- Формирование эстетического отношения к действительности, эстетических представлений и суждений. Эстетическое восприятие действительности опирается на чувственный аспект вещей – на их цвет, звук, форму, что обуславливает необходимость развития сенсорной культуры детей.
Эстетическое восприятие возникает только при эмоциональном отношении к тому, что ребенок воспринимает. При правильном педагогическом руководстве все виды искусства, природа, быт способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Компонентами эстетического отношения ребенка к искусству являются:
- способность к эмоциональному переживанию;
- способность к активному
усвоению художественного
- специальные художественные и творческие способности;
Воспитывая у детей умение, воспринимать красоту и эмоционально откликаться на нее, педагог постепенно подводит их к пониманию, оценки, формирования эстетических представлений и суждений. Формирование элементарной эстетического осознания у дошкольников происходит в процессе ознакомления с образцами правильного определения прекрасного и безобразного в жизни и в искусстве. Детям помагают овладеть и осознать сенсорные эталоны, необходимые для формирования эмоциональных оценок (радости, печали, горя, удивления),знаниях о видах и жанрах искусства, особенности их выразительных средств, о деятелях искусства(художников, музыкантов),а также выяснить сущность эстетических оценок.[15]
Искусство украинского мастерства изготовления игрушек формирует у детей эстетические вкусы, творческие способности. Народная игрушка имеет не только экологическую, но и духовную чистоту. Сделанная с любовью, она развивает смекалку, фантазию, духовный мир ребенка, дает первые профессиональные навыки, пробуждает чувство родным корням. Отдельное место среди игрушек занимают куклы.
Кукла - одна из древнейших игрушек человечества, ее справедливо называют суперигрушкой, поскольку в течение тысячелетий она не теряет своей актуальности. "Одета" кукла сопровождает человека на протяжении всей жизни: в детстве - это одна из любимых игрушек, приятный подарок, а со временем - интересный сувенир, связанный с театральной игрой, витринные искусством, промышленным производством, художественным творчеством.[21]
Художественно оформленная
игрушка пробуждает у ребенка
эстетические чувства и
Народная игрушка является
Первобытное общество детских игрушек не знало. Не делают игрушек и племена, которые находятся на стадиально довольно низком уровне развития. Народная игрушка, как вещь определенного функционального назначения, по мнению многих ученых, появляется довольно поздно, когда цивилизация отдельных обществ и народов достигает достаточного уровня развития. Однако это не означает, что в условиях первобытного общества и жизнь "примитивных" племен дети совсем лишены игры и игрушки.
Известный коллекционер и знаток игрушки Г. Блинов отмечает, что первыми детскими игрушками "видимо ... были случайные предметы: камни, шишки, сухие ветки. И такие" игрушки ", разумеется, старше, чем сам человек"
На территории Украины древнейшие прототипы игрушки обнаружены в с. Мезин Коропского района Черниговской области. Это были фигурки птиц, волка или собаки, изготовленные из мамонтовых бивней примерно 25 тыс. лет назад. Имели они обрядовое значение.
В IV-III тыс. до н. э трипольцы изготовляли керамические женские статуэтки, разнообразные фигурки животных (овец, лошадей, быков и др.) и их детенышей, которые символизировали плодовитость. В могильнике на территории Львовской области археологами найдено лепные полые фигурки птиц, которые впоследствии трансформировались в игрушки-свисток. Детские игрушки древних славян (деревянные лошадки, уточки) найдено во время раскопок на Приднепровье. Датированные они примерно X-началом XII в.
В дохристианский период игрушки преимущественно изображали священных животных, птиц, фантастических существ, свидетельствует об их связи с языческим культом, народной мифологией. После принятия христианства игрушки основном использовали с игровой и декоративных целей. Однако некоторые из них сохранили ритуальный характер и до сих пор (елочные украшения к Новому году, праздничные шарики и т.д.).
От украинских игрушек периода XIV-XVIII вв. почти ничего не сохранилось. Однако этнографы утверждают, что изготовление игрушек не прекращалось ни в XIV, ни в XVI веках. Во второй половине XVIII в. вследствие развития в Украине ярмарочной торговли началось массовое производство игрушек на продажу. Ни один ярмарку не обходился без глиняных лошадок, барашков, петушков, маленького посуды, кукол - "пани", расписанных орнаментом, украшенных цветной глиной и покрытых прозрачной глазурью. [19]
Расцвет кустарного игрушечного промысла приходится на середину XIX в. Больше изготовляли игрушек на Приднепровье, Подолье, Прикарпатье. Среди тогдашних игрушек Приднепровья конца XIX в. - Деревянные кружку для зачерпування жидкости, деревянные куклы, маленькие модели бытовых вещей (игрушечные товкачикы, тачивкы, рубли, украшенные резьбой, волчки, мельницы и др. Популярными были механические игрушки с соответствующими двигательными элементами - вырезанные фигурки попарно соединенных планками медведей, кузнецов, ткачей; головоломки для детей так называемые большая и малая мороки. Большая морока состояла из двух длинных и двенадцати коротких колышков, которые образовывали на основной оси три крестообразные конструкции, а малая - из четырех одинаковых колышков, связанных в крестик. Чтобы их разобрать, а потом сложить, необходимо было проявить смекалку и изобретательность.
Следовательно, можно сделать вывод, что народная игрушка от времени, когда она носила обрядовое значение (примерно 25 тысяч лет назад), и до наших прошла длительный путь развития. Менялись материал, из которого изготовляли игрушку, ее содержание, окраска, технологии изготовления, функции.
В новых условиях традиционная игрушка, как и вышитое полотенце, и родственный ковер, народная картина или икона, должна быть атрибутом родовой, семейной памяти о далеком и не очень далекое прошлое, о той функционирующую систему народной культуры, элементом которой была эта игрушка. Последняя же, еще раз подчеркнем, и в новых современных условиях остается носителем тех информативно-генетических богатств, составляющих основу национальной и миропознания и миропонимания.[17]
Украинская народная "игрушечная культура" сложная и разнообразная. Для того чтобы изучать, нужно каким-то образом классифицировать, т.е. разделить игрушки на группы, Наиболее простой и прямолинейной классификации является разделение на две группы:
Игрушки, в которых основной чертой является пластичные, художественно-эстетические факторы: куклы, лошадки, барашки, олени, Цапко, всадники, птицы, "барыни", "кумовья" и др.;
Игрушки, основной функцией которых является результат осуществления определенной механического воздействия: коростели, Фуркало, колотушки, свистки, луки со стрелами, погремушки, хихичкы т.д.
Таким образом, в изменении характера игрушек на протяжении человеческой истории наглядно отражена действительная история игрушки, обусловленная историей развития общества, историей развития ребенка в обществе. Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. [23]
1.2. Методика
ознакомления детей с
В старшей группе детского сада дается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов может быть проведен по предложению воспитателя и по замыслу детей. [ 20]
На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности.
Для рассматривания детям предлагают народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое содержание и оформление. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские расписаны тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушки часто оформляются налепами или углубленным рельефом. При рассматривании игрушки особое внимание детей направляется на пластику переходов от одной части к другой, на то, какими способами они вылеплены и оформлены.
Для лучшего ознакомления детей с народной глиняной игрушкой проводятся дидактические игры: «Магазин игрушек» (где ребенок угадывает игрушку по описанию других детей) или « Устроим выставку украинской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, дети отбирают лишь те, которые нужны для выставки). [4.c. - 20-24]
Прежде чем приступить к
За годы существования
Сырье для производства
Затем игрушки белят мелом, разведенным в молоке, и раскрашивают. Раньше их расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование большого количества разных цветов (до десяти) придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Обычно игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом- это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. Смело сочетаются контрастные краски — синяя, красная, голубая, желтая, малиновая, зеленая — от четырех до десяти цветов. Когда-то использовались даже листочки сусального золота. Свистульки тоже лепят вручную, а отверстия прокалывают палочкой.[8]
В старые времена работали, как говорили, «заводами»: одна мастерица делала юбку, другая - голову, третья лепила ведра, а потом все собиралось в одну фигурку. В наше время каждая мастерица делает игрушку целиком — от лепки до последних штрихов раскраски. Несмотря на жесткие правила росписи, каждый автор привносит в свои произведения собственный почерк и излюбленный колорит. Любая фигурка — это ручная работа, существующая в единственном экземпляре; традиционно этот промысел не имеет серийного поточного производства.
Заинтересовав детей, мы
После знакомства детей с
С детьми проводятся беседы по теме «Украинская игрушка», заучиваются стихи, загадки, пословицы и поговорки про дымковскую игрушку. Рассматривают иллюстрации в альбоме «Украинская игрушка», в книгах с целью познакомить детей с народной игрушкой, вызвать желание нарисовать или слепить ее.
Большую положительную роль в занятиях играет музыка. Мы знакомим детей с украинскими народными песнями и мелодиями, приобщаем к устному народному творчеству. [14]
Информация о работе Формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой