Формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы эстетического воспитания старших дошкольников, раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание» и «народная игрушка».
2. Раскрыть методические основы обучения старших дошкольников знакомству с народной игрушкой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ
1.1.Народная игрушка как средство эстетического воспитания…….....................6
1.2. Методика ознакомления детей с украинской народной игрушкой….................................................................................................................15
Выводы по главе 1…………………………………………………………………..21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ФОРМЫ РАБОТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
2.1. Выявление уровня знаний детей об украинской народной игрушке
в старшей группе детского сада…………………..................................................23
2.2. Проведения занятий
в старшей группе по ознакомлению с украинской народной игрушкой….................................................................................................................30
2.3. Сравнительный анализ экспериментальной работы…………………………32
Выводы по главе 2…………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..................37
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………........................39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..................41

Файлы: 1 файл

Дрозд Настя ДО-08.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

 2.3. Сравнительный анализ экспериментальной работы.

      Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности педагогических условий и проведенных мероприятий, направленных на эстетическое развитие детей с помощью украинской народной игрушки в старшей разновозрастной группе. Для исследования уровня знаний детей об народной игрушкев контрольной и экспериментальной группах и проведения сравнительного анализа мы применили диагностику эстетических знаний дошкольников, использованную нами при проведении констатирующего эксперимента. Детям контрольной и экспериментальной групп были предложены задания. Каждое задание соответствовало определенному критерию уровня знаний о народной игрушке отличалось по своей степени сложности в зависимости от критериев занни й о игрушке в  старшей подгруппе разновозрастной группы. Результаты контрольного эксперимента  представлены в таблицах Д.1. и Д.2. (см. Приложение ).

Результаты уровня знаний контрольной и экспериментальной группы в процентном соотношении представлены в таблице 2.3.1.

      Таблица 2.3.1.

Уровни знаний об окружающем мире у детей контрольной и   экспериментальной групп. Контрольный  эксперимент.

 

    Уровни

     Контрольная группа

  Экспериментальная группа

Количество детей

   %

   Количество детей

  %

Высокий

           2

20

             3

 30

Средний

            5

50

             6

 60

Низкий

            3

30

             1

 10


Анализ результатов  полученных нами в результате контрольного эксперимента показал, что уровень знаний об окружающем мире повысился в обеих группах. За время работы опыт детей в изобразительной деятельности обогатился новыми средствами создания художественного образа. Рисунки детей стали ярче, выразительней, композиционно более законченными благодаря умению применять в своих работах характерные черты стилевой народной росписи. В работе с детьми было видно, что объем, содержание конкретных знаний об особенностях той или иной народной росписи влияют на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности. Например, чем полнее, детальнее проводит ребенок сравнение, находя сходства и различия между дымковской и филимоновской игрушкой, тем больше его узор насыщен характерными деталями этих росписей. И тем более он свободен в проявлении творческой активности, тем смелее привносит новые вариации в стилевой орнамент.

     Наиболее  высокая степень эмоционального  отклика со стороны детей была  отмечена при проведении интегрированного  развлечения, включавшего в себя разные виды художественно-творческой деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую и театрализованную. Развлечение было основано на такой традиции, как ярмарка. Безусловно, такие действия требуют большой предварительной работы по обогащению представлений детей, расширению их знаний о мире, об искусстве.

     Кроме интегрированности,  комплексности использования художественного  материала наша работа была  основана на тесной взаимной  связи между развитием художественно-творческих способностей детей и формированием основ художественной культуры и эстетического отношения ко всему, что их окружает. Это уровень внутриличностного интегрирования в способах освоения и присвоения окружающего мира.

     Познавая  произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

     В результате  проделанной работы расширился  спектр эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. Разнообразие народного художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития и развития художественной культуры детей старшего дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

     В соответствии с целями и задачами исследования нами была проведена экспериментальная работа по выявлению уровней эстетического развития детей с помощью народной игрушки при  проведении занятий в старшей разновозрастной группе детского сада, эксперимент проводился на базе Дошкольного учебного учреждения комбинированного типа № 65 города Симферополя.

     В ходе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностическая работа с педагогическим коллективом и детьми старшей группы.  Констатирующий эксперимент проводился в двух направлениях – наблюдение за учебно-воспитательным процессом в условиях разновозрастной группы и исследование уровня знаний детей  народной игрушке сфере жизнедеятельности «Культура»,

     Наблюдение за работой воспитателя проводилось с целью определения умений педагога использовать методику организации педагогического процесса и правильного использования форм и методов проведения занятий в старшей группе. Диагностическая работа с детьми проводилась с целью определения уровней эстетического развития Для определения уровня знаний детей мы использовали  задания, которые отличались по своей степени сложности  в зависимости от критериев знаний детей  старшего дошкольного возраста. Результаты проведенного  констатирующего эксперимента позволили нам определить уровень знаний детей а народной игрушке, а так же выделить контрольную и экспериментальную группы. 

     На основе полученных в ходе констатирующего эксперимента данных нами была выстроена программа по созданию педагогических условий проведения занятий по ознакомлению с народной игрушкой в старшей группе. В ходе формирующего эксперимента нами проводилась работа по апробации педагогических условий и обогащению уровня знаний детей о народной игрушке на занятиях в старшейгруппе.

      Анализ результатов полученных нами при проведении контрольного эксперимента показал, что уровень эстетического развития  детей  вырос в обеих подгруппах, но динамика повышения в экспериментальной группе ниже чем в контрольной по всем критериям – интерес к искусству, к народным игрушкам, потребность в разноплановой эстетической деятельности, проявленность эстетических переживаний, отношений в процессе ознакомления с народной украинской игрушкой, понимание эстетической ценности художественного образа, создание в собственных рисунках целостного художественного образа украинской народной игрушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и

художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

    Народная игрушка – яркая, самобытная; тесно связана с народным искусством. Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Игрушка несет ребенку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Игрушка учит видеть и понимать окружающую жизнь.

    Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Его освоение является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, – расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. Народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества  и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении  детских садов.

        Проделанная нами опытно-экспериментальная работа позволяет сделать следующие выводы:

народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческое деятельности, должно найти более  широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Расширился спектр эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.

     Знакомство  с народной игрушкой, разнообразие  художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволило с успехом решить задачи развития личностных качеств и художественной культуры детей старшего дошкольного возраста. Это подтверждает выдвинутую гипотезу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А.В.  Просвещение, 1967. - 221-235 с

2. Аркин Е.А. Из истории  игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. 8-15 с.

3. Батурина Е. Игрушки  в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. - 82 -85 с.

4. Горностаева Л. Игрушки  в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2. - 20-24 с.

5. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Косаковской Е.А. - М.: Просвещение, 1980. - 64 с..

6.Крупская Н.К. Об  игрушках для дошколят. - Пед. соч., т. 6.

7. Менджерицкая Д.В.  Воспитателю о детской игре: Пособие  для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т.А. - М.: Просвещение, 1982. - 18-25 - с.

8.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепила М.Б. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М., 2000.

9.    Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. – Шуя, 1994.

10.    Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989.

11.    Курандина А.В. Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей 5-6 лет : Квалификационная работа. – М., 2003.

12.    Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 1997, 2000.

13.    Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1989.

14.    Нудженко Т.В. Возможности народной игрушки в развитии ребенка дошкольника: Квалификационная работа. – М., 2003.

15.    Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. Пособие для воспитателя и заведующей детским садом. – И., 1982.

16.    Пантелеев Г.Н. и др. Декоративное искусство – детям. Пособие для воспитателя старшей группы детского сада. – М., 1976.

17.    Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – М., 1895.

18.    Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2005.

19.    Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.  Сборник научных трудов. / Отв. ред. Т.С. Комарова. – М., 1983.

20.    Флерина Е.А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М., 1973.

21.    Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 1956.

22.    Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.

23.    Шевчук Л. Дети и народное творчество. – М., 1985.

24.    Широкова Е.И. История игрушки (историко-педагогический анализ) : Квалификационная работа. – М., 2003.

25.    Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М., 1996.

26.    Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2002. 

 

 

 

 

Приложение А

 Тема «Украинская народная игрушка» состоит из занятий:

-         «Дымковские игрушки»,

-         «Рисование дымковских узоров»,

-         «Лепка и роспись дымковской  уточки»,

-         «Лепка и роспись дымковского  коня», 

-         «Лепка и роспись дымковской  барышни».

     Программное  содержание. Познакомить детей с  дымковской игрушкой. Рассказать  детям о происхождении данного  промысла (г. Вятка). Закреплять знания  детей о декоративных элементах  дымковской росписи: точки, круги,  полосочки, прямые и волнистые  линии. Учить украшать бумажные силуэты элементами дымковской росписи в соответствии с формой предмета. Формировать умение лепить дымковские игрушки из глины и пластилина. Учить расписывать объемные игрушки, вылепленные из глины или пластилина. Развивать умение выполнять сюжетные композиции.

     Тема «Филимоновские  свистульки» состоит из занятий:

-         «Знакомство с творчеством филимоновских  мастеров»,

-         «Рисование филимоновских элементов:  полосок, елочек, цветов»,

-         «Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек»,

Информация о работе Формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой