Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:11, курсовая работа
Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы эстетического воспитания старших дошкольников, раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание» и «народная игрушка».
2. Раскрыть методические основы обучения старших дошкольников знакомству с народной игрушкой.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ
1.1.Народная игрушка как средство эстетического воспитания…….....................6
1.2. Методика ознакомления детей с украинской народной игрушкой….................................................................................................................15
Выводы по главе 1…………………………………………………………………..21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ФОРМЫ РАБОТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
2.1. Выявление уровня знаний детей об украинской народной игрушке
в старшей группе детского сада…………………..................................................23
2.2. Проведения занятий
в старшей группе по ознакомлению с украинской народной игрушкой….................................................................................................................30
2.3. Сравнительный анализ экспериментальной работы…………………………32
Выводы по главе 2…………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..................37
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………........................39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..................41
2.3. Сравнительный анализ экспериментальной работы.
Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности педагогических условий и проведенных мероприятий, направленных на эстетическое развитие детей с помощью украинской народной игрушки в старшей разновозрастной группе. Для исследования уровня знаний детей об народной игрушкев контрольной и экспериментальной группах и проведения сравнительного анализа мы применили диагностику эстетических знаний дошкольников, использованную нами при проведении констатирующего эксперимента. Детям контрольной и экспериментальной групп были предложены задания. Каждое задание соответствовало определенному критерию уровня знаний о народной игрушке отличалось по своей степени сложности в зависимости от критериев занни й о игрушке в старшей подгруппе разновозрастной группы. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблицах Д.1. и Д.2. (см. Приложение ).
Результаты уровня знаний
контрольной и экспериментально
Таблица 2.3.1.
Уровни знаний об окружающем мире у детей контрольной и экспериментальной групп. Контрольный эксперимент.
Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% | |
Высокий |
2 |
20 |
3 |
30 |
Средний |
5 |
50 |
6 |
60 |
Низкий |
3 |
30 |
1 |
10 |
Анализ результатов полученных нами в результате контрольного эксперимента показал, что уровень знаний об окружающем мире повысился в обеих группах. За время работы опыт детей в изобразительной деятельности обогатился новыми средствами создания художественного образа. Рисунки детей стали ярче, выразительней, композиционно более законченными благодаря умению применять в своих работах характерные черты стилевой народной росписи. В работе с детьми было видно, что объем, содержание конкретных знаний об особенностях той или иной народной росписи влияют на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности. Например, чем полнее, детальнее проводит ребенок сравнение, находя сходства и различия между дымковской и филимоновской игрушкой, тем больше его узор насыщен характерными деталями этих росписей. И тем более он свободен в проявлении творческой активности, тем смелее привносит новые вариации в стилевой орнамент.
Наиболее
высокая степень
Кроме интегрированности,
комплексности использования
Познавая
произведения народного искусст
В результате проделанной работы расширился спектр эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. Разнообразие народного художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития и развития художественной культуры детей старшего дошкольного возраста.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.
В соответствии с целями и задачами исследования нами была проведена экспериментальная работа по выявлению уровней эстетического развития детей с помощью народной игрушки при проведении занятий в старшей разновозрастной группе детского сада, эксперимент проводился на базе Дошкольного учебного учреждения комбинированного типа № 65 города Симферополя.
В ходе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностическая работа с педагогическим коллективом и детьми старшей группы. Констатирующий эксперимент проводился в двух направлениях – наблюдение за учебно-воспитательным процессом в условиях разновозрастной группы и исследование уровня знаний детей народной игрушке сфере жизнедеятельности «Культура»,
Наблюдение за работой воспитателя проводилось с целью определения умений педагога использовать методику организации педагогического процесса и правильного использования форм и методов проведения занятий в старшей группе. Диагностическая работа с детьми проводилась с целью определения уровней эстетического развития Для определения уровня знаний детей мы использовали задания, которые отличались по своей степени сложности в зависимости от критериев знаний детей старшего дошкольного возраста. Результаты проведенного констатирующего эксперимента позволили нам определить уровень знаний детей а народной игрушке, а так же выделить контрольную и экспериментальную группы.
На основе полученных в ходе констатирующего эксперимента данных нами была выстроена программа по созданию педагогических условий проведения занятий по ознакомлению с народной игрушкой в старшей группе. В ходе формирующего эксперимента нами проводилась работа по апробации педагогических условий и обогащению уровня знаний детей о народной игрушке на занятиях в старшейгруппе.
Анализ результатов полученных нами при проведении контрольного эксперимента показал, что уровень эстетического развития детей вырос в обеих подгруппах, но динамика повышения в экспериментальной группе ниже чем в контрольной по всем критериям – интерес к искусству, к народным игрушкам, потребность в разноплановой эстетической деятельности, проявленность эстетических переживаний, отношений в процессе ознакомления с народной украинской игрушкой, понимание эстетической ценности художественного образа, создание в собственных рисунках целостного художественного образа украинской народной игрушки.
Заключение
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и
художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Народная игрушка – яркая, самобытная; тесно связана с народным искусством. Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Игрушка несет ребенку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Игрушка учит видеть и понимать окружающую жизнь.
Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Его освоение является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, – расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. Народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.
Проделанная нами опытно-экспериментальная работа позволяет сделать следующие выводы:
народное искусство, положенное
в основу различных видов художественно-
Знакомство с народной игрушкой, разнообразие художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволило с успехом решить задачи развития личностных качеств и художественной культуры детей старшего дошкольного возраста. Это подтверждает выдвинутую гипотезу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А.В. Просвещение, 1967. - 221-235 с
2. Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. 8-15 с.
3. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. - 82 -85 с.
4. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2. - 20-24 с.
5. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Косаковской Е.А. - М.: Просвещение, 1980. - 64 с..
6.Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. - Пед. соч., т. 6.
7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т.А. - М.: Просвещение, 1982. - 18-25 - с.
8.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепила М.Б. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М., 2000.
9. Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. – Шуя, 1994.
10. Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989.
11. Курандина А.В. Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей 5-6 лет : Квалификационная работа. – М., 2003.
12. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 1997, 2000.
13. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1989.
14. Нудженко Т.В. Возможности народной игрушки в развитии ребенка дошкольника: Квалификационная работа. – М., 2003.
15. Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. Пособие для воспитателя и заведующей детским садом. – И., 1982.
16. Пантелеев Г.Н. и др. Декоративное искусство – детям. Пособие для воспитателя старшей группы детского сада. – М., 1976.
17. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – М., 1895.
18. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2005.
19. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Сборник научных трудов. / Отв. ред. Т.С. Комарова. – М., 1983.
20. Флерина Е.А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М., 1973.
21. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 1956.
22. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.
23. Шевчук Л. Дети и народное творчество. – М., 1985.
24. Широкова Е.И. История игрушки (историко-педагогический анализ) : Квалификационная работа. – М., 2003.
25. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М., 1996.
26. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2002.
Приложение А
Тема «Украинская народная игрушка» состоит из занятий:
- «Дымковские игрушки»,
- «Рисование дымковских узоров»,
- «Лепка и роспись дымковской уточки»,
- «Лепка и роспись дымковского коня»,
- «Лепка и роспись дымковской барышни».
Программное
содержание. Познакомить детей с
дымковской игрушкой. Рассказать
детям о происхождении данного
промысла (г. Вятка). Закреплять знания
детей о декоративных
Тема «Филимоновские
свистульки» состоит из
-
«Знакомство с творчеством
-
«Рисование филимоновских
-
«Роспись бумажных силуэтов фил
Информация о работе Формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой