Гендерное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
1. Изучить методологическое обоснование исследования гендерного воспитания;
2. Определить критерии и уровни гендерного воспитания;
3. Разработать программу организации эксперимента;
Методы исследования:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..................5
1.1 Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях................................................................5
1.2 Методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания.........................................................................................................9
1.3 Критерии и уровни гендерного воспитания.....................................15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ....18
2.1 Цели и задачи экспериментального исследования...........................18
2.2 Методы диагностики..........................................................................20
2.3 Программа организации эксперимента.............................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................

Файлы: 1 файл

Gendernoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.docx

— 64.98 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО  – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..................5

1.1 Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях................................................................5

1.2 Методологическое обоснование  исследования проблемы гендерного  воспитания.........................................................................................................9

1.3 Критерии и уровни гендерного  воспитания.....................................15

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И  ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ....18

2.1 Цели и задачи экспериментального  исследования...........................18

2.2 Методы диагностики..........................................................................20

2.3 Программа организации   эксперимента.............................................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................26

Приложение  А.........................................................................................28

Приложение  Б..........................................................................................29

Приложение  В.........................................................................................31

Приложение  Г.........................................................................................32

Приложение  Д.........................................................................................33

Приложение  Е.........................................................................................36

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Необходимость  использования гендерного подхода   в обучении и воспитании детей   подчёркивают многие отечественные  и зарубежные учёные. Как известно, девочки и мальчики по-разному  мыслят, понимают, чувствуют и переживают. Таким образом, очевидно, что педагогика  нуждается в осмыслении обозначенных  противоречивых изменений и в  корректировке своих позиций  в вопросах гендерной социализации  воспитанников. Социализация подрастающего  поколения, в процессе которой  создаются условия для эффективного  развития личности ребенка как  залог максимальной самореализации  личности взрослого в будущем,  является одной из важнейших  задач современной школы. Всё  это указывает на актуальность  гендерного воспитания в современном обществе.

       Значимость  изучения особенностей воспитания  с  гендерных позиций объясняется   необходимостью интеграции гендерной   теории в содержание образования,  с одной стороны, и тем обстоятельством,  что мало уделяется специального  внимания гендерной проблематике  в общеобразовательных учреждениях.

       Каждое  научное исследование, как и гендерное,  опирается на определённую совокупность  исходных положений, концепций,  теорий, составляющих его основу. Рассматривая вопрос о гендерных  исследованиях, мы установили, что  с помощью методов  наука  добывает информацию об изучаемом  предмете, анализирует и обрабатывает  полученные данные, включается в  систему известных знаний. В структуре  методологического знания чаще  всего выделяют четыре уровня: философский, обще-научный, конкретно-научный, технологический. Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.

       Педагогу, изучая какую-либо проблему в  первую очередь нужно иметь  знания и уметь ориентироваться  в уровнях методологии исследуемой проблемы.

       Объектом  изучения темы курсовой работы являются теоретические аспекты гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

       Предметом исследования являются теоретико-методологические основы исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

       Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

       Для  достижения цели были поставлены следующие  задачи.

       1. Изучить  методологическое обоснование   исследования гендерного воспитания;

       2. Определить  критерии и уровни гендерного воспитания;

       3.  Разработать  программу организации  эксперимента;

       Методы  исследования:

Теоретические - изучение и  анализ философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования, интернет-материалов; Логико-метододогический анализ основных понятий.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ                УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1 Теоретические  аспекты проблемы гендерного  воспитания в                   общеобразовательных учреждениях

 

       Необходимость  использования гендерного подхода   в обучении и воспитании детей  подчёркивают многие отечественные  и зарубежные учёные. Как известно, девочки и мальчики по-разному  мыслят, понимают, чувствуют и переживают. Таким образом, очевидно, что педагогика  нуждается в осмыслении обозначенных  противоречивых изменений и в  корректировке своих позиций  в вопросах гендерного воспитания  воспитанников. Относительно контролируемое  воспитание подрастающего поколения,  в процессе которой создаются  условия для эффективного развития  личности ребенка как залог  максимальной самореализации личности  взрослого в будущем, является  одной из важнейших задач современной  школы. Всё это указывает на  актуальность гендерного воспитания в современном обществе.

       В различных  источниках неоднократно констатируется  факт, что у нас очень мало  гендерно образованных людей.  Поэтому необходимо расширить  рамки гендерного просвещения,  используя современные интерактивные  методы и осуществлять не только  в высших учебных заведениях  на отдельных факультетах, но и в общеобразовательной школе.

       Очевидно, что все работники учебного  заведения  должны принимать  участие в формировании гендерной  культуры, но главным инициатором   может выступать социальный педагог.  Так как одним из направлений  социально-педагогической деятельности  является формирование у обучающихся  представлений о роли и жизненно  предназначении мальчиков и девочек в современном обществе.

       Социальное  воспроизводство гендерного сознания  на уровне индивидов поддерживает  основанную на признаке пола  социальную структуру. Воплощая  в своих действиях ожидания, связанные  с их гендерным статусом, индивиды  конституируют гендерные различия  и, одновременно, обусловливаемые  ими системы господства и властвования. Во многих обществах женщин  и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному,  обосновывая гендерными особенностями  и разницей в их способностях  различия в распределении власти  между ними. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли.

       В процессе  воспитания семья, система   образования, культура в целом  внедряют в сознание детей  гендерные нормы, формируют определенные  правила  и создают представления  о  том, кто есть "настоящий  мужчина" и какой должна  быть "настоящая женщина". Впоследствии  эти гендерные нормы поддерживаются  с помощью социальных и культурных  механизмов. Воплощая в своих  действиях ожидания, связанные с  их гендерным статусом, индивиды  на микроуровне конструируют гендарные различия.

       Гендерная  социализация - это процесс усвоения  индивидом культурной системы  гендера  того общества, в котором он живет. Агентами гендерной социализации выступают социальные институты и группы, например, семья, образование, профориентация, сверстники. Содержание гендерной социализации определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида. Можно говорить, что семья главное место гендерной социализации ребенка, но как показывает практика этот опыт далек от положительного: родители злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием, часто наблюдается неуважение и безразличие к друг другу, насилие и прочие. Проходя социализацию в семье, а затем в школе и обществе, дети усваивают стереотипы, сложившиеся исторически, ставящие женщину заведомо в униженную позицию.

       Гендерные  стереотипы - это неизменные общепринятые  установки о поведении женщин  и мужчин, сложившиеся в культуре, которым следуют без размышления.  Появление гендерных стереотипов  обусловлено тем, что половые  различия располагались над индивидуальными  различиями личности мужчины  и женщины. Синонимом стереотипа  нередко выступают понятия предубеждения,  предрассудка или клише. Можно  выделить качества, стереотипно  приписываемые мужчине-женщине.                                                                                               

ТАБЛИЦА  1

мужские

женские

абстрактность, логичность, власть, независимость, индивидуальность, непостоянство, неверность, радикализм, инструментальность, смелость, мастерство в каком-то деле, трудолюбие, совершенствование физической силы, умение преодолевать трудности, готовность прийти на помощь женщине  и защитить ее. 

постоянство, верность, пассивность, статичность,  коллективность, бессознательность, интуитивность, конкретность, доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость к  недостаткам близких людей, умение прощать, забота о слабых, больных, сиротах, любовь к детям.


 

На  основе этого можно  сделать вывод: мужчины не должны быть добрыми, отзывчивыми, терпимыми  к недостаткам близких людей, уметь прощать, заботится о слабых, больных, сиротах, любить детей. Это  удел женщин. А гендерная культура представлена, как культура, предполагающая сформированность у человека правильного понимания о предназначении мужчины и женщины, их статусе, функциях, взаимоотношениях в обществе и в семье. Но, к сожалению, нет упоминаний о том, какое понимание о предназначении мужчины и женщины можно считать правильным, и кто будет определять эту степень правильности.

       Гендерная  идентичность - это осознание себя  связанным с культурными определениями мужественности и женственности. Понятие действует отнюдь не за пределами субъективного опыта и служит психологической интериоризацией  мужских или женских черт, возникая в результате процесса взаимодействия «Я» и других.

       Гендерная  роль - социальные ожидания, вытекающие  из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, одежды и жестов. Мужские и женские роли являются, как считают, взаимоисключающими, и в некоторых обществах ролевые поведения могут быть поляризованы: пассивность - женская роль, а активность - мужская. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский.

       В первом  выпуске Словаря гендерных   терминов под общей редакцией   кандидата филологических наук  А.А. Денисовой понятие «гендерное  образование», «гендерная педагогика»  не представлено вообще, как и  в педагогических словарях нет  определения понятия "гендер". А гендерное просвещение трактуется как необходимый инструмент для достижения следующих целей:

-  построение демократического общества на принципах приоритетности прав личности (демократия должна «осознавать и чувствовать» особенности пола);

- поддерживание истинной  национальной безопасности государства:  страна не может позволить  себе роскошь продолжать игнорировать  или недоиспользовать потенциал любого пола;

Гендерное просвещение является частным случаем  просвещения, в  общем, и в первую очередь - это  распространение знаний о специфическом  наборе культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин и взаимоотношения между ними.

 

 

1.2 Методологическое  обоснование исследования проблемы  гендерного воспитания

 

       В структуре  методологического знания чаще  всего выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.

Информация о работе Гендерное воспитание младших школьников