Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 22:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
1. Изучить методологическое обоснование исследования гендерного воспитания;
2. Определить критерии и уровни гендерного воспитания;
3. Разработать программу организации эксперимента;
Методы исследования:
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..................5
1.1 Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях................................................................5
1.2 Методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания.........................................................................................................9
1.3 Критерии и уровни гендерного воспитания.....................................15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ....18
2.1 Цели и задачи экспериментального исследования...........................18
2.2 Методы диагностики..........................................................................20
2.3 Программа организации эксперимента.............................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА
ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО
– ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
1.1 Теоретические аспекты проблемы
гендерного воспитания в общеобразовательных
учреждениях...................
1.2 Методологическое обоснование
исследования проблемы
1.3 Критерии и уровни гендерного
воспитания....................
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ....18
2.1 Цели и задачи
2.2 Методы диагностики............
2.3 Программа организации
эксперимента..................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ....................
Приложение А.............................
Приложение Б.............................
Приложение В.............................
Приложение Г.............................
Приложение Д.............................
Приложение Е.............................
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость
использования гендерного
Значимость
изучения особенностей
Каждое
научное исследование, как и гендерное,
опирается на определённую
Педагогу,
изучая какую-либо проблему в
первую очередь нужно иметь
знания и уметь
Объектом изучения темы курсовой работы являются теоретические аспекты гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Предметом исследования являются теоретико-методологические основы исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
1. Изучить методологическое обоснование исследования гендерного воспитания;
2. Определить критерии и уровни гендерного воспитания;
3. Разработать программу организации эксперимента;
Методы исследования:
Теоретические - изучение и анализ философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интернет-материалов; Логико-метододогический анализ основных понятий.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Теоретические
аспекты проблемы гендерного
воспитания в
общеобразовательных
Необходимость
использования гендерного
В различных
источниках неоднократно
Очевидно,
что все работники учебного
заведения должны принимать
участие в формировании
Социальное
воспроизводство гендерного
В процессе
воспитания семья, система
образования, культура в целом
внедряют в сознание детей
гендерные нормы, формируют
Гендерная социализация - это процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет. Агентами гендерной социализации выступают социальные институты и группы, например, семья, образование, профориентация, сверстники. Содержание гендерной социализации определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида. Можно говорить, что семья главное место гендерной социализации ребенка, но как показывает практика этот опыт далек от положительного: родители злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием, часто наблюдается неуважение и безразличие к друг другу, насилие и прочие. Проходя социализацию в семье, а затем в школе и обществе, дети усваивают стереотипы, сложившиеся исторически, ставящие женщину заведомо в униженную позицию.
Гендерные
стереотипы - это неизменные общепринятые
установки о поведении женщин
и мужчин, сложившиеся в культуре,
которым следуют без
ТАБЛИЦА 1
мужские |
женские |
абстрактность, логичность, власть, независимость, индивидуальность, непостоянство, неверность, радикализм, инструментальность, смелость, мастерство в каком-то деле, трудолюбие, совершенствование физической силы, умение преодолевать трудности, готовность прийти на помощь женщине и защитить ее. |
постоянство, верность, пассивность, статичность, коллективность, бессознательность, интуитивность, конкретность, доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость к недостаткам близких людей, умение прощать, забота о слабых, больных, сиротах, любовь к детям. |
На основе этого можно сделать вывод: мужчины не должны быть добрыми, отзывчивыми, терпимыми к недостаткам близких людей, уметь прощать, заботится о слабых, больных, сиротах, любить детей. Это удел женщин. А гендерная культура представлена, как культура, предполагающая сформированность у человека правильного понимания о предназначении мужчины и женщины, их статусе, функциях, взаимоотношениях в обществе и в семье. Но, к сожалению, нет упоминаний о том, какое понимание о предназначении мужчины и женщины можно считать правильным, и кто будет определять эту степень правильности.
Гендерная идентичность - это осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности. Понятие действует отнюдь не за пределами субъективного опыта и служит психологической интериоризацией мужских или женских черт, возникая в результате процесса взаимодействия «Я» и других.
Гендерная роль - социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, одежды и жестов. Мужские и женские роли являются, как считают, взаимоисключающими, и в некоторых обществах ролевые поведения могут быть поляризованы: пассивность - женская роль, а активность - мужская. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский.
В первом
выпуске Словаря гендерных
терминов под общей редакцией
кандидата филологических наук
А.А. Денисовой понятие «
- построение демократического общества на принципах приоритетности прав личности (демократия должна «осознавать и чувствовать» особенности пола);
- поддерживание истинной
национальной безопасности
Гендерное просвещение является частным случаем просвещения, в общем, и в первую очередь - это распространение знаний о специфическом наборе культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин и взаимоотношения между ними.
1.2 Методологическое
обоснование исследования
В структуре
методологического знания чаще
всего выделяют четыре уровня:
философский, общенаучный,