Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 22:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
1. Изучить методологическое обоснование исследования гендерного воспитания;
2. Определить критерии и уровни гендерного воспитания;
3. Разработать программу организации эксперимента;
Методы исследования:
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..................5
1.1 Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях................................................................5
1.2 Методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания.........................................................................................................9
1.3 Критерии и уровни гендерного воспитания.....................................15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ....18
2.1 Цели и задачи экспериментального исследования...........................18
2.2 Методы диагностики..........................................................................20
2.3 Программа организации эксперимента.............................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................
3. Уровень
ориентированности на
4. Гендерная компетентность, которая характеризуется определённой системой знаний, позволяющих решать поставленные задачи.
На основе
представленных критериев,
ТАБЛИЦА 2
Уровни |
Критерии |
Высокий |
Позитивная гендерная идентичность, ненасильственное поведение в межличностных отношениях, отсутствие агрессии по отношению к противоположному полу. Принятие позиций общения «Я – о’кей, Вы – о’кей», сопровождается конструктивным решением своих проблем, признанием значимости других людей. Отсутствие гендерных стереотипов, высокий уровень ориентированности на выполнение социальной роли в жизни, осознание собственных гендерных характеристик. Знание сущности, специфики педагогической системы гендерного воспитания, знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек, знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку, знание принципов гендерного воспитания. |
Средний |
Дифференцированная гендерная идентичность, гендерные стереотипы присутствуют не в полной мере, средний уровень ориентированности на выполнение социальной роли в жизни Принятие позиций общения «Я - не о’ кей, Вы – о’ кей», сопровождается бессилием, когда сравнивают себя с другими. Она приводит к отдалению от людей, к депрессии, плохо осознаются или «вытесняются» собственные гендерные характеристики. Частичное знание сущности, специфики педагогической системы гендерного воспитания, приблизительное знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек, туманное представление о тех аспектах и сферах человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку, знание только нескольких принципов гендерного воспитания. |
Низкий |
Негативный уровень идентичности, придерживание гендерных стереотипов, низкий уровень ориентированности на выполнение социальной роли в жизни, не осознание собственных гендерных характеристик. Принятие позиций общения «Я – о’ кей, Вы – не о’ кей» это сопровождается упрёком других в своих ошибках, обманом унижением окружающих, насильственным поведением в межличностных отношениях по отношению к противоположному полу, проявление аморализма и агрессии; «Я – не о’ кей, Вы – не о’ кей», сопровождается потерей интереса к жизни, тщетностью и отчаянием. Не знание сущности, специфики педагогической системы гендерного воспитания, не знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек, не знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку, не знание принципов гендерного воспитания воспитания. |
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
2.1 Цели и задачи экспериментального исследования
Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам мужественности или женственности, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики. Не всегда этот процесс протекает гладко и беспроблемно.
Воспитание как процесс
приобщения человека к историческому
опыту в содержательной и целеполагающей
основе всегда определяется ведущими
потребностями общества. Изменение
базовых социальных ориентиров неизбежно
приводит к пересмотру и переоценке
задач, направлений, форм организации
воспитательной работы. Каждый исторический
этап вносит свои коррективы в понимание
отдельных звеньев
Проблема воспитания ребенка
с учетом половых различий, позволяющая
по-иному увидеть специфику педагогической
работы c детьми дошкольного возраста,
по значимости и актуальности на сегодняшний
день не имеет аналогов. Поиск истоков
духовности человека, представляющей
сегодня наибольший дефицит, неизбежно
приводит к культурно-историческому
прошлому, закрепленному в традициях
разных народов, ориентированному на дифференцированный
подход к детям разного пола. Проблема
дифференцированного
Для современной постановки вопроса о разработке систем гендерного воспитания существует множество причин. Первая связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии с его половой принадлежностью. Вторая – не компетентность педагогов, в вопросах полоролевого просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа не верных представлений о роли и жизненном предназначении мужчины и женщины в современном обществе.
Поэтому целью нашего экспериментального исследования будут являться:
- выявление уровня гендерной воспитанности у студентов специальности «социальная педагогика»;
- формирование и повышение
гендерной компетентности у студентов
специальности «социальная
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
Теоретически обосновать используемые в исследовании методики.
- провести диагностику гендерной воспитанности студентов специальности «социальная педагогика».
Разработать и провести программу
по повышению гендерной
- выявить эффективность внедрения разработанной программы способствующей повышению гендерной компетенции студентов специальности «социальная педагогика».
Провести анализ результатов исследования.
2.2 Методы диагностики
Для исследования гендерной воспитанности студентов были использованы следующие методы и методики.
1. Анонимное анкетирование
с открытыми вопросами,
С помощью данного анкетирования возможно определить типы психологических позиций в общении. Согласно Э. Берну, существует четыре типа психологических позиций, принимаемые человеком относительно себя и других.
«Я – о’кей, Вы – о’ кей». Это позиция Принцев и Героев, Принцесс и Героинь. Это психологически здоровая позиция. Люди с такой позицией могут конструктивно решать свои проблемы, признают значимость других людей.
«Я – о’ кей, Вы – не о’ кей». Это позиция людей, чувствующих себя обманутыми. Они упрекают других в своих ошибках, обманывают и унижают окружающих.
«Я - не о’ кей, Вы – о’ кей». Это позиция людей, чувствующих свое бессилие, когда сравнивают себя с другими. Она приводит к отдалению от людей, к депрессии.
«Я – не о’ кей, Вы – не о’ кей». Позиция тех, кто теряет интерес к жизни, позиция тщетности, отчаяния.
Таких позиций у человека две: одна является общей, другая – половой. Некоторые люди принимают позицию, считая, что один пол – о’ кей, а другой – не о’ кей, например: «Девушки по своей натуре мягкие, а юноши – грубияны». Приняв такую позицию, человек старается укрепить ее, она становится его жизненной позицией. (Приложение А)
Возможно, определить уровень осознания собственных, соответствующих полу, гендерных характеристик, с помощью методики «Я девушка/юноша». (Приложение Б)
2. Опрос – простая процедура
проведения и интерпретации
С помощью опроса студентов
специальности «социальная
3. Тестирование –
В нашем исследовании проводится
тест «Разбираетесь ли вы в противоположном
поле», для проверки знаний осведомлённости
педагогов и наличие или
2.3 Программа организации эксперимента
Гендерное воспитание – это часть общего воспитания человека. Проблема гендерного воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по гендерному воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжение и на других этапах развития ребенка. Организация гендерного воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Работа по гендерному воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов, что определяет актуальность темы исследования.
Организация и проведение эксперимента основывается на следующих принципах.
Сознательности – побуждение личности к самостоятельному осмыслению знания, приобретаемые путём умственной деятельности.
Ориентации на сотрудничество – активное использование диалога, аппелирующего к «авторитетам» и монологу.
Единства теории и практики – суть этого принципа сводится к привлечению жизненного опыта субъекта исследования.
Активности – побуждение личности к активной социальной жизни на основе расширения её знаний и возможностей
Выборка составит 1-5 курсы
студентов специальности «
Место проведения исследования: Могилевский Государственный Университет.
Направления работы организации эксперимента:
- работа по исследованию
гендерной воспитанности
- работа по формированию
гендерной компетентности
Этапы эксперимента:
На организационном этапе экспериментального исследования будут сформированы выборка испытуемых; теоретически обоснованы использованные в исследовании методики, обеспечивающие получение содержательных и значимых данных по отношению к цели исследования; определена процедура проведения экспериментального исследования.
на этапе констатирующего
эксперимента будет проведена
диагностика гендерной
На этапе формирующего
эксперимента будет разработана
и проведена программа по повышению
гендерной компетенции
На этапе контрольного
эксперимента проводится повторная
диагностика студентов
На заключительном этапе
эксперимента будет проведён анализ
результатов исследования, целью
которого является решение общих
экспериментальных задач
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гендерное
воспитание – не новая и
не единственная проблема в
общеобразовательных
Таким
образом, гендерное воспитание
ребенка оказывает