Гендерное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
1. Изучить методологическое обоснование исследования гендерного воспитания;
2. Определить критерии и уровни гендерного воспитания;
3. Разработать программу организации эксперимента;
Методы исследования:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..................5
1.1 Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях................................................................5
1.2 Методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания.........................................................................................................9
1.3 Критерии и уровни гендерного воспитания.....................................15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ....18
2.1 Цели и задачи экспериментального исследования...........................18
2.2 Методы диагностики..........................................................................20
2.3 Программа организации эксперимента.............................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................

Файлы: 1 файл

Gendernoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.docx

— 64.98 Кб (Скачать файл)

       Чтобы  успешно осуществлять научно-исследовательскую   деятельность, педагогу необходимо  овладеть методологической культурой,  основными  признаками которой являются:

       - представление  о методологии как системе  принципов и способов построения  не только теоретической, но  и практической (продуктивной) деятельности;

       - овладение  принципами диалектической логики;

       - понимание  сущности педагогики как науки  об образовании и основных категорий педагогики;

       - установка  на преобразование педагогической  теории в метод познавательной деятельности;

       - освоение  принципов единства образования  и социальной политики, системного  и целостного подхода, расширения  совокупного субъекта образования, приоритета развивающих и воспитательных целей в целостном педагогическом процессе;

       - направленность  мышления педагога на генезис  педагогических форм и методов;

       - потребность  воспроизводить практику образования  в понятийно-терминологической системе педагогики;

       - стремление  выявлять единство и преемственность  педагогического знания в его историческом развитии;

       - критическое  отношение к аргументам и положениям, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;

       - рефлексия  по поводу собственной познавательной  деятельности;

- понимание мировоззренческих,  гуманистических функций педагогики.

Обобщая представленные в  работе данные, можно  сделать следующие  выводы. Было изучено методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания. Множество теорий и методик для применения гендерного воспитания в общеобразовательных  учреждениях дает возможность обоснованного  применения практики, предполагающее учет всех особенностей различия мальчиков  и девочек. Впрочем, эта возможность  либо не используется, либо используется, но не в полной мере.

Определены  критерии и  уровни гендерного воспитания. Всего  выделено  три основных уровня, каждый из которых характеризуется  множеством критерий.

 

       

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Абраменкова В.В.  Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. - 1987. -N5. - С. 70-78

2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопр. психол. – 1987. – №2. – С. 154 – 158.

3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психол. – 1991. – № 4. – С. 74 – 82.

4. Бендас  Т.В., Гендерная психология, Питер, 2005, 202-210

5. Берн Ш. Гендерная психология. – М.: Олма-Пресс, 2001

6. Берне Р., Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ., М.: Прогресс, 1986.

7. Блок Д. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчины и женщины //Пайнс Э.,Маслач К. Практикум по социальной психологии. -СПб: Изд-во "Питер", 2000.-256с.

8. Бреслов Г. Хасан Б. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. – 1990. - №3.- С. 74-77

9. Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопр. психол. – 2001. – № 3. – С. 91 – 100.

10. Дударева А., Рекламный образ. Мужчина и женщина. М., 2003

11. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопр. психол. – 1987. – № 2. – С. 54 – 61.

12. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков // Вопр. психол. – 1989. – № 3. – С. 53 – 62.

13. Клецина И.С, Гендерные аспекты социализации//Общество и детство: права ребенка. Тезисы докладов V Международной конференции “Ребенок в современном мире: права ребенка” СПб., 1998.

14. Клецина И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям // Вопросы психологии. – 2003. - №1. – С.23-24

15. Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / Под. Ред. А.А. Реана, Л.А. Корастылевой Выпуск 2., СпБ, 1998г.

16. Крылова Н.Б., Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2., М., 1995,с. 67 - 103.

17. Либин А.В. Половые различия: биологич. Эволюция и соц. Традиции. // Дифференциальная психология М.: 1999. с. 272-287

18. Ловцова Н.И. Аспекты гендерной идентичности // Культура, власть, идентичность: Новые подходы в социальных науках. Под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой. - Саратов: Издательско-коммерческое предприятие "Волжский сад", 1999. – 256с.

19. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ.высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с

20. Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. – 2004. - №5. – С.30-35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

 

Методика  «Психологические позиции  в общении»

 

Нужно продолжить неоконченные предложения.

Все девушки…                                          Девушки никогда…

Все юноши…                                             Юноши никогда…

Я всегда…                                                  Девушки всегда…

Я никогда…                                               Юноши всегда…

Согласно  Э. Берну, существует четыре типа психологических позиций, принимаемые человеком относительно себя и других.

«Я – о’кей, Вы – о’ кей». Это позиция Принцев и Героев, Принцесс и Героинь. Это психологически здоровая позиция. Люди с такой позицией могут конструктивно решать свои проблемы, признают значимость других людей.

«Я – о’ кей, Вы – не о’ кей». Это позиция людей, чувствующих себя обманутыми. Они упрекают других в своих ошибках, обманывают и унижают окружающих.

«Я - не о’ кей, Вы – о’ кей».  Это позиция людей, чувствующих свое бессилие, когда сравнивают себя с другими. Она приводит к отдалению от людей, к депрессии.

«Я – не о’ кей, Вы – не о’ кей». Позиция тех, кто теряет интерес к жизни, позиция тщетности, отчаяния.

Таких позиций у человека две: одна является общей, другая –  половой. Некоторые люди принимают  позицию, считая, что один пол –  о’ кей, а другой – не о’ кей, например: «Девушки по своей натуре мягкие, а юноши – грубияны». Приняв такую позицию, человек старается укрепить ее, она становится его жизненной позицией.

 

 

Приложение  Б

 

Методика. «Я – девушка/юноша»

 

       Инструкция.

       Вы  получили  опросные бланки, которые  начинаются  с фразы «Я- девушка» или «Я – юноша» и далее оставлена пустая строка. Пожалуйста, в течении 10 минут продолжите предложения.

Я – девушка (юноша), потому что…

Я – девушка (юноша) и хочу…

Я – девушка (юноша), и  для меня…

Я - девушка (юноша) и не терплю, когда…

Я – девушка (юноша) и могу…

Я – девушка (юноша) и рада когда…

Я – девушка (юноша) и знаю, что…

Я – девушка (юноша) и опечалена  тем, что…

Я – девушка (юноша) и делаю…

       Обработка  результатов.

       Для  каждого предложения выводится   балл, показывающий, насколько данное  предложение характеризует ответившего   как соответствующего гендерному  стереотипу ( 2 балла), несоответствующего (0 баллов) или нейтрального ( 1 балл). В этом случае индивидуальная оценка степени стереотипности / нестереотипности носит субъективный характер, то есть сам ответивший определяет для себя характеристики гендерного стереотипа.

       Примеры  предложений и варианты ответов с оценкой.

       1. Я –  девушка потому, что…

       - Родилась  такой                                       2

       - Мне  нравится быть такой                       0

       - Просто  девушка                                      1

       2. Я - девушка и хочу, чтобы…

       - Я всегда  была красивой                         2

       - Меня  уважали и ценили мое мнение      0

       - Был  мир во всем мире                            1

       3. Я –  девушка и могу…

       - Быть  терпеливой                                      2

       - Добиться  в жизни всего сама                  0

       - Позволить  себе некоторые вещи            1

       Полученные  по всем предложениям результаты суммируются.

       Набранное количество баллов от 19 до 27 свидетельствует  о том, что личность характеризует  себя как соответствующую гендерному стереотипу; количество баллов от 10 до 18 – о том, что личностью плохо осознаются или «вытесняются» собственные гендерные характеристики; количество баллов от 0 до 9 свидетельствует о том, что личность характеризует себя как соответствующую гендерному стереотипу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Приложение В

 

Методика  «Гендерная автобиография»

 

Гендерная автобиография  – средство изучения становления  и развития гендерной идентичности, под которой понимается аспект самосознания, описывающий переживание человеком  себя как представителя определенного  пола. Участникам предлагается вспомнить  свое раннее детство, первые школьные годы, отношение к себе как представителю  определенного пола со стороны родителей, родственников, учителей, одноклассников.

1. С какого возраста  ты себя помнишь?

2. Когда впервые почувствовал  различия между мальчиками и  девочками?

3. С кем предпочитал  играть в возрасте 5-8 лет? Помнишь  ли свои любимые игрушки, любимых  героев мультфильмов?

4. Что тебе говорили  в детстве о том, каким должен  быть мальчик, девочка?

5. Что говорил учитель  по поводу того, каким должно  быть поведение мальчика, девочки?

6. Ощущалось ли различие  отношения к ним?

7. К кому из родителей  ты был ближе в дошкольном, младшем школьном и подростковом  возрасте?

8. Какие качества ты  ценишь в мужчине и женщине,  в матери, отце?

9. Кто в большей мере  повлиял на становления  тебя  как юноши, девушки?

 

 

 

 

     Приложение Г

 

Опросник  «Основные понятия»

 

Гендерное воспитание –  это…

Гендерная социализация –  это…

Гендерные стереотипы –  это…

Гендерная идентичность –  это…

Гендерная роль – это…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Д

 

Методика. Опросник С. Бэм

 

Инструкция: оцените  наличие у себя названных  ниже качеств. Можно отвечать только «Да» или «Нет»

 

Вера в себя

Умение уступать

Способность помочь

Склонность защищать свои взгляды

Жизнерадостность

Угрюмость

Независимость

застенчивость

совестливость

атлетичность

нежность

театральность

напористость

падкость на лесть

удачливость

сильная личность

преданность

непредсказуемость

сила

женственность

надежность

аналитичность

умение сочувствовать

ревнивость

способность к лидерству

забота о людях

прямота, правдивость

склонность к риску

скрытность

быстрота в принятии решений

сострадание

искренность

самодостаточность (полагание  только на себя)

способность утешить

тщеславие

властность

тихий голос

привлекательность

мужественность

теплота, сердечность

торжественность. Важность

собственная позиция

мягкость

умение дружить

агрессивность

доверчивость

малорезультативность

склонность вести себя за собой

инфальтильность

приспосабливаемость

индивидуализм

нелюбовь к ругательствам

Информация о работе Гендерное воспитание младших школьников