Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 22:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ исследования гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
1. Изучить методологическое обоснование исследования гендерного воспитания;
2. Определить критерии и уровни гендерного воспитания;
3. Разработать программу организации эксперимента;
Методы исследования:
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..................5
1.1 Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях................................................................5
1.2 Методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания.........................................................................................................9
1.3 Критерии и уровни гендерного воспитания.....................................15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ....18
2.1 Цели и задачи экспериментального исследования...........................18
2.2 Методы диагностики..........................................................................20
2.3 Программа организации эксперимента.............................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................
Философский
уровень гендерных
Общенаучный
уровень методологии
Во-первых,
гендерное воспитание мы
Во-вторых,
гендерное воспитание
В-третьих, личность, включающаяся в процесс полоролевой социализации, рассматривается нами как системное образование.
Суть
комплексного подхода к
Гендерное
воспитание связано с
Например,
в процессе трудового
Гендерное
воспитание связано с
В процессе
формирования системы знаний
обнаруживается связь
Рассмотрим гендерное воспитание с точки зрения деятельностного подхода. «Сущность деятельностного подхода к проблеме половой дифференциации состоит в том, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении психологического пола личности как в контексте онтогенетического развития индивида, так и в историко-культурном аспекте формирования и функционирования соответствующих норм и образцов полоролевого поведения».
Становление личности и его полоролевая социализация осуществляется в деятельности общения, как со взрослыми, так и со сверстниками. В процессе общения ребенок получает информацию в семье, от других людей, его окружающих.
Аналогично
гендерное развитие ребенка
С позиции деятельностного подхода гендерное воспитание будет эффективно при соблюдении четырех условий:
1. Ребенок
должен стать субъектом
2. Ребенок
должен сам являться субъектом
своей деятельности, включаться
в нее в соответствии со
своими потребностями.
3. Деятельность
воспитателя и ребенка должна
осуществляться в ракурсе
4. В методике
гендерного воспитания должны
быть задействованы все
Конкретно-научная методология представлена:
- в социологии и политологии - это стратификационный элемент властных отношений, который определяет властные полномочия и социальный статус человека в соответствии с приписываемыми его полу или сексуальным предпочтениям личностными качествами.
- в психологии
- гендерный подход помог
- в педагогике,
на наш взгляд, фиксируется на
критическом анализе
Общие
принципы конкретно-научной
- ориентация на сотрудничество – активное использование диалога, аппелирующего к «авторитетам» и монологу;
- развитие личностного потенциала – при реализации этого принципа акцент должен быть сделан на развитии общих способностей личности воспитанника, сколько на развитии таких личностных составляющих, как Я- концепция, мотивация и эмоциональные сферы личности;
- единства теории и практики – суть этого принципа сводится к привлечению жизненного опыта субъекта обучения;
- активности
– побуждение личности к
- демократичности
- при гендерном подходе в
обучении мальчики и девочки
имеют равные права на
- природосообразности - признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во внеучебной деятельности;
- соответствие
требованиям времени - при гендерном
подходе к обучению особенно
актуальным является единство
действий учителя и родителей
ребенка. Данное положение
Технологическая
методология указывает на то,
что гендерные исследования
отличаются от имеющихся
Во-первых, в биологически
Во-вторых,
гендерная педагогика берет за
основу то, что гендерная идентичность
не является единообразной,
В-третьих,
с индивидуализацией гендерной
В-четвертых,
с переходом от тематики и
проблематики «полового
Доказательством
этого служат результаты
На личностном уровне
ориентация на стереотипное
Анализ
педагогической литературы
В четвертый уровень
1. Методику опросник Сандры Бэм, направленную на изучение мужественности и женственности в человеке;
2. Методику «Я девушка/юноша», выявляет позиции соответствующие или не соответствующие собственным гендерным характеристикам;
3. Методику Сандры Бэм
«Гендерная автобиография»
4. Методику
Э. Берна «Психологические
5. Опросник, выявляющий осведомленность педагога по основным понятиям темы гендерного воспитания;
6. Тест «Разбираетесь ли вы в противоположном поле».
Подробнее
четвёртый уровень
1.3 Критерии и уровни гендерного воспитания
В социально-педагогической
1. Уровни гендерной идентичности: позитивный, дифференцированный, негативный. Под ней понимается результат отождествления личностью себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик (Т.В. Бендас, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина);
2. Позиции общения по Э. Берну, «Я – о’кей, Вы – о’ кей», «Я – о’ кей, Вы – не о’ кей», «Я - не о’ кей, Вы – о’ кей», «Я – не о’ кей, Вы – не о’ кей»; Наличие или отсутствие гендерных стереотипов;