Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 23:40, курсовая работа
Цель исследования изучить группы кратковременного пребывания как путь социализации ребенка раннего дошкольного возраста.
1.рассмотреть особенности социализации детей дошкольного возраста;
2.изучить методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста;
3. проанализировать цели и задачи групп кратковременно пребывания для детей раннего возраста как путь социализации ребенка;
4. анализ социализации ребенка раннего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты социализации детей дошкольного возраста 5
1.1. Особенности социализации детей дошкольного возраста………………...5
1.2. Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста.9
1.3. Цели и задачи групп кратковременно пребывания для детей раннего возраста как путь социализации ребенка………………………………………13
Вывод по первой главе…………………………………………………………..17
Глава 2. Анализ социализации ребенка раннего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания………………………………………..18
2.1. Диагностическое исследование…………………………………………….18
2.2. Анализ результатов диагностического исследования……………………26
Вывод по второй главе…………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36
Титульный лист
Курсовая работа
Группа кратковременного пребывания как путь социализации ребенка раннего дошкольного возраста
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты социализации детей дошкольного возраста 5
1.1. Особенности социализации
детей дошкольного возраста…………
1.2. Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста.9
1.3. Цели и задачи групп кратковременно пребывания для детей раннего возраста как путь социализации ребенка………………………………………13
Вывод по первой главе…………………………………………………………..
Глава 2. Анализ социализации ребенка раннего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания………………………………………..18
2.1. Диагностическое исследование……
2.2. Анализ результатов диагностического исследования……………………26
Вывод по второй главе…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение (Программа социализации ребенка раннего
дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания)…………..39
Введение
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:
развитие предметной деятельности;
развитие общения со взрослыми;
развитие речи;
развитие игры;
приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;
развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности
Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.
Социальное развитие ребенка начинается уже в первые недели и месяцы его жизни. Беспомощность новорожденного является безусловной предпосылкой его обращенности к окружающим людям. Благополучие ребенка в последующие годы, в том числе и в школьные, во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт.
Под социализацией понимается процесс развития биологически необходимых и социально одобряемых стереотипов поведения, формирование представлений о нормах и социальных ожиданиях определенного поведения. При этом под социализацией принято понимать весь многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений. Ранняя социализация связана преимущественно с первым этапом этого процесса Социализации в раннем возрасте начинается практически одновременно с тем моментом, когда ребенок физически отделяется от матери. Одним из основных показателей социального взросления маленького ребенка является его согласие ненадолго отпустить мать от себя. Это означает, что он уже способен на протяжении некоторого, пусть даже непродолжительного времени, самостоятельно взаимодействовать с другими людьми.
Не менее важным показателем развития социальных потребностей ребенка становится возникновение интереса к другим детям на улице. Стремление к общению с другими детьми свидетельствует о том, что у малыша появляется свой круг интересов, выходящий за рамки семейных контактов. Владение ребенком основными навыками самообслуживания также свидетельствует о его готовности обходиться без посторонней помощи. Известно, что навыками самообслуживания быстрее овладевают именно социально активные дети, стремящиеся к самостоятельности и не испытывающие страха перед новым жизненным опытом. Следовательно, данный параметр, несмотря на его внешнюю убедительность, является вторичным, производным от уровня развития социальных потребностей ребенка.
Объект исследования – социализация детей раннего дошкольного возраста.
Предмет исследования – группы кратковременного пребывания.
Цель исследования изучить группы кратковременного пребывания как путь социализации ребенка раннего дошкольного возраста.
1.рассмотреть особенности социализации детей дошкольного возраста;
2.изучить методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста;
3. проанализировать цели и задачи групп кратковременно пребывания для детей раннего возраста как путь социализации ребенка;
4. анализ социализации ребенка раннего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания.
Глава 1. Теоретические аспекты социализации детей дошкольного возраста
1.1. Особенности социализации детей дошкольного возраста
Зарубежные исследователи выделяют отличительные особенности социализации детей от взрослых (Брим Г., Парсонс Т., Эриксон Э.). Социализация детей связана, по их мнению, с формированием таких регуляторов поведения как ценности, нормы, установки, характеризуется отсутствием критичности, акцент делается на усвоении, предполагает формирование предельных способов действовать, крайних смыслов тех или иных поступков и освоении новых социальных сфер и способов поведения.
В отечественной социальной психологии в качестве особенностей социализации детей рассматриваются: перестраивание познавательной деятельности ребенка, тип общения ребенка со средой, особенности и содержание общения, активность самого ребенка, в процессе развития личности ребенка происходит формирование ценностных ориентаций (Абраменкова В.В., Андриенкова Н.В) [14, С.82].
Рядом авторов (Кон И.С., Смирнова Е.О.) рассматриваются отличительные особенности восприятия социальных явлений детьми 5-6 лет. Наличие именно в 6 лет своеобразного рубежа проявляется, в частности, в качественном отличии ценностных ориентаций пятилетних детей от шестилетних. Данные проведенных психологических исследований (Ермоленко Е.И., Смирнова Е.О.) показывают, что у ребенка 5 лет отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка.
Одним из главных результатов социализации считается социализированность, понимаемая как сформированность черт личности, требуемая данным обществом, а также усвоение человеком соответствующих социальных установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать его на последующих стадиях развития. Американский исследователь А. Инкельс назвал это «заглядыванием вперед», т.е. изучением того, каким должен быть ребенок сейчас, чтобы добиться успеха, встав взрослым.
Более подробно хотелось бы остановиться на понятии «социальная адаптация». Умение ребенка дошкольного возраста адаптироваться к социальным условиям является важнейшей (наряду с активностью) стороной процесса социализации личности. Многие исследователи подчеркивают положительную сторону адаптации как показатель успешной социализации личности ребенка младшего возраста в обществе [11, С.84].
Отечественные педагоги понимают адаптивность как умение человека понять и оценить факторы окружающей действительности в связи не только с непосредственной ситуацией, но и планами на будущее. Поэтому адаптивность - это не только «приспособленчество», но и ощущение среды, места и времени. Если научить ребенка правильно ориентироваться в любых обстоятельствах, он сможет сделать гораздо больше полезного и избежит многих осложнений».
Анализ трудов зарубежных и отечественных ученых позволил выделить следующие положения, которые имеют значение для исследуемой нами проблемы:
- социализация - процесс непрерывный, длящийся всю жизнь, который распадается на периоды (в детстве ребенок овладевает нормами социальной жизни, отрочество - время индивидуализации и развития потребности «быть личностью», в юности идет приобретение черт и свойств личности);
- на основе социального опыта складывается внутренняя позиция личности, что говорит об ее активной позиции в процессе социализации;
- принятие, освоение социального
опыта происходит только в
процессе взаимодействия
Традиционный взгляд на семью основан на следующих положениях:
В социологии семья рассматривается как малая социальная группа, сложная структура, состоящая из отношений «доминирования - подчинения» (власти), ответственности, где все члены семьи автоматически участвуют во всех совместных делах».
В психологии семья, семейные взаимоотношения и взаимодействия рассматриваются как «процесс эмоциональной близости и влияния на психическое формирование личности, что обеспечивается атмосферой непрерывной, постоянной деятельности, обеспечивающей повседневное общение с людьми, с окружающим миром, природой, что обуславливает формирование психических процессов и развитие личности» [22, С.34].
В педагогике - как «институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников, близких, соседей».
Какими бы не были ценностно-целевые концепции образования, они имеют смысл лишь в том случае, если помогают выйти в сферу широко понимаемой в педагогической практике повышения роли семьи как социально-образовательного института. Взаимодействие социумов - семьи и детского сада объективная необходимость. Это реальность, существующая хотя бы потому, что педагогов и родителей объединяет одна и та же благородная цель воспитания духовно-нравственной личности ребенка.
Основными институтами социализации являются семья, дошкольное образовательное учреждение, школа, ВУЗ и другие общности людей, в которых протекает процесс социализации человека. Недооценка воспитательной роли того или иного социального института в формировании личности, влияния тех или иных сфер жизнедеятельности как фактора становления личности нарушает целостность, системность общественного воспитания. Объединение воспитательных возможностей среды и различных институтов воспитания в процессе социализации личности обозначается современной государственной и общественной ситуацией как императив.
Рассматривая психолого-педагогические основы установления педагогом контакта с семьей ребенка, В.А. Сластенин выделяет следующие правила:
1. В основе работы школы
и классного руководителя с
семьей и общественностью
2. Необходимо поддерживать
максимальное доверие к
3. Следует соблюдать
4. Приоритет жизнеутверждающего,
мажорного настроя в решении
проблем воспитания, опора на
сильные стороны семейного
В трудах выдающихся педагогов, врачей, просветителей прошлого обосновываются положения о ведущей роли семьи в социальном, познавательном, эстетическом и физическом развитии ребенка, приобщении его к общечеловеческим ценностям (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Н.В. Шелгунов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, О.В. Одоевский, В.И. Достоевский, С.Т. Аксаков).
Значительно позже вопросы семейного воспитания были широко представлены в трудах отечественных педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. А.С. Макаренко говорит о семье как естественном человеческом коллективе, отвечающем за воспитание ребенка. В успехе семейного воспитания, по утверждению А.С. Макаренко, решающим является активное, постоянное, вполне сознательное выполнение родителями гражданского долга. Особое предпочтение отдавал родительскому авторитету, разумности и целесообразности родительского авторитета.
Семья в современных условиях становится основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности. Это также обуславливает необходимость непрерывного совершенствования семейного воспитания у каждого этноса. Принципиально важным для социализации личности ребенка дошкольного возраста является признание самоценности духовного мира, образа жизни, культуры народа [12, С.99].
Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка осуществляется на основе применения личностно-ориентированного, системного, средового подходов.
Значительный интерес в связи с исследуемой нами проблемой представляет структура процесса социализации, которая позволит нам выстроить взаимодействие семейного и общественного воспитания. Мы полагаем, что процесс социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада должен включать в себя, во-первых, познавательную направленность, ориентированную на усвоение норм социальных отношений; коммуникативную направленность, ориентированную на умение строить отношения, самореализацию в деятельности; эмоциональную направленность, необходимую для выражения отношения к себе как субъекту деятельности, к собственной деятельности и другим людям, как субъектам совместной деятельности.