Группа кратковременного пребывания как путь социализации ребенка раннего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования изучить группы кратковременного пребывания как путь социализации ребенка раннего дошкольного возраста.
1.рассмотреть особенности социализации детей дошкольного возраста;
2.изучить методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста;
3. проанализировать цели и задачи групп кратковременно пребывания для детей раннего возраста как путь социализации ребенка;
4. анализ социализации ребенка раннего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты социализации детей дошкольного возраста 5
1.1. Особенности социализации детей дошкольного возраста………………...5
1.2. Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста.9
1.3. Цели и задачи групп кратковременно пребывания для детей раннего возраста как путь социализации ребенка………………………………………13
Вывод по первой главе…………………………………………………………..17
Глава 2. Анализ социализации ребенка раннего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания………………………………………..18
2.1. Диагностическое исследование…………………………………………….18
2.2. Анализ результатов диагностического исследования……………………26
Вывод по второй главе…………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ социализации ребенка раннего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания

2.1. Диагностическое исследование

 

Анализ социализации ребенка раннего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания проводился на базе ДОУ города Сургута в первой и второй подгруппе ясельной группы «Яблонька».

Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка: что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, какие методы поощрения и наказания приемлемы для ребенка.

Работа в диагностическом направлении обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка – его нормативность, наличие опережения либо задержки, как в целом, так и по отдельным линиям.

Таблица 1

Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

Вопросы к матери ребенка

Параметры

Оценка в баллах

1

Какое из перечисленных настроений преобладает?

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

3

2

1

2

Как засыпает Ваш ребенок?

Быстро за 10 минут

Медленно

3

1

3

Что Вы делаете чтобы ребенок заснул?

Ничего

Укачиваю, лежу рядом и пр.

3

1

4

Какова длительность сна ребенка?

Соответствует возрасту

Спит меньше нормы

Сон существенно нарушен

3

2

1

5

Какой аппетит у Вашего малыша?

Хороший

Неустойчивый, избирательный

Плохой

3

2

1

6

Просится ли на горшок?

Просится

Нет, но предпочитает быть сухой

Нет, ходит мокрый

3

2

1

7

Как относится к высаживанию на горшок?

Положительно

Отрицательно

3

1

8

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?)

Нет

Есть (указать какие именно)

3

1

9

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке?

Проявляет всегда

Проявляет только в привычной обстановке

3

2

10

Проявляет ли активность, интерес при обучении?

Проявляет

Недостаточно

Не проявляет

3

2

1

11

Инициативен ли в игре?

Способен сам найти себе дело

Играет только с взрослыми

Не умеет играть

3

2

1

12

Инициативен ли в отношениях с взрослыми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт, но общается при инициативе взрослых

Не идет на контакт с взрослыми

3

 

2

1

13

Инициативен ли в отношениях с детьми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Не умеет общаться с детьми

3

2

1

14

Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими?

Нет

Да

1

2

15

Как он перенес разлуку ?

Очень тяжело

Спокойно

1

3


 

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

Минимальное количество баллов – 16.

Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3,0 – 2,6 балла – готов  к поступлению в ясли сад;

2,5 – 2,1 балла – готов  условно;

2,0 – 1,6 балла – не готов.

Таблица 2

 Результаты опроса  родителей по оценке состояния их детей

№ п/п

Вопросы к матери ребенка

Ответы младшей подгруппы в баллах

Ответы старшей подгруппы в баллах

1

2

3

1

2

3

1

Какое из перечисленных настроений преобладает?

5

3

8

2

4

10

2

Как засыпает Ваш ребенок?

8

 

8

6

 

10

3

Что Вы делаете чтобы ребенок заснул?

14

 

2

14

 

2

4

Какова длительность сна ребенка?

2

5

9

1

5

10

5

Какой аппетит у Вашего малыша?

1

4

11

 

5

11

6

Просится ли на горшок?

2

4

10

2

3

11

7

Как относится к высаживанию на горшок?

3

 

13

1

 

15

8

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?)

1

 

15

   

16

9

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке?

3

2

11

 

3

13

10

Проявляет ли активность, интерес при обучении?

1

3

12

1

2

13

11

Инициативен ли в игре?

2

3

11

1

3

12

12

Инициативен ли в отношениях с взрослыми?

7

4

5

3

6

7

13

Инициативен ли в отношениях с детьми?

2

8

6

1

9

6

14

Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими?

4

12

 

3

13

 

15

Как он перенес разлуку ?

3

9

 

2

11

 
 

Итого

57

57

122

37

64

136


 

Для проведения в дальнейшем анализа диагностирования адаптации детей к детскому саду ответы родителей обеих подгрупп на вопросы таблицы 1, систематизированы в виде таблицы 2.

Результаты анкетирования родителей показали, что дети во второй подгруппе проявляют больше инициативы в общении с взрослыми и детьми, чем дети первой подгруппы (Табл. 2). Практически одинаковую активность в игре и обучении проявляют дети обеих подгрупп. Но вот интерес к игрушкам у детей второй подгруппы выше, чем у детей первой подгруппы. Одинаков аппетит и длительность сна у детей обеих подгрупп. Менее раздражительны дети второй подгруппы.

Таблица 3

Результаты опроса родителей о степени взаимодействия их детей с другими детьми (критерий Пирсона)

 

Первая подгруппа

Вторая подгруппа

 

Да

Нет

Затруднились ответить

Да

Нет

Затруднились ответить

1.Предпочитает ли ваш  ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой?

8

8

 

10

5

1

2.Замечали ли вы эмоциональные  реакции вашего ребенка при  взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев).

12

4

 

14

2

 

3.Проявляет ли ваш ребенок  инициативу для того, чтобы привлечь  внимание сверстника?

7

7

2

14

 

2

4.Есть ли у вашего  ребенка потребность во взаимодействии  с другими детьми

10

 

6

15

 

1

5.Как вы думаете, ваш  ребенок осознает, что чувствует  ребенок, с которым он играет?

11

2

3

13

1

2

6.Бывает ли так, что  ваш ребенок проявляет признаки "жестокости" к другим детям? (дергает, щипает других детей)?

10

4

2

6

7

3

Итого

58

25

13

72

15

9


В таблице 3 приведены результаты опроса родителей детей раннего возраста (двух подгруппы) по степени активности общения их ребенка с другими детьми.

Анализ опроса родителей раннего возраста показал, что большинство детей в обеих подгруппах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками.

Для первой подгруппы характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником.

Опрос родителей также показал, для этой подгруппы более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за "жестокость" детей.

Во второй подгруппе также присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его собеседник.

Таким образом, для первой подгруппы более характерен объектный аспект взаимодействия, а для второй подгруппа – субъектный аспект.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети второй подгруппы в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми первой подгруппы.

Следующим этапом диагностирования является выявление корреляционной зависимости между психолого-педагогическими параметрами готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ по методу Печора К.Л. По этой методике выявляется корреляционная зависимость привычек, интереса, настроения, активности с эмоциональным состоянием, его социализацией, уровнем сна и аппетита по результатам предварительного анкетирования родителей, которые приведены в таблицах 2 и3. Выявление корреляционной зависимости проводится в группе детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет, отдельно в первой и второй подгруппах.

В первую подгруппу собраны дети 1,5 -2 лет, а во вторую 2-3 лет.

 

 

 

 

Таблица 4

Корреляционная зависимость психолого-педагогических параметров готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателей психофизиологической адаптации детей к условиям детсада

 

Эмоциональное состояние

Социальные контакты ребенка

Сон ребенка

Аппетит ребенка

Какое из перечисленных настроений преобладает?

-0,08

0,34

-0,26

0,52

Как засыпает Ваш ребенок?

0,22

-0,28

0,75

0,20

Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

-0,02

-0,39

-0,10

0,34

Какова длительность сна?

-0,20

-0,02

0,68

0,13

Какой аппетит у Вашего ребенка?

0,47

0,09

0,47

-0,59

Просится ли на горшок?

0,63

-0,25

-0,04

0,05

Как относится к высаживанию на горшок?

0,40

-0,15

0,10

-0,13

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?

0,38

-0,35

0,16

-0,12

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?

0,52

-0,19

0,22

0,17

Проявляет ли интерес, активность при обучении?

0,20

-0,16

-0,43

-0,23

Инициативен ли в игре?

0,33

-0,20

0,26

-0,32

Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?

-0,16

-0,03

0,51

-0,35

Инициативен ли в отношении с детьми?

-0,07

-0,26

0,39

0,16

Был ли опыт разлуки с близкими?

-0,02

-0,39

-0,10

0,34

Как перенес разлуку?

- 0,68

-0,15

0,10

-0,13


Как видно в таблице 4, были выявлены следующие значимые корреляционные связи.

Фактор "Как засыпает Ваш ребенок" имеет положительную корреляционную связь с фактором "Сон ребенка" (r=0,75).

Фактор "Какова длительность сна" имеет положительную корреляционную связь с факторами: фактор "Сон ребенка" (r=0,68).

Фактор "Просится ли на горшок" имеет положительную корреляционную связь с фактором "Эмоциональное состояние ребенка" (r=-0,63).

Фактор "Как перенес разлуку" имеет положительную корреляционную связь с фактором "эмоциональное состояние ребенка" (r=0,68).

Таким образом, особенности адаптации, детей раннего возраста младшей подгруппы к условиям детсада определяются психофизиологическими особенностями детей. Для детей данного возраста характерны переживания из-за разлуки с матерью.

Полученные данные по результатам опроса родителей старшей подгруппы, были статистически обработаны с помощью корреляционного анализа (критерий Пирсона) (Табл. 2 и 3). Вследствие чего были выявлены корреляционные зависимости между психолого-педагогическими параметрами определения готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения в группе детей раннего возраста старшей подгруппы (Табл. 5).

По этой методике, анализу подлежали следующие аспекты:

1) Поведение ребенка, связанное  с удовлетворением его органических потребностей.

2) Уровень нервно-психического  развития.

3) Некоторые черты личности.

В таблице 5 корреляционные связи просматриваются по показателям эмоционального состояния ребенка, его социальных контактов, сна и аппетита ребенка и психолого-педагогических параметров его состояния в период адаптации к условиям детского дошкольного учреждения.

В таблице 5, были выявлены следующие значимые корреляционные связи:

Фактор "Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул" имеет положительную корреляционную связь с фактором "Сон ребенка" (r=0,80).

Фактор "Какова длительность сна" имеет положительную корреляционную связь с факторами: фактор "Сон ребенка" (r=0,68).

 

Таблица 5.

Корреляционная зависимость между психолого-педагогическими параметрами, определения готовности поступления ребенка в ДОУ, (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ старшей подгруппы

 

Эмоциональное состояние

Социальные контакты ребенка

Сон ребенка

Аппетит ребенка

Какое из перечисленных настроений преобладает?

0,08

-0,17

-0,46

-0,21

Как засыпает Ваш ребенок?

-0,47

0,29

-0,07

0,07

Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

-0,16

-0,03

0,80

-0,35

Какова длительность сна?

-0,16

-0,11

0,68

0,22

Какой аппетит у Вашего ребенка?

0,21

0,08

0,12

0,87

Просится ли на горшок?

-0,10

0,31

-0,32

-0,35

Как относится к высаживанию на горшок?

-0,07

-0,26

0,39

0,16

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?

0,27

-0,39

0,18

-0,25

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?

0,91

-0,55

0,37

-0,24

Проявляет ли интерес, активность при обучении?

-0,41

-0,09

0,50

-0,52

Инициативен ли в игре?

0,43

0,18

0,47

0,48

Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?

0,47

0,09

0,47

-0,59

Инициативен ли в отношениях с детьми?

0,63

-0,25

-0,04

0,05

Был ли опыт разлуки с близкими?

0,40

0,68

0,10

-0,13

Как перенес разлуку?

0,80

-0,35

0,16

-0,12

Информация о работе Группа кратковременного пребывания как путь социализации ребенка раннего дошкольного возраста