Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 23:40, курсовая работа
Цель исследования изучить группы кратковременного пребывания как путь социализации ребенка раннего дошкольного возраста.
1.рассмотреть особенности социализации детей дошкольного возраста;
2.изучить методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста;
3. проанализировать цели и задачи групп кратковременно пребывания для детей раннего возраста как путь социализации ребенка;
4. анализ социализации ребенка раннего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты социализации детей дошкольного возраста 5
1.1. Особенности социализации детей дошкольного возраста………………...5
1.2. Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста.9
1.3. Цели и задачи групп кратковременно пребывания для детей раннего возраста как путь социализации ребенка………………………………………13
Вывод по первой главе…………………………………………………………..17
Глава 2. Анализ социализации ребенка раннего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания………………………………………..18
2.1. Диагностическое исследование…………………………………………….18
2.2. Анализ результатов диагностического исследования……………………26
Вывод по второй главе…………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36
1.2. Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста
Первые годы жизни ребенка - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития.
Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
В связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. В группах раннего и дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.
Важнейшей сферой, обеспечивающей социализацию ребенка, является общение. Развитие общения - актуальная проблема, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов и другие педагоги.
Анализ работы дошкольных учреждений показывает, что все усилия воспитателей направлены только на формирование морального сознания, недооценивается роль эмоций в общей системе усвоения дошкольниками моральных правил, не используются в должной мере этически ценные ситуации, побуждающие к внутренней активности ребенка.
Поэтому задача педагогов состоит не только в том, чтобы дать детям определенную сумму моральных знаний о правилах поведения среди людей, но и научить их руководствоваться ими в повседневной жизни.
Сознавая необходимость организации работы по формированию культуры речевого общения дошкольников, были определены цель и задачи нашей работы.
Поставленные цель и задачи реализовывались поэтапно.
Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста начинается с формирования понятий «хорошо» и «плохо» и с осознания своих поступков как хороших или как плохих.
Понятия «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому что их нельзя потрогать и увидеть. Как «оживить» эти понятия? Ответить на эти вопросы нам помогла Хорплоша - это выдуманный персонаж, который наблюдает за поступками детей, оценивает их. Хорплоша помогает нам в работе по развитию общения. Создан «Уголок Хорплоши2, где в течение дня отмечается поведение и поступки детей. В конце дня подводится итог. Его придумала Вера Кулькова.
Для развития общения используется все пространство группы - ширмы, разные виды театров, макеты, предметы ряжения, настольные игры, строительные наборы, уголки сюжетно-ролевых игр, игрушки-телефоны, коврик дружбы, «Уголок Хорплоши».
Развивающая предметная среда раскрывает свои возможности детям благодаря их общению с педагогом и сверстниками в этой среде. Таким образом, от подготовленности, компетентности, доброжелательности и заинтересованного отношения к детям педагога зависит, будет ли одухотворённой предметная среда, захотят и смогут ли дети её освоить в своей деятельности. Педагог не наставник или учитель, а посредник и партнёр в познании детьми чего-то нового.
Проведение работы по речевому общению проходит в непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволяет каждому ребёнку с учётом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила речевого общения. Особенность работы заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.
Своё общение с детьми осуществляем с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических. В работе с детьми используем демократический стиль общения, т. к. именно он позволяет установить между ребенком и воспитателем доверительные, раскрепощенные отношения, создаёт условия для развития детского общения.
Мы используем различные методы и приемы воспитания норм поведения и общения у дошкольников.
Объединяем детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.
У детей возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, заставляют тянуться к сверстникам. Общение - «ребенок - ребенок», «ребенок - дети» идет по собственному побуждению, т. к. жизнь в обществе сверстников ставит ребенка в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела.
Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Прививаем ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками.
На практике мы поняли, что обучать дошкольников хорошим манерам «на ходу» нецелесообразно. Поэтому знакомство с правилами поведения и общения, упражнения в их выполнении, мы решили проводить на специально организованных занятиях один раз в месяц. А для того чтобы знакомство с правилами вызывали у детей положительный, эмоциональный отклик и стали личностно-значимыми, мы используем сказочных персонажей. Так, например, одним мы подсказываем, как себя вести; другие учат нас тем или иным правилам; а третьи учатся вместе с нами. Главный персонаж – это Хорплоша, она оценивает поступки детей во всех видах деятельности.
Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их через дидактические игры, коммуникативные игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни.
Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил. Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив. Во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться.
С целью закрепления навыков и умений мы используем наглядный материал, который в доступной и образной форме напоминает детям о правилах общения. После чтения сказок, рассказов, стихов обязательно обсуждаем с детьми поступки героев. Задаем вопросы, позволяющие думать и делать выводы.
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, мы используем различные виды театра. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Нами были разработаны программы кружков для детей раннего возраста «Росинка» и для детей второй младшей группы «Затейники». На занятиях дети раннего возраста учились выполнять имитационные движения различных животных, уметь эмоционально показать свое отношение к произведениям народного творчества. А на занятиях в кружке «Затейники» закрепляли умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции; умение договариваться, сотрудничать со сверстниками.
1.3. Цели и задачи групп кратковременно пребывания для детей раннего возраста как путь социализации ребенка
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные и фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем их предотвращение.
В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребёнка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребёнка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако, далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после трёх лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и пр.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоцениваются возможности 2-х летнего малыша: его начинают учить и воспитывать так же как ребёнка 5-7 лет (учат читать и писать, сажают перед телевизором, учат пользоваться компьютером и пр.). В обеих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и пр.) являются прямым следствием такого «неумения» родителей. В связи с этим возникает настоятельная необходимость расширения психолого-педагогической помощи семьям с маленькими детьми.
Оптимальной формой такой помощи являются группы кратковременного пребывания. В этом случае ребёнок живёт в семье, сохраняет эмоционально-личностные связи с мамой, не переживает резкой смены условий жизни, как это бывает при переходе малыша в детское учреждения полного для пребывания. В то же время ребёнок получает возможность выйти за пределы своей квартиры и получить необходимые и соответствующие возрасту психолого-педагогические воздействия. Родители также получают знания о возрастных особенностях и возможностях малышей, о развивающих играх и занятиях с маленькими детьми, о способах общения и преодоления конфликтов и пр. Всё это, безусловно, повышает родительскую компетентность, что, пожалуй, является главным условием эмоционального благополучия и развития маленьких детей.
Кроме того в семье, даже при самых образованных родителях, ребёнок растёт в изоляции от других детей, от сверстников. Мимолетные встречи во дворе или парке, где гуляет ребёнок, при отсутствии психолого-педагогического сопровождения, конечно же, не могут создать благоприятных условий для нормальной социализации ребёнка и становления доброжелательного отношения к другим детям. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, и его самочувствие среди других людей. Некоторые родители и педагоги считают, что сверстник является нежелательным партнером для ребенка, поскольку между маленькими детьми преобладают отрицательные формы взаимодействия – малыши дерутся, ссорятся из-за игрушек, часто плачут.
Однако, общество сверстников учит ребенка жить среди людей. В общении с равными партнерами ребенок приобретает ценное умение видеть и слышать других и отстаивать свои права. Отсутствие у ребенка опыта общения со сверстниками притупляет способность понимания других людей. Общение со сверстниками обогащает жизнь маленьких детей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создает условия для появления творческого, самобытного начала в ребенке. Кроме того оно подготавливает к последующему содержательному общению со сверстниками, облегчает привыкание к детскому коллективу. Группа кратковременного пребывания создаёт весьма благоприятные условия для содержательного общения детей и для формирования их доброжелательных отношений.
Итак, основные задачи группы кратковременного пребывания заключаются в следующем:
- преодолеть симбиотическую
связь ребёнка с матерью и
способствовать развитию его
самостоятельности и
- привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров, налаживать гуманные, доброжелательные отношения между детьми;
- способствовать развитию познавательных процессов детей (внимание, память, мышление);
- обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями;
- повышать психолого-
Всё это, естественно подготавливает детей к новой жизни в детском саду.
Однако, педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями психологии маленьких детей.
Вывод по первой главе
Таким образом, в ходе системного анализа социализации личности ребенка (в историческом и современном аспектах) нами было установлено, что в настоящее время недостаточно разработан механизм данного процесса на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, не определены условия эффективного функционирования системы социального воспитания дошкольников в условиях национального детского сада.
Социализация - это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, ценностей и форм поведения. Синонимом слова «социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественна «окультуриванию» - присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений.