Характеристика детей с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Зрение – одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем более 90% информации о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

Файлы: 1 файл

нарушение зрения к.р..docx

— 65.16 Кб (Скачать файл)

                                 ГОУ СПО Новокузнецкий

                               педагогический  колледж  №2

 

 

 

 

 

 

 

 

         ТЕМА: «Характеристика  детей  с  нарушениями  зрения»

 

 

                                                                                                      

.

 

                                     

                                                     

 

 

 

                                                         2014г.

Понятие  и  сущность  данного  вида  отклонения.

Зрение –  одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем более  90%  информации  о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

       Любая  конкретная  наука  имеет  свой  предмет  изучения. Общая  педагогика рассматривает  само  понятие  личности  и его  развитие. Одна  из  составных  частей  общей  педагогики,  которая занимается  рассмотрением  личности, имеющей  нарушение  зрения,  называется - тифлопедагогика (от  греч.-typhlos –слепой). Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления, нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.

     Для тифлопедагогики, как и для общей педагогики, весьма важным является вопрос о том, как осуществляется процесс личностного развития детей с патологией зрения, каковы трудности и особенности развития психики в условиях зрительной недостаточности, каковы источники и факторы коррекционно-компенсаторного формирования социально-адаптивного поведения и пути оптимизации коррекционной медико-психолого-педагогической помощи детям с нарушением зрения. На основе этого в тифлопедагогике создаются специальные условия воспитания и обучения, позволяющие детям с нарушением зрения успешно развиваться.

   Исходя  из  принципа  взаимодействия  двух основополагающих  факторов  развития  личности – биологического  и  социального, при  подходе  к  изучению  своеобразия  детей  с  нарушением  зрения, зрительный  дефект выделяется  как  биологическое  неблагополучие ребенка. Недостаточность  зрения   как  биологическое  неблагополучие  предопределяет  процесс  взаимодействия  ребенка  с  социальной  средой. Если  же среда, окружающая  ребенка с нарушением  зрения  не  организовывается  целесообразно  его возможностям, то  у  ребенка  возникают  трудности  общения  с окружающим  миром  и  людьми. При  резком  снижении  зрения  или  его отсутствии  возникают  ограничения  в  знакомстве  с  окружающим  миром, ориентировке  в  пространстве  и  окружающей  среде, трудности  передвижения, общения  и  обучения. Таким  образом, нарушение  зрения  обусловливает  весь  ход психофизического  развития  детей  с  нарушением  зрения.

    При отсутствии  зрения возникают значительные  особенности развития, хотя общие  закономерности развития, характерные  для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слепого дошкольника  можно отметить три характерные  особенности:

   Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Проявляется  это как в области физического, так и в области умственного развития  в виде безынициативности  и  пассивности слепого ребенка.

   Вторая особенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.

   Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством). Следует отметить, что неравномерность развития слепого ребенка, проявляется более  заметно в дошкольном возрасте, чем в школьном.

     В последние годы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов, что привело к значительным успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, отстранение от общества — вот то, что формируется при отсутствии должного внимания к социализации детей с нарушениями зрения с раннего возраста.

   Слепота тормозит двигательную активность ребенка. Малоподвижность, вялость, медлительность и возникающие на этом фоне двигательные стереотипии являются характерными особенностями психомоторики этих детей. Формирование навыков самообслуживания замедленно, и они часто не полностью сформированы даже к периоду школьного обучения.

  Речь часто формируется с задержкой. Вместе с тем, сформировавшаяся речь нередко бывает более богатой по лексике, чем у зрячих. Отмечается склонность этих детей к рассуждению, но слова часто не выражают конкретного их значения или используются неадекватно. Отвлеченные понятия у слепых детей часто усваиваются легче, чем конкретные. Для них характерен высокий уровень развития вербальной (словесной) памяти. Мышление этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации.

   При врожденной или ранней слепоте ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений, у некоторых из детей  задерживается освоение пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах реального мира скудны и схематичны.

  Плохое зрение сказывается  и  на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограниченна, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечнососудистой системы. Подобная ситуация порождает серьезные психологические проблемы как у детей, так и у их родителей.

  Очень часто родители стремятся максимально облегчить ребенку жизнь, ограничивая детскую самостоятельность и предлагая свою помощь.

   Другая крайность-родители как бы не обращают внимания на заболевание ребенка, требуя от него слишком многого. И в том и в другом случае у детей развиваются психологические комплексы, которые усугубляются длительностью лечения. Поэтому очень важно помочь ребенку эффективно использовать осязание, слух, двигательно-тактильную чувствительность, что в какой-то мере компенсирует недостаток зрения.

 

Причины нарушения зрения.

Все причины нарушения функции глаз можно разделить на:  наследственные (передающиеся по наследству), врождённые  (появившиеся во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие после рождения под воздействием различных внешних факторов). Но это деление относительно, т.к. та или иная патология может относиться сразу к трём группам, например близорукость (миопия), может передаваться по наследству от родителей, может возникать во время внутриутробного развития, а также может быть приобретённой  вследствие ускоренного роста глаза.

    Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствиями внешних и внутренних повреждающих факторов. В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут быть: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки. Причиной врожденной патологии зрения может быть наследственный фактор, обусловливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др.;

    Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, различные  заболевания  матери  во  время  беременности, перенесенные вирусные заболевания, грипп, токсоплазмоз,  краснуха, а также  обострение  хронических  болезней.   К этому же приводя  алкогольные,  никотиновые  интоксикации, авитаминозы, поднятие тяжестей, ушибы  и  падения во время беременности. Эти и другие факторы оказывают наибольший вред органу зрения ребенка на третьей-седьмой неделе беременности. К повреждению глаз иногда приводят родовые травмы. В результате могут возникнуть кровоизлияния в сетчатку, атрофия зрительного нерва.

     В некоторых  случаях на развитие глаз отрицательно  воздействует недоношенность детей. Наиболее тяжелое заболевание  глаз-ретинопатия. Это заболевание, поражающее сетчатку, связано с  использованием большой концентрации  кислорода для обеспечения дыхания, преждевременно родившихся детей. Заболевание может привести к  полной потере зрения. Ретинопатия  у  недоношенных  детей-следствие  все большего вторжения человека  в природные процессы. В прошлом  дети, родившиеся на ранних стадиях  беременности, просто не выживали.

     У  слепых и слабовидящих детей преобладающей причиной возникновения глазных заболеваний является врожденная патология глаз, недоразвитие зрительной системы на фоне общего соматического ослабления здоровья.

    Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может  быть несколько. Одной из распространенных причин снижения зрения являются аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие. Косоглазие и возникающая на его фоне амблиопия, являются часто встречающимися заболеваниями. Своевременное выявление и лечение косоглазия позволяет сохранить, восстановить и улучшить зрение у детей еще в период раннего и дошкольного возраста.

      Аномалии зрения (слепота и слабовидение) могут быть вызваны заболеваниями глаз, то есть возникать самостоятельно. Кроме  этого  нарушение  зрения  может быть  вызвано  и не только вследствие заболеваний самого глаза. При сердечно-сосудистой патологии, при заболеваниях почек, лёгких, ЛОР-органов, центральной нервной системы (головного и спинного мозга), эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), при заболеваниях крови, заболеваниях соединительной ткани (ревматизм), при нарушениях обмена веществ, авитаминозах, различных инфекционных заболеваниях (корь, коклюш, скарлатина, ветрянка, эпидемический паротит, дифтерия, дизентерия  др.) - при всех этих заболеваниях может отмечаться нарушение зрения.

  Резкое снижение зрения нередко может быть вызвано заболеваниями ЦНС: менингитами, энцефалитами, опухолями мозга, травмами черепа.

 

Классификация  детей  с нарушениями  зрения.

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице – 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками, означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:

1) слепые – это дети  с полным отсутствием зрительных  ощущений, либо имеющие остаточное  зрение (максимальная острота зрения  – 0,04 на лучше видящем глазу  с применением обычных средств  коррекции – очков), либо сохранившие  способность к светоощущению;

а) абсолютно, или тотально, слепые — дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

б) частично слепые — дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

  Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха.

2. слабовидящие — дети  с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых  в том, что при выраженном снижении  остроты восприятия зрительный  анализатор остается основным  источником  восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

а) слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение.

Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки и мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время занятий.

б) слабовидящие дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу.

При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно воспринимают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве. В связи с необходимостью применять специальные методы и технические средства обучения, соблюдать определенные гигиенические требования, такие дети также обучаются в специальных школах слабовидящих. Однако некоторые из них при обеспечении необходимых условий в состоянии успешно обучаться в массовой школе;

в) дети с остротой центрального зрения 0,4-0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами. У этих детей не отмечаются выраженные вторичные отклонения в психическом развитии. Такие дети подлежат обучению в обычных условиях массовой школы. Однако по отношению к ним должен соблюдаться некоторый щадящий режим.

3) дети  с  косоглазием  и амблиопией  (острота зрения  ниже 0,3).

Амблиопия («ленивый глаз») – это функциональное, обратимое понижение зрения, при котором один из двух глаз почти (или вообще) не задействован в зрительном процессе. Глаза видят слишком разные картинки, и мозг не может совместить их в одну объемную. В результате подавляется работа одного глаза.

Информация о работе Характеристика детей с нарушениями зрения