Характеристика детей с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Зрение – одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем более 90% информации о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

Файлы: 1 файл

нарушение зрения к.р..docx

— 65.16 Кб (Скачать файл)

     На музыкальных  занятиях, праздниках, чтобы у ребенка  появилось ощущение свободы движений  в пространстве, его красоты, иногда  можно снимать окклюзию. На физкультурных  и музыкальных занятиях дети  с низкой остротой зрения ставятся  за детьми с более высокой  остротой зрения, равными им по  темпу движения, чтобы был ориентир  для передвижения в пространстве.

    Обязательным  компонентом коррекционной работы  с детьми, имеющими нарушения  зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько  раз в течение дня по 3-5 мин. Предмет  для  зрительной  гимнастики  надо  показывать в медленном  темпе, чтобы ребенок до конца  проследил его  движение. Предмет  показывается чуть выше уровня  глаз впереди сидящих детей. Он  не должен сливаться по цвету  с одеждой педагога и окружающей  обстановкой. При выполнении зрительной  гимнастики дети с низкой остротой  зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать  мелкие предметы. Гимнастика проводится  по словесным указаниям, с использованием  стихов, потешек. Необходимо отмечать  старание, желание и результаты  работы детей.

    Коррекционную  направленность имеет и организация  рабочего места ребенка с нарушением  зрения на занятиях. Так как  коррекция зрения ребенка на  первом этапе его лечения заключается  в стимуляции хуже видящего  глаза путем окклюзии лучше  видящего глаза, то ребенок с  амблиопией и косоглазием попадает  в разряд слабовидящего. Поэтому  рассаживают детей относительно  педагога следующим образом: впереди - дети с низкой остротой зрения (0,4), далее с остротой зрения 0,4-0,6 и за третьим столом - дети с  остротой зрения 0,6-1,0. Если у ребенка  окклюзия левого глаза, то его  надо посадить справа от преподавателя, если окклюзия правого глаза, то слева, детей с расходящимся  косоглазием - по центру. При работе  за столом свет должен падать  слева и сверху.

    Детям с низкой  остротой зрения демонстрационный  материал предъявляется не далее 1 м от глаз. Также необходим  дополнительный индивидуальный  показ предмета. Наиболее благоприятен  показ предмета на черно- белом  фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или  оранжевом (стимулирующем). Предметы  берутся крупные, яркие по цвету, точные по форме и деталям. Размещать объекты на доске  нужно так, чтобы они не сливались  в единую линию, пятно, а хорошо  выделялись по отдельности.

    На занятиях  по математике размер предметов - до 15 см, размер используемой натуры- 20-25 см, раздаточный материал - 2-5 см. Весь демонстрационный материал  должен соответствовать естественным  размерам, т. е. машина должна быть  меньше дома, помидор меньше капусты  и т. д.

   Схема построения  занятий включает в себя релаксационные  упражнения, элементы психогимнастики, игровые приемы, физминутки с  упражнениями для глаз, малоподвижные  игры. Это позволяет добиться  устойчивого внимания и поддержания  интереса на протяжении всего  занятия. И это немаловажно, если  учесть, что у детей с нарушением  зрения неустойчивая психика, пониженная  работоспособность, быстрая утомляемость.

    Коррекционно-педагогическая  работа с детьми с нарушением  зрения направлена на гармоничное  развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать  уровень нарушения зрения в  каждом отдельном случае, а также  психологическое и физическое  развитие детей.

 

Диагностика  детей  с  нарушения  зрения.

    Более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения. Первый раз посетить офтальмолога необходимо еще с новорожденным. Это поможет определить наличие таких серьезных дефектов, как глаукома, катаракта, нистагм и врожденное косоглазие.

    Ранняя диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предотвратить с помощью психологов и педагогов отклонения в развитии. Ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения.

  Существуют определенные  тесты для проведения проверки  зрения ребенка:

1 тест - проверка на возможность  прослеживания глазами за светящимся  предметом (фонариком) или яркой  игрушкой на расстоянии 10 - 15 см  в любом направлении. Проводится  в 4 - 4,5 мес.

2 тест - для проверки остроты  зрения. Предлагается выложить на  светлый стол хлебные крошки  диаметром 3, 1,5 и 0,5 мм. Ребенок в 6 мес. может увидеть крошки диаметром 0,5 мм.

3 тест – для  проверки  остроты зрения обоих глаз. Для проведения этого обследования ребенка нужно посадить на колени маме, а напротив них садится ассистент с яркой и интересной игрушкой в руках. Логопед из-за спины ребенка закрывает рукой вначале его правый, затем левый глаз. При попытке рассмотреть игрушку ребенок с нормальным зрением пытается убрать руку или наклонить голову.

  4 тест -   для определения остроты зрения ниже 0,1 используется пересчет пальцев. Способность к пересчету раздвинутых пальцев руки на расстоянии:

5 м соответствует остроте  зрения в 0,09; 2м0,04; 0,5 м-0,01; 30 см - 0,005.

5 тест - способность к различению света от тьмы соответствует остроте зрения на уровне светоощущения.

6  тест - неспособность к различению света от тьмы означает, что острота зрения равна 0.

    Когда ребенок еще совсем маленький, оптометрист проверяет зрение косвенно. Малыш находится на руках у родителя, врач ему показывает табличку, разделенную на две половинки. Одна из них пустая, а на другой размещены полосы. Суть такого метода заключается в том, что ребенок направляет свой взгляд не на пустую часть таблички, а на полосатую.

    Затем доктор  показывает следующую таблицу, в  которой толщина полос меньше, далее – таблицы с еще меньшей  толщиной полос и так до  тех пор, пока глаз маленького  пациента не сможет отличить  полосы от фона. Проверяются поочередно  оба глаза. Причем при осмотре  одного глаза другой должен  быть прикрыт. По результатам  такого исследования можно проверить, хорошо ли видит ребенок обоими  глазами и соответствует ли  зрение его возрасту.

       В два-три  года, как правило, впервые проверяют  остроту зрения ребенка, диагностируют  косоглазие и амблиопию. Ребенку  этого возраста   можно самостоятельно в  домашних  условиях предложить  незатейливый  тест. Например, на листе бумаги нарисовать дерево с различными по размеру не закрашенными листьями, домик с окнами и т.д. Затем спросить, видит ли ребенок все листья, окошки в домике и так далее и попросите его показать детали нарисованного рукой. Глаза проверять нужно поочередно. Если он различает все предметы на рисунке – значит у него хорошее зрение. Если он приближается к рисунку ближе, чем на 20 см, то это уже сигнал, чтобы обратиться к врачу.

    С трех до семи лет у детей развивается способность четко видеть на разных расстояниях, так называемая аккомодация. В этот период особенно важно, чтобы у ребенка во время занятий было хорошее освещение, чтобы он излишне не переутомлял глаза, использовал книжки с крупным шрифтом. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно велики, грозит близорукость.

     Затем зрение  проверяют непосредственно перед  поступлением в школу, а далее  — в 11-12 и в 14-15 лет. Очень важно  при этом обследовать детей  у офтальмолога в полном объеме: проверить бинокулярные функции, цветовое зрение, определить и  уточнить рефракции.

     Чтобы проверить остроту зрения у дошкольников, в кабинетах глазного врача используются таблицы с рисунками предметов, которые ребенок уже знает. Картинки размещены по рядам и отличаются по размеру. Малышу говорят закрыть один глаз (причем он должен быть открыт под ладонью), а другим глазом рассматривать картинки и называть, что на них изображено. Это же проделывают и с другим глазом. Если ребенок затрудняется,  перед тем как дать правильный ответ, это может говорить о том, что один глаз слабее другого.

     Для исследования близорукости или дальнозоркости у детей могут быть использованы таблицы с кольцами (кольца с разрывом). Для исследования зрения вдаль (с 5 метров) используются рисунки с различными тремя кольцами, расположенными один внутри другого. Каждое кольцо соответствует определенной остроте зрения. Для исследования зрения вблизи (с 1 метра) используется также таблица с кольцами, которые расположены по рядам (в каждом ряду - определенная величина колец). Показатели остроты зрения указаны слева от колец в каждом ряду.

    Чтобы выявить у детей астигматизм, можно им предложить тест с лучистой фигурой из полос (рисовать как лучики солнышка, чередуя длинные и короткие полосы одинаковой толщины). С расстояния 1 м посмотреть на эту фигуру, поочередно закрывая 1 глаз потом другой. Если у ребенка в четкости видения линий большие различия, то это говорит о том, что необходимо проконсультироваться у глазного врача.

         Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению, мало. Адаптация стимульного материала при исследовании детей с нарушениями зрения вызывается необходимостью его четкого и точного восприятия детьми и требует от тифлопсихолога знания диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций исследуемого ребенка: остроты зрения, цветового зрения, характера зрения и др. В связи с этим стимульный материал для обследования должен учитывать индивидуальные особенности и трудности восприятия материала каждым ребенком. Предлагаемые для обследования задания могут состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, рельефных и плоскостных изображений в контурном или силуэтном виде, выполненных в различной цветовой гамме.

  Основными требованиями к характеру стимульного материала являются следующие: контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60-- 100 %. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном. Величина предъявляемых объектов определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачом-офтальмологом.

    Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30 - 33 см, а для слепых детей - в зависимости от остроты остаточного зрения. Размер перцептивного поля предъявляемых рисунков должен составлять от 0,5 до 50°. Угловые размеры изображений - в пределах 3 -- 35°. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания (особенно это касается заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста). В цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Насыщенность цвета -- 0,8--1,0.Обследование ребенка можно проводить в любое время дня.

   Основной принцип адаптации методик по процедуре исследования - увеличение времени экспозиции стимульного материала. Поскольку у детей с нарушением зрения при выполнении различных заданий возможен суксессивный способ зрительного восприятия тест - материала, требуется увеличение времени его экспозиции минимум вдвое. В зависимости от особенностей зрительной патологии время выполнения задания может быть увеличено в несколько раз (от двух до десяти). Выполнение заданий на основе осязания требует увеличения времени экспозиции в два-три раза по сравнению с выполнением заданий на основе зрения.

   При использовании методик, основанных на двигательных навыках, следует учитывать не быстроту и точность движений, а результативность выполнения задания. Время выполнения задания увеличивается; исключаются все тесты на исследование самих движений и двигательных навыков.

   При использовании методик, основанных на речевом материале, следует предварительно выяснить, сформированы ли у ребенка реальные представления, предъявленные данным словесным материалом. Формализм речи, свойственный детям с нарушениями зрения, может проявиться в отсутствии полноценного реального представления о предмете или явлении, заявленного в слове.

   При выполнении методик, связанных с элементами рисования, следует предварительно выяснить, сформировано ли у ребенка представление о предмете, насколько ребенок знает характеристики предмета, который нужно изобразить. В случае необходимости следует показать предмет и рассказать о нем. Особенно это касается слепых детей при рисовании на приборе Семевского или Клушиной.

    При использовании методик, основанных на зрительном анализе и синтезе пространственных соотношений объектов, предварительно выясняют, сформировано ли у ребенка знание предлагаемых форм и объектов.

    Методики с применением свободных творческих игр следует употреблять, предварительно выяснив, знает ли ребенок игрушки, с которыми будет играть. Особенно это касается стилизованных игрушек, животных в одежде, сказочных персонажей. Детей сначала знакомят с действиями, которые можно производить с игрушками, а также с помещением, в котором они будут играть. При использовании методик, основанных на подражании, учитывая отсутствие этого процесса у слепых детей и трудности его формирования у детей с глубокими нарушениями зрения, следует производить показ на самом ребенке, используя его двигательно-мышечную память и совместные действия с взрослыми.

Стандартизированные диагностические методики, адаптированные для работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Методика «Коробка форм». Направлена на определение сформированности представлений о форме. Так как при выполнении заданий по этой методике возникают трудности, связанные с восприятием глубины и объемности, следует предварительно проанализировать вместе с ребенком фигуры-вкладыши, вычленив необходимую плоскость объемной фигуры так, чтобы ребенок мог идентифицировать ее с прорезью. Возможны трудности практического вкладывания фигур из-за недоразвития микро координации движений. Психолог должен выявить эти отличия, ставя уточняющие вопросы.

Информация о работе Характеристика детей с нарушениями зрения