Характеристика детей с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Зрение – одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем более 90% информации о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

Файлы: 1 файл

нарушение зрения к.р..docx

— 65.16 Кб (Скачать файл)

     В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:

1) слепорожденные — дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс зрительной системы;

2) ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже

 

Содержание  коррекционно-педагогической  работы  с  детьми,  имеющими  зрительные  нарушения.

       Под коррекционно-педагогической работой понимается система мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушениями зрения. Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии аномального ребенка были разработаны JI.C. Выготским, Т.А. Власовой и др.

    Коррекционно-педагогическая  работа с детьми с нарушением  зрения, прежде всего, состоит в  организации компенсаторной перестройки  слухового, кожного, тактильного и  др.  анализаторов.  Коррекционная  работа  строится  как  многоуровневая  система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого  процесса психофизического развития  и восстановления зрения детей  на основе стимуляции всех  потенциальных возможностей. Специфичность  коррекционной работы с детьми  дошкольного возраста заключается: во взаимосвязи и взаимодействии  коррекционной работы со всеми  видами детской деятельности; во  всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции  на психику ребенка; в компенсаторном  развитии средствами деятельности (игры, труда и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения..

    Коррекционно-педагогическая  работа осуществляется в двух  направлениях: 1) специальные коррекционные  занятия по развитию зрительного  восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации пространственной  ориентировке, коррекции речевых  нарушений; 2) организация коррекционных  упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, физической  культуре, ручному труду и др.) в играх, бытовой деятельности.  Система  упражнений,  способствующих  активизации  зрительного восприятия  и познания окружающей действительности, согласуется с врачом - офтальмологом.

     Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения:

-активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т.е. фиксация на мелких предметах. (Близоруким нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).

-тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.

-укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.

-развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.

-выработка бинокулярного зрения.

-развитие стереоскопического зрения.

     Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях тесной взаимосвязи и слаженной работы всех педагогов и специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, воспитателя по изо, учителя-логопеда), работающих с этими детьми. 

   При   проведении   любого   вида   коррекционной   работы   учитываются   задачи лечебного   процесса,   включая   работу   по   снятию   побочного   влияния   медицинских процедур на психику ребенка. Знание психических особенностей ребенка позволяет педагогу целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения и корригировать негативные психоэмоциональные проявления, обусловленные влиянием лечебного процесса. Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации в познавательной деятельности детей с глубокими нарушениями зрения.

     Коррекционная работа при полном отсутствии зрения должна быть направлена на использование специальных приемов и способов наблюдений явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

        Комплекс  воспитательных мероприятий при  коррекционно-педагогической работе  должен быть направлен на раскрытие  широких возможностей слепых  и слабовидящих детей, формирование  у них активной жизненной позиции, предполагающей возможно полное  участие в жизни, полноценный  труд и т.д.

      При поступлении детей в группу с нарушением зрения учитель-дефектолог тщательно изучает и анализирует анамнез каждого ребенка, беседует с родителями; совместно с врачом-офтальмологом определяет индивидуальную зрительную нагрузку; проводит первичную диагностику уровня развития зрительного восприятия. Итогом такой предварительной работы является составление плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия с каждым ребенком, который основывается на зрительном диагнозе, уровне развития и самостоятельности при выполнении заданий.

  При обследовании  детей, поступающих в специализированные  группы, а также в ходе наблюдений  и бесед с медицинским персоналом  выясняется, что у большинства  детей имеются нарушения осанки, у всех детей ослаблены познавательные  процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное  мышление), ограничено овладение  социальным опытом. Исходя из  этого, занятия строятся дифференцировано, соответственно возрасту детей, составу нарушенных функций, особенностям  восприятия учебного материала. И наряду с общими задачами  ставятся специальные (коррекционные):

В младшей группе:

1)накопление знаний и  формирование приемов четких  представлений об эталонах (цвете, форме, величине, пространственном  расположении); 2)обогащение словаря  и развитие образной речи на  основе предметной соотнесенности  слова.

В средней группе

1) формирование приемов  целенаправленного восприятия (алгоритмизации  по плану-символу);

2) обучение детей на  полисенсорной основе с использованием  сохранных анализаторов узнавать  и выделять предметы среди  других, определять их свойства  и назначение:

-по существенным признакам;                                                                                                -на основе овладения приемом сравнения;                                                                       -обучение приемам группировки на подражание;                                                    -обучение переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в самостоятельную практическую деятельность.

В  старших группах:

1)формирование приемов  целенаправленного восприятия по  плану (в старшей группе), владение  планом (в подготовительной группе);

2)формирование навыка  узнавания и выделения предметов  среди других с использованием  сохранных анализаторов, определения  их свойств и назначения на  основе овладения приемом сравнения;

3)овладение приемами группировки (в старшей группе), классификации (в подготовительной группе);

4)обучение обобщению знаний  о предметах и явлениях окружающего  мира с целью формирования  понятий.

    Содержание работы  учитывает общие принципы обучения  и воспитания, принятые в дошкольной  педагогике, а также специфические  принципы, реализуемые в системе  специального образования, в частности  принцип коррекционной направленности. В процессе специального обучения  слабовидящих детей используются  все общие дидактические методы: наглядный, практический, словесный. Каждый  из методов позволяет решить  те или иные задачи обучения. Однако эффективность данной  коррекционно-педагогической деятельности, как и любого процесса обучения, обусловлена использованием названных  методов в комплексе. Даже формирование  у ребенка первоначальных знаний  и умений с помощью наглядного  метода, как основного, требует от  тифлопедагога использования приемов  практического метода (например, с  целью первоначального их закрепления) и приемов словесного метода (например, для обобщения уже имеющихся  знаний и умений и на этой  основе ознакомления с новым материалом). Таким образом, выбор ведущего метода зависит от этапа обучения, а характер использования дополнительных методов (на этом этапе обучения) зависит от конкретных дидактических задач и от того, каким способом (наглядным, практическим, со слов) могут усваивать дети программный материал. Специфика использования методов обусловливается тем, что развивать ориентировку в пространстве можно только в условиях, когда ребенок активно выполняет различные зрительные действия и операции.

    Коррекционную  направленность занятий определяет  выбор методов и приемов с  учетом не только возрастных  и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительной  функции, уровня развития зрительного  восприятия. Быстрая утомляемость  детей требует смены деятельности  на занятиях, введения физкультминутки  как обязательной части любого  занятия. Суженный сенсорный опыт  обязывает обращать внимание  на правильный способ деятельности, а не только на ее результат. Например, очень важно, чтобы ребенок  при составлении узора не хаотично  выполнял действия, а мысленно  и последовательно заполнял лист, начиная с центра, затем используя  углы, правую, левую стороны, верх, низ, между, правильно воспроизводил  направление, пространственное расположение  фигур. Важно использовать формообразующие  движения руки при обследовании  и воспроизведении объекта, так  как они способствуют развитию  глазодвигательных функций.

    Сенсорное и  физическое воспитание - основа коррекционной  работы, поэтому дидактические и  подвижные игры с определением  коррекционных задач планируются  гораздо чаще, чем в обычных  группах. Эффективным средством  коррекционной работы является  прогулка, где должны проводиться  дидактические и подвижные игры  на развитие глазомера, точности  движений, на ориентировку. Для этого  подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного  внимания, восприятия.

   Для развития у  детей с нарушением зрения  познавательно-образного мышления  используют игру, учение, труд, которые  можно рассматривать как познавательно - оценочную,  преобразующую  деятельность,  в  которой  отображается  взаимодействие  с окружающей действительностью. При этом дети могут убедиться в успешности ориентации и адекватности своих предметно-практических действий, осознать свои потенциальные возможности.

     Большое значение  для  слабовидящих  детей имеет осязание, которое помогает определять форму, размеры предмета. Наряду с осязанием большое значение имеет  и слух. С помощью звуков дети с нарушением зрения могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Высокий уровень развития слуха у слепых и слабовидящих обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля. Поэтому в процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения проводятся упражнения на дифференциацию, различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.

    Обязательным  содержанием специальных занятий  является не механическая тренировка  зрительных функций глаза, а связанная  с общеобразовательной программой  работа по развитию всех видов  познавательной деятельности ребенка. Например, плетение ковриков обыгрывается  в творческих играх «Магазин»  или «Гости», в которых обсуждается  с детьми удачное сочетание  цветов, размеров, стимулируется самостоятельность, творчество.

   Коррекционную направленность занятий определяет использование индивидуального и дифференцированного подхода. При индивидуальной работе нужно учитывать возможности ребенка в зависимости от остроты зрения, его вхождение в контакт  в процессе обучения, устойчивость внимания. Дифференцированный подход к учебно-воспитательной работе требует выделения подгрупп детей, в состав которых могут входить дети с низкой остротой зрения, с нарушением зрения в сочетании со сниженным интеллектом, с низкой остротой зрения в сочетании с задержкой психического развития. Численность таких подгрупп, как правило, 1-2 ребенка.

  При работе с подгруппой нужно говорить медленней, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Если ребенок не может ответить, необходимо дать дополнительное разъяснение. Можно разрешать не вставать при ответе, подходить к объекту в процессе занятия, использовать на занятиях по развитию речи дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки. Следует больше внимания обращать на руки педагога при обследовании предмета, обводке и т. д., руки должны двигаться медленно, каждое движение сопровождаться словом, показом. Обязательна индивидуальная оценка ребенка после каждого выполненного задания, подчеркивание положительных сторон его деятельности, самостоятельности.

    На физкультурных  занятиях важно использовать  приближение горизонтальной, вертикальной  цели, большой ее размер, дополнительную  страховку в лазании, спрыгивании; ограничение отдельных видов  движений по согласованию с  врачом-офтальмологом, замедленный  показ движений, чтобы дети успели  его увидеть. Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе. При некоторых видах упражнений (лазанье, равновесие) окклюзия снимается, чтобы ребенок ощутил движение своего тела без боязни упасть, получить ушиб, так как заклейка ограничивает свободу движений.

    В изобразительной  деятельности образцы для показа  должны быть в 2-2,5 раза больше  детских работ, мелкие детали  показываются дополнительно в  крупном размере. Для слабовидящих  детей листы для рисования  используют в 2 раза меньшего, чем  для остальных, размера. Для рисования  можно применять как общую, так  и индивидуальную натуру, а также  дополнительную для 3- 4 наиболее  плохо видящих детей.

Информация о работе Характеристика детей с нарушениями зрения