Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 16:32, контрольная работа
Зрение – одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем более 90% информации о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.
Методики «Пирамидка» и «Мисочки». Направлены на определение сформированности предметных действий и представлений о величине. При выполнении предметных действий у детей с нарушениями зрения может страдать точность и координированность движений, что обусловливает замедленное выполнение теста. Для более адекватной оценки следует предварительно выяснить сформированность у детей понятия о величине и умение располагать предметы в сериационном ряду.
Методика «Разрезные картинки». Направлена на выявление уровня зрительного синтеза и пространственного восприятия. При выполнении теста следует сначала проанализировать целостную картинку и установить, сформирован ли у ребенка этот образ. Убедившись, можно приступать к воссозданию соответствующего образа и на разрезной картинке.
Методика «Конструирование по образцу». В этой методике должны быть четко выделены различия в трех характеристиках строительных деталей: цвете, отличающейся друг от друга поверхности, а также в форме предъявления - на контрастном фоне так, чтобы ребенок мог выделить места сочленения деталей.
Методика «Свободный рисунок». Выявляется уровень сформированности представлений об окружающем, уровень владения техникой рисования и развитие мелкой моторики. Ребенку предоставляется бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши, фломастеры. Карандаши подбираются более контрастными по отношению к бумаге (красный, синий, зеленый, черный, коричневый). Слепые используют прибор Н. В. Клушиной.
Методика «Рисунок человека». Результаты, полученные по этой методике, должны быть соотнесены с другими тестами, направленными на выявление сформированности представления об образе человека.
Методика «Дорисовывание фигур». Эта методика может показать не только уровень развития воображения и способность создавать оригинальные образы, но и пробелы в формировании реальных образов, связанных с нарушениями зрения.
Методика “Запомни и воспроизведи рисунок” (ребенку показывают 2 картинки, каждая на 1 минуту; задача ребенка - нарисовать то, что он запомнил).
Методика “Выбери нужное лицо” - это детский тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен (предлагают рисунки с различными ситуациями из жизни ребенка; на картинках у маленького ребенка нет лица, испытуемый должен выбрать лицо из предложенных вариантов).
Методика “Какой Я? ” - определение самооценки (психолог с помощью бланка называет положительные личностные качества человека и предлагает ребенку оценить себя).
Чтобы своевременно выявить тот или иной недуг глаз у ребенка, нужно систематически проверять его зрение. При необходимости врач назначит лечение. Родителям нужно уделять особое внимание на правильную организацию игр, занятий, а также рабочих мест детей. Все это поможет сохранить хорошее зрение у ребенка.
Серия коррекционно – развивающих игр для детей, имеющих зрительные нарушения.
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка с нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и психического развития. В игре дети с нарушением зрения приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, самостоятельность. Усвоение знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность. В игре формируются психологические предпосылки готовности к школьному обучению, такие как умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилам, умение ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкцию взрослого, работать по образцу.
Охватывая сензитивные периоды жизни детей с аномалиями в развитии, игра повышает их абилитационные возможности, способствует коррекции и компенсации дефектов, связанных со слепотой. Как зона ближайшего развития ребенка, игра в тифлопсихологии рассматривается как средство всестороннего развития, способ познания окружающего мира. Однако глубокое нарушение или ограничения функции зрительного анализатора создает трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности: у детей отмечается бедность игрового сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий.
К общим требованиям к организации игры можно отнести следующие:
- игра должна соответствовать тем навыкам ребенка, которыми он владеет;
- при выборе инвентаря
должна использоваться
- для слабовидящих детей
или с остаточным зрением
- если в игре используется
мяч, то он должен быть очень
ровным и немного тяжелее
- заранее необходимо
- ведущий должен предупреждать об опасности, ориентировать играющих, задавать нужное направление при помощи того или иного сигнала (например, с помощью свистка);
- необходимо уделять особое внимание правильной дозировки физической нагрузки при играх со слепыми детьми, так как они воспринимают всю игру на слух, в связи, с чем может возникнуть перенапряжение нервной системы и органов слуха.
Детям со слабой степенью амблиопии можно предложить дидактические игры: «Лабиринты», «Трафареты», «Цветные фасольки», «Заштрихуй по-разному», «Додумай и дорисуй» - размеры не менее 10-15см.
Детям со средней степенью амблиопии: «Весёлые зверята», «Волшебные шнурочки», «Цветные палочки», «Собери сказку», «Пазлы» - размеры от 15 до 20 см.
Детям с высокой степенью амблиопии: «Лоскутное одеяло», «Собери квадрат», «Сложи узор», «Колумбово яйцо» - размеры от 20см. и более. Размеры очень важны, так как для детей с одним диагнозом это соответствующий размер, а для других нет.
Детям с расходящимся косоглазием: «Нанизывание бус, (пуговиц)», «Мозаики» - различной величины, «Вкладыши, разрезные картинки»
Детям со сходящимся косоглазием: «Дротики», «Баскетболисты», «Меткий стрелок».
В процессе всей игровой деятельности осуществляется дифференцированный подход.
Игра «Лабиринт»
Цель: Развитие подвижности глаз, повышение остроты зрения. Развитие мелкой моторики рук, прослеживающей функции глаза.
Содержание: Педагог предлагает ребенку провести различных сказочных персонажей к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.
Игра «Новогодние бусы»
Цель: Повышение остроты зрения амблиопичного глаза. Развитие мелкой моторики рук, скоординированных действий обеих рук.
Содержание: Ребенку предлагается сделать украшение для елки - бусы. Для этого ему нужно нанизать бусинки на нить.
Игра «Раскрась слоника»
Цель: Повышение остроты зрения амблиопичного глаза, стимуляция различения цвета. Развитие мелкой моторики рук, закрепление знания цветов, развитие внимания.
Содержание: Педагог предлагает раскрасить слоника в соответствии с теми обозначениями цвета, которые расставлены на фигуре слоника.
Игра «Цифры и порядок»
Цель: Развитие подвижности глаза. Развитие устойчивости и концентрации внимания.
Содержание: В таблице расположены цифры в случайном порядке. Ребенку необходимо отыскать и подчеркнуть цифра по порядку.
Игра «Собери картинку»
Цель: Развивать бинокулярное зрение; подвижности глаз. Развитие мелкой моторики рук, целостности восприятия.
Содержание: Ребенку предлагается собрать разрезную картинку или пазлы.
Игра «Кольцеброс»
Цель: Развитие стереоскопического зрения. Развитие глазомера.
Содержание: Ребёнку дают кольца и стержень, который ставят на определенном расстоянии. Ему предлагается нанизать кольца на стержень, бросая их.
Ира «Что нарисовано?»
Цель: Развитие нормального стереоскопического зрения; совершенствование бинокулярного зрения. Закрепление представлений о цвете.
Содержание: Ребенку показывают изображение картины с различными наложенными друг на друга фруктами. Просят ребенка назвать, какие фрукты нарисованы, и какого они цвета.
Игра «Попади в цель»
Цель: Развитие стереоскопического зрения, глазомера, меткости.
Содержание: На стену вешается мишень, ребенку дают маленькие мячики-липучки и просят попасть в центр мишени.
Игра «На ощупь» (для слабовидящих детей)
Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.
Содержание: В тёмный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, напёрсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.
Игра «Где стереть?» (для слабовидящих детей)
Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.
Содержание: На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности, и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.
Игра «Пойдём на прогулку»
Цель: Совершенствовать умение ходить в парах (дети с нормальным зрением и его нарушением).
Содержание: Дети в парах передвигаются по площадке в различных направлениях (по кругу, с поворотом в обратную сторону), у каждой пары – погремушка (колокольчик). Педагог дает словесную инструкцию.
Варианты:
1. Ребенок с нарушением зрения держит руку на плече товарища с нормальным зрением.
2. Ребенок с нарушением
зрения идет рядом с ребенком
с нормальным зрением, который
озвученной игрушкой задает
3. Игроки стоят на расстоянии 10-15 м друг против друга, у ребенка с нормальным зрением в руке погремушка. Подавая сигналы, он ориентирует своего товарища с нарушением зрения, куда надо идти.
Игра «Снайперская ходьба»
Цель: Развивать умение воспринимать различные по размеру пространства.
Содержание: В центре площадки рисуют мишень из пяти концентрических кругов: радиус внутреннего (центрального) круга – 30 см, радиус каждого последующего круга увеличивается на 50 см. От центрального круга по убывающей наносят цифры (5, 4, 3, 2, 1), указывающие очки. Перед мишенью на расстоянии 2 м проводится стартовая линия. Играющие по сигналу педагога стартуют и стараются, набрав как можно больше очков, продвигаться в глубь мишени к цифре 5.
Методические указания. Дети с нарушением зрения предварительно проходят расстояние от стартовой линии до центра с нормально видящими партнерами, чтобы почувствовать пространство, а затем проделывают это самостоятельно. Педагог поощряет и корректирует действия детей с нарушением зрения.
Вариант для слепых. Круги выкладываются из веревок, чтобы дети могли их осязать.
Заключение
Таким образом, для успешного вхождения слепых и слабовидящих детей в общество важно не только овладение им навыками самообслуживания, общения, обучение различным видам деятельности, но и установление социальных связей, без которых жизнь индивида просто невозможна.
Специальные учебные заведения, где обучаются дети с нарушениями зрения не дают возможности установления связи с внешним миром, вследствие этого ребенок не получает опыта общения с другими людьми, его круг знакомых ограничен. В будущем это вызывает подавленность ребенка, осознание его инвалидности, неполноценности, и ведет за собой депрессивные состояния и нежелание жить дальше.
Важной задачей социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения является осознание ребенком себя равноправным членом общества, преодоление его страхов, зависимости, робости. Большое внимание должно уделяться личностным изменениям, личностному формированию инвалидов по зрению. Успешность адаптации во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих глубокие нарушения зрения, к моменту их выхода в самостоятельную жизнь. В первую очередь сюда входят:
1) представления о себе самом, отношение к своему дефекту, отношение к другим людям;
2) отношение к жизненным целям, отношение к прошлому и будущему, отношение к жизненным ценностям;
3) отношение к непосредственному социальному окружению, отношения с другим полом.
Конечной целью социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих детей является достижение такого психологического состояния, когда человек воспринимает свой зрительный дефект как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную характеристику, отличающую его от других, но не более того. Достижение такого состояния возможно только при определенной психологической работе с индивидом и, кроме того, при адекватном отношении к нему со стороны социального окружения, т.е. при определенной психологической поддержке широкого круга людей.
Список литературы
1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения.- М.,2000г.
3. Епифанцева Т.Б, Т.Е. Киселенко, И.А. Могилева, И.Г. Соловьева, Т.В. Титкова. Настольная книга педагога - дефектолога. - Ростов - на – Дону, «Феникс» 2008г.
Информация о работе Характеристика детей с нарушениями зрения