Характеристика методов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить наиболее приемлемые методы обучения, дать им характеристику.
Задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки выбора того или иного метода обучения.
2. Дать краткое описание методов обучения различных авторов научных исследований в педагогике.
3. Провести характеристику отдельных методов обучения.
4. Сделать выводы по поводу выбора методов обучения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Методы обучения ………………………………………………...5
1.1 Методы обучения – как историческая категория...……………………5
1.2 Метод как многомерное явление……………. …………………………7
1.3 Виды методов обучения ……………………………………………….9
Глава 2. Классификация методов обучения…………………………….17
2.1 Пассивные методы, их характеристика ……..…………………………17
2.2 Характеристика активных методов обучения …..…………………….24
2.3 Интерактивные методы и их характеристика…………………………30
Заключение………………………………………………………………….. 32
Список литературы………………………………………………………… 36
Приложение ……..………………………………………………………….. 39

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ(Сохр).docx

— 134.95 Кб (Скачать файл)

           Министерство образования и науки  Российской Федерации

                                   Балашовский институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Саратовский государственный  университет им. Н.Г. Чернышевского»

 

               Факультет социальной работы

Кафедра социальной педагогики

 

  

                            Характеристика методов обучения

                                                Курсовая работа

                                     по общим основам педагогики

                                 


          

                                              Балашов 2011

                                    Содержание

Введение  ………………………………………………………………………3  

Глава 1. Методы обучения ………………………………………………...5

1.1 Методы обучения – как историческая категория...……………………5

1.2 Метод как многомерное явление……………. …………………………7
1.3 Виды методов обучения ……………………………………………….9

Глава 2. Классификация методов обучения…………………………….17

2.1 Пассивные методы, их характеристика ……..…………………………17

2.2 Характеристика активных методов обучения …..…………………….24

2.3 Интерактивные методы и их характеристика…………………………30

Заключение………………………………………………………………….. 32

Список  литературы………………………………………………………… 36

Приложение ……..………………………………………………………….. 39

   

                                                   Введение 

Актуальность. Учащиеся в процессе обучения овладевают определёнными знаниями, умениями и навыками. Одно и то же содержание учебного материала может быть усвоено различными способами с помощью различных средств обучения. Поэтому перед педагогами всегда стоит проблема выбора тех путей, которые помогут более успешно и продуктивно обучать и учиться.

Поиск различных форм изучения учебного материала начинается с осознания цели и задачи донесения информации. Например, прежде чем объяснить грамматическое правило, нужно точно знать, с какой целью оно изучается: либо для того, чтобы научить грамотно писать, либо для того, чтобы с помощью этого правила изучить другое, либо для того, чтобы повысить общую речевую культуру и т.д. Возможно сочетание нескольких задач.

Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функции  обучения зависит от выбора метода обучения. Усвоить материал возможно только в определённых формах познавательной, теоретической или практической деятельности. Вот эта форма усвоения содержания материала и является методом обучения.

Методы обучения часто  определяются как способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний и обеспечивающие управление познавательной деятельностью учащихся.       В реальном учебном процессе методы преподавания и методы учения находятся во взаимосвязи, в единстве.

Метод сложен по своей структуре  и включает в себя многие аспекты деятельности педагога и деятельности учащихся. О методе можно говорить применительно ко всем учебным дисциплинам. Преподаватель должен знать не только общие признаки методов, но и дополнительные, которые возникают при изучении конкретных тем. Взаимосвязь этих признаков методов обучения обеспечивает его эффективность в различных условиях обучения.

В настоящее время в  педагогической литературе выделено довольно большое число методов обучения и воспитания (более 50 по подсчетам  В.И. Андреева) [1]. Но, несмотря на это, проблема выбора методов обучения остается весьма актуальной. В данной работе  мы охарактеризуем  отдельные методы обучения, это и является целью  нашего исследования.

Объект исследования – процесс обучения.

Предмет исследования – характеристика  методов обучения.

Цель исследования – изучить наиболее приемлемые методы обучения, дать им характеристику.

Задачи:

    1. Рассмотреть исторические предпосылки выбора того или иного метода обучения.
    2. Дать краткое описание методов обучения различных авторов научных исследований в педагогике.
    3. Провести характеристику отдельных методов обучения.
    4. Сделать выводы по поводу выбора методов обучения.

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

                                 Глава 1. Методы обучения

 

    1. Методы обучения – категория историческая

 

История школы свидетельствует  о том, что в разные периоды  ее  развития цели обучения менялись и  дополнялись  в  соответствии  с  господствовавшими социальными  целями   и   мировоззрением.   Так,   во   времена   феодализма единственной задачей официальной  школы  ставилось  усвоение  преимущественно религиозных, а так же не проверенных опытом  знаний. С возникновением и развитием буржуазного общества, по мере того как в школе стали изучаться знания,  имеющие практическое значение, к задаче их усвоения  прибавилось требование  обучать применению знаний  на  практике. И только на современном этапе, в наиболее последовательной форме первые две задачи дополнены новой – целенаправленно и последовательно развивать самостоятельность учащихся, их умения приобретать и творчески применять новые знания [15].

В соответствии с изменением целей менялись и методы обучения.

До тех пор пока усвоение готовых знаний  и  их  прикладное  применение были  единственными  задачами  школы,  на  первом   месте   стояли   способы достижения этих целей: с одной стороны,  сообщение  и  показ  учителя,  а  с другой – восприятие информации и воспроизводящая практика учащихся. Все  то, что обогащало эти способы обучения и содействовало  решению  основных  задач педагогики  тех социальных  эпох,  и служило методами  обучения.  Когда же  соответствии в новыми социальными условиями перед школой ставятся  вместе  с прежними еще и новые задачи, соответственно  разрабатываются  новые  способы обучения, направленные на решения этих задач, и  прежде  всего  те,  которые обеспечивают  вместе  с  усвоением  и  воспроизведением  знаний,   играющими изначально решающую роль  в  процессе  обучения  вместе  с  практическим  их применением,  еще  и  организацию   познавательной   деятельности   учащихся различного уровня.

Таким образом, способ обучения – социальная  категория,  поскольку  он зависит от социальных условий,  определяющих  цели  обучения  и  способы  их достижения  [15].

 Американский педагог К. Керр выделяет четыре «революции в области методов обучения». Первая – учителя-родители уступили место профессиональным учителям; вторая – замена устного слова письменным; третья – введение в обучение печатного слова; четвёртая – направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения [11].

 Проблема методов обучения в  отечественной  педагогике  принадлежит  к числу тех проблем, которые не сразу поддаются решению.  Ее  нельзя  считать окончательно решенной и  теперь,  о  чем  свидетельствует  обилие  различных точек зрения на номенклатуру и принципы ее классификации.

Развитие   методологии   дидактики    благотворно    сказывается    на совершенствовании теоретических основ методов  обучения.  Прежде  всего,  это касается раскрытия их сущности. В  «Педагогической  энциклопедии»  (1929)  и многих работах дидактов 20-30-х гг. метод рассматривается как путь,  который заранее намечается для достижения поставленной цели.

М.А. Данилов и  Б.П.  Есипов  трактовали  методы  как  способы  работы учителя и учащихся [6].

Затем появляется определение  методов как способов деятельности учителя и учащихся (И.П. Зверев, И.Т. Огородников и др.).

Широкое  обсуждение  проблемы  методов  обучения  было  проведено   на специальной  всесоюзной  конференции  в  г.  Ленинграде  в   1978   г.   Эта конференция способствовала  консолидации  усилий  дидактов  и  методистов  в разработке теории методов  обучения.  На  ней  получил  дальнейшее  развитие деятельностный подход  к  характеристике  методов  обучения,  который  нашел широкое отражение в философской литературе.

Сейчас  большинство  дидактов   рассматривает   методы   как   способы взаимосвязанной деятельности учителя и  учеников,  направленные  на  решение комплекса задач учебного процесса [2].

    

     

                          1.2 Метод - как многомерное явление

 

Поиск ответа на  традиционный  дидактический  вопрос  –  как  учить  – выводит нас на категорию методов обучения. Без  методов  невозможно  достичь поставленной цели, реализовать  намеченное  содержание,  наполнить  обучение познавательной  деятельностью.  Метод  –   сердцевина   учебного   процесса, связующее звено между запроектированной целью и  конечным  результатом.  Его роль в системе «цели – содержание – методы  –  формы  –  средства  обучения» является определяющей [схема].

 Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине. Философия рассматривает метод как способ достижения цели, определённым образом упорядоченную деятельность. В  педагогической  литературе  понятие  метода  иногда  относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом  случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором -   о  методах  учения. Если же речь  идет  о  совместной  работе  учителя  и  учащихся,  то  здесь, несомненно, проявляются методы обучения [22].

  Метод – это форма теоретического и практического усвоения учебного материала [15]. Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное  образование.  В  методе обучения находят отражение  объективные  закономерности,  цели,  содержание, принципы, формы обучения. Диалектика  связи  метода  с  другими  категориями дидактики взаимообратная: будучи  производным  от  целей,  содержания,  форм

обучения, методы в то же время оказывают обратное и  очень  сильное  влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание,  ни  формы работы  не  могут  быть  введены  без  учета  возможностей  их  практической реализации, именно такую возможность  обеспечивают  методы.  Они  же  задают темп развития  дидактической  системы  –  обучение  прогрессирует  настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

В структуру метода входят приёмы и средства обучения [11].

Приёмы – отдельные операции, умственные или практические действия преподавателя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.

     Приёмы обучения  можно подразделить на:

  • приёмы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
  • приёмы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности учащихся;
  • приёмы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;
  • приёмы контроля, самоконтроля, самообучения;
  • приёмы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.

     Одни и те  же приёмы могут быть включены  в различные методы обучения. На основе своей практической  деятельности и изучения опыта  своих коллег, преподаватель накапливает  сумму разнообразных приёмов,  которые систематически использует  с целью совершенствования стиля  работы и овладения педагогическим  мастерством.

Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают преподавателю учить, а учащемуся – учится, то есть то, что помогает ему организовать познавательную деятельность учащихся. Это слово преподавателя, учебники, учебные пособия, книги, справочная литература и т.д..

 

 

                           1.3 Классификация методов обучения

Информация о работе Характеристика методов обучения