Характеристика методов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить наиболее приемлемые методы обучения, дать им характеристику.
Задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки выбора того или иного метода обучения.
2. Дать краткое описание методов обучения различных авторов научных исследований в педагогике.
3. Провести характеристику отдельных методов обучения.
4. Сделать выводы по поводу выбора методов обучения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Методы обучения ………………………………………………...5
1.1 Методы обучения – как историческая категория...……………………5
1.2 Метод как многомерное явление……………. …………………………7
1.3 Виды методов обучения ……………………………………………….9
Глава 2. Классификация методов обучения…………………………….17
2.1 Пассивные методы, их характеристика ……..…………………………17
2.2 Характеристика активных методов обучения …..…………………….24
2.3 Интерактивные методы и их характеристика…………………………30
Заключение………………………………………………………………….. 32
Список литературы………………………………………………………… 36
Приложение ……..………………………………………………………….. 39

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ(Сохр).docx

— 134.95 Кб (Скачать файл)

Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в  существенной зависимости от применяемых  в процессе обучения наглядного пособия  и технических средств. Наглядные  методы используются во взаимосвязи  со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для  наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами  в их натуральном виде или в  символьном изображении с помощью  всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две  большие группы: метод иллюстраций  и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств  наглядности на иллюстративные и  демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности  отнесения отдельных средств  наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение  новых технических средств в  учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных  методов обучения [22].

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования. В настоящее время решается задача создания в школах кабинетов электронно-вычислительной техники, внедрения в учебный  процесс компьютеров. Они позволяют  учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались  из текста учебника. Компьютеры дают возможность  моделировать определенные процессы и  ситуации, выбирать из ряда возможных  решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно  расширяют возможности наглядных  методов в учебном процессе.

При использовании наглядных  методов обучения необходимо соблюдать  ряд условий:

а) применяемая наглядность  должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует  постепенно и только в соответствующий  момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый  предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать  пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность  должна быть точно согласована с  содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в  наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практические методы. Эти  методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.  Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.  По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

     а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления —

        воспроизводящие упражнения;

     б) упражнения по применению знаний в новых условиях —

         тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

 Рассмотрим особенности применения упражнений:

  1. устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей. 
  2. письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
  3. к графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
  4. к учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической  последовательности в выполнении упражнений. Сначала упражнения по заучиванию и  запоминанию учебного материала, затем  — на воспроизведение — применение ранее усвоенного — на самостоятельный  перенос изученного в нестандартные  ситуации — на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Лабораторные  работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане [18].

Разновидностью исследовательских  лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием  животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости  от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора  и пополнения экспонатами местных  краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель  составляет инструкцию, а ученики  записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может  быть частью урока, занимать урок и  более.

Практические  работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Особый вид практических методов обучения составляют занятия  с обучающими машинами, с машинами-тренажерами  и репетиторами.

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет — сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.

Дидактическая игра — это  такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом  объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение  на выигрыш.

Игру, организованную в целях  обучения, можно назвать учебной  игрой. Ее основными структурными элементами являются:

  • моделируемый объект учебной деятельности;
  • совместная деятельность участников игры;
  • правила игры;
  • принятие решения в изменяющихся условиях;
  • эффективность применяемого решения.

Технология дидактической  игры — это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая  учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой  самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.

Полученная таким образом  информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее  звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную  последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс  условно расчленяется на следующие  этапы:

  • подготовка к самостоятельным занятиям;
  • постановка главной задачи;
  • выбор имитационной модели объекта;
  • решение задачи на ее основе;
  • проверка, коррекция;
  • реализация принятого решения;
  • оценка его результатов;
  • анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;
  • обратная связь по замкнутому технологическому циклу.

Дидактическая игра как метод  обучения содержит в себе большие  потенциальные возможности активизации  процесса обучения. Вместе с тем  школьная практика и результаты проведенных  экспериментов показали, что дидактические  игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда  они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.

 

 

          1.  Интерактивный метод.

 

Интерактивный («Inter» - это  взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими  словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с  другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место  учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает  план урока (обычно, это интерактивные  упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными  составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются  учащимися. Важное отличие интерактивных  упражнений и заданий от обычных  в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже  изученный материал, сколько изучают  новый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Заключение

 

      Выбор методов  обучения не может  быть  произвольным.  Лишь  на  первый взгляд, и то неспециалисту, может показаться, что учитель  выбирает  методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень  стеснен  в  определении путей  достижения  цели.  Объективные  и  субъективные  причины,   имеющиеся возможности,  случайности  сужают  диапазон   выбора,   оставляют   педагогу считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной  метод  обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие  зависимости.  Прежде  всего, определяются главная цель и конкретные задачи,  которые  будут  решаться  на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для  достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный  выбор  оптимальных  путей,

позволяющих наилучшим образом  осуществить познавательный процесс.

 Можно выделить шесть общих условий, которые  определяют  выбор  метода обучения:

1. Закономерности и принципы  обучения, которые вытекают из  них.

2. Содержание  и  методы  определенной  науки  вообще  и  предмета,  темы в

   частности.

3. Цели и задачи обучения.

4. Учебные возможности  школьников  (возрастные,  уровень

    подготовленности, особенности классного коллектива).

5. Внешние условия (географические, производственное окружение).

6. Возможности учителей (опыт,  уровень  подготовленности,  знание  типичных ситуаций процесса обучения) [2].

Как же практически выбирают оптимальные методы обучения?

С чисто формальной точки  зрения прогнозирование их не кажется  особенно сложным.  Опираясь  на  теоретико-множественный  подход,   размышляем так. Имеется некоторое множество методов обучения и множество условий, в  которых они применяются. Основные значения  первого  и  второго  множеств  известны. Кроме множества методов и  условий  в  реальном  процессе  всегда  действуют случайные (неизвестные) причины, величины которых и  направленность  влияния нельзя предусмотреть заранее. В первом приближении  их  влиянием  приходится

Информация о работе Характеристика методов обучения