Характеристика методов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить наиболее приемлемые методы обучения, дать им характеристику.
Задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки выбора того или иного метода обучения.
2. Дать краткое описание методов обучения различных авторов научных исследований в педагогике.
3. Провести характеристику отдельных методов обучения.
4. Сделать выводы по поводу выбора методов обучения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Методы обучения ………………………………………………...5
1.1 Методы обучения – как историческая категория...……………………5
1.2 Метод как многомерное явление……………. …………………………7
1.3 Виды методов обучения ……………………………………………….9
Глава 2. Классификация методов обучения…………………………….17
2.1 Пассивные методы, их характеристика ……..…………………………17
2.2 Характеристика активных методов обучения …..…………………….24
2.3 Интерактивные методы и их характеристика…………………………30
Заключение………………………………………………………………….. 32
Список литературы………………………………………………………… 36
Приложение ……..………………………………………………………….. 39

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ(Сохр).docx

— 134.95 Кб (Скачать файл)

пренебречь,  но  нужно  помнить,   что   именно   наличием   непредвиденных, неконтролируемых причин обуславливается надежность прогностических  выводов. Задача оптимизации методов формулируется однозначно:  в  имеющихся  условиях из множества методов необходимо выделить те, которые обеспечивают  наивысшую эффективность обучения по принятым критериям.

Для  обучения  педагогов  оптимальному  выбору  методов обучения,  как показывает передовой опыт, в  школе  должны  быть  реализованы  определенные организационно-педагогические условия, к  числу  которых  в  первую  очередь надо  отнести:  организацию  самообразования  учителей  по  овладению   всем арсеналом методов обучения, накопленных педагогической  наукой  и  передовой практикой (изучение программ, учебников, методических пособий  по  предмету, материалов  о  передовом  опыте  обучения  и   прочее).   Особенно   полезно периодическое выполнение упражнений по выбору методов обучения.

Следующим   условием   успешной   реализации    оптимального    выбора педагогических решений является обязательный анализ  учителем  эффективности применения  методов  обучения  после  окончания  урока.  Педагогам   полезно выявить  при  этом,  какими  расходами  времени  и  усилий  были  достигнуты определенные результаты,  являются  ли  эти  расходы  оптимальными  с  точки зрения сформулированных ранее критериев. Если будет  установлено  отклонение в расходах времени,  то  необходимо  провести  анализ  причин,  кроющихся  в выборе методов  обучения,  предусмотреть  в  последующем  профилактику  этих причин. При  сложном  комплексе  факторов,  от  которых  зависит  успешность решения педагогических задач, мы всегда будем иметь некоторые отклонения  от ожидаемого результата, но  настойчивое  стремление  уменьшить  разрыв  между максимально возможным и реальным результатом будет способствовать  повышению эффективности процесса, приблизит его к оптимальному функционированию.

Суть и логика  излагаемой   в  данной  курсовой  работе  точки  зрения

состоит в следующем. Обучение как взаимодействие  обучающего  и  обучающихся обусловлено  как  его   целью   обеспечить   усвоение   младшим   поколением накопленного  обществом  социального  опыта,   воплощенного   в   содержании образования, так и  возможностями  обучаемых  к  моменту  обучения.  Поэтому метод  обучения  как  способ  достижения  цели  представляет  собой  систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего  с  помощью определенных средств, практическую и познавательную деятельность учащихся  по усвоению  социального  опыта,  составляющего  источник  и   аналог   состава содержания образования.

Исправить недостатки в методе работы преподавателя легко. Поскольку  они заметны. Исправить неправильные формы усвоения материала учащимися  бывает сложнее, так как они часто  скрыты от взора педагога, слабо  проявляются внешне.

Деятельность педагога в обучении, с одной стороны,  обусловлена целью обучения (содержанием образования), закономерностями усвоения  и  характером познавательной деятельности  учащихся,  а  с  другой  –  сама  обуславливает деятельность  учения,  реализацию  закономерностей  усвоения   и   результат усвоения.

Виды содержания образования,  его  функции  в  формировании  личности, способы его обусловливают, и методы обучения данному виду содержания или его части. Таким образом, общие дидактические методы обучения не изобретаются,  не конструируются, а выводятся как  следствие  объективных  свойств  содержания образования и  способов  его  усвоения.

Каждый   из   методов   отличается сочетанием  деятельности педагога  и учащихся,   а   также   способами   их деятельности. Это не классификация методов, а их перечень названий,  выступающих как систематизация всего многообразия приемов обучения.

В современных условиях образования  предъявляются всё более глубокие требования к совершенствованию  традиционных и поиску новых методов  обучения:

    • Направленность метода обучения. Любой метод влияет на общее развитие учащихся, на формирование познавательных интересов, мотивов учения, на чувства, убеждения, взгляды.
    • Научность метода – обеспечивает правильное понимание закономерностей окружающего мира, ведёт к правильному научному представлению мира и его сторон.
    • Доступность метода – его соответствие с психолого – педагогическими возможностям развития учащихся. Требования доступности метода включает в три основных положения:
      1. Связь нового содержания с известным для учащегося материалом, в результате получаем преемственность форм усвоения знаний и процесса формирования умений и навыков;
      1. Опору на достигнутый уровень развития, на сформированные механизмы познания и свойства личности;
      2. Создание направлений для более глубокого понимания учебного материала и более интенсивного умственного развития на основе возникших, но ещё не сформированных перспективных форм и этапов мыслительной деятельности.
    • Результативность методов обучения, направленность на прочное овладение учебным материалом.
    • Необходимо постоянно изучать, заимствовать, использовать  в своей работе новейшие методы.

                                                Литература

 

  1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 3-е изд. / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 608 с.
  2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К.Бабанский. – М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
  3. Вишневский, В.А. Теория обучения: Учебное пособие для студентов педагогических вузов  / В.А. Вишневский. - Чебоксары:

Чув.госпедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2005. – 139 с.

  1. Выбор методов обучения в средней школе / под ред.    Бабанского Ю.К.. – М.:   Педагогика, 1981. – 176 с.
  2. Галагузова, М. А. Социальная педагогика / М. А. Галагузова. - М., 2001. - 390 с.
  3. Данилов, М.А. К вопросу о методах обучения в советской школе  

 / М.А. Данилов // Советская педагогика. - 1956. - №10.- с. 87-101.

  1. Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982.- 368 с.
  2. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. – М.: Высш. Шк., 1986. – 368 с.
  3. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер.- М., 1981.- 185 с.
  4. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. – 2–е изд./ Р. С. Немов. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 630 с.
  5. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

 / Под ред. В.А. Сластенина: В 2ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,

2003. -  Ч.1. – 288 с.

      12. Оконь, В. Введение в общую дидактику /Оконь В. - Москва: Высшая

             Школа, 1990. – 384 с.           

  1. Педагогика. Курс лекций / Изд.4-е перераб. и доп. Б.Т. Лихачёв. - М.: Юрайт–М, 2001. – 607 с.
  2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  3. Педагогика: Учебное пособие учащихся пед. училищ по спец.№ 2009 «музыкальное воспитание» / Л.Р.Болотина, С.П. Баранов, Л.Г. Семушкина и др.; Под редакцией Л.Р. Болотиной и др.; М.: Просвещение, 1987. -288 с.
  4. Петровский, А. В., Абраменкова, В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / А. В. Петровский,

 В. В. Абраменкова.  – М. : Просвещение, 1987. – 480 с.

  1. Перовский, Е.П. Проблема методов в обучении / Е.П. Перовский // Советская  педагогика, - 1956. - №12. – с. 75-90.
  2. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов / И.П. Подласый.: В 2книгах-М.: Гуманит. Изд. Центор ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576(747) с.
  3. Райков, Б.Е. Общая методика естествознания / Б.Е. Райков. – М.-Л.: Учпедгиз, 1947. – 300 с.
  4. Социальная педагогика : курс лекций / под. ред. Ю. Н. Галагузовой. – М. : Знание, 2000. – 380 с.
  5. Социальная педагогика учебное пособие для студентов вуза / под редакцией В.А.Никитина. -  М., 2001. - 379 с.
  6. Столяренко, Л.Д. Педагогика. Серия «Учебные пособия» / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 448 с.
  7. Технологии социальной работы / Под ред. проф. Е. И. Холостовой. -    М.: ИНФРА - М, 2003. - 400 с.
  8. Холостова, Е. И. Словарь - справочник по социальной работе / Е. И. Холостовой. - М., 1997. – 397 с.
  9. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. – Томск, 1993. – 236 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Приложение

 

                                                                                            Таблица № 1

                   Рациональное применение методов обучения

 

Методы

обучения

 

 

При каком содержании материала  рационально применять метод?

 

При решении

каких задач этот

метод применяется наиболее

успешно?

 

При каких особенностях учащихся рационально применять метод?

 

Какие возможности должен иметь

учитель для использования этого метода?

Словесные

 

 

 

 

 

 

 

Когда матери-

ал носит теоретико-информационный

характер

 

 

 

 

При формировании теоретических  и

практических знаний и решении всех других задач

обучения

 

Когда ученики

готовы к усвоению информации данным видом словесных методов

 

 

Когда учитель

владеет соответствующими словесными методами

лучше, чем другими методами

Наглядные

 

 

 

 

 

 

Когда содержание учебного материала может быть

представлено в

наглядном виде

 

Для развития

наблюдательности, повышения  внимания к изучаемым вопросам

 

 

Когда имеющиеся наглядные  пособия

доступны ученикам

 

 

 

Когда учитель

располагает

необходимыми

пособиями или

может изготовить их сам

 

 

 

 

 

Практические

 

 

 

 

 

 

 

Когда содержание темы включает

практические

упражнения,

выполнение

трудовых заданий, проведение опытов

 

Для развития

практических

умений и навыков

 

 

 

 

 

 

Когда ученики

готовы к выполнению практических

заданий такого

характера

 

 

 

 

Когда учитель

располагает пособиями, дидактическими материалами для организации этих  практических упражнений


 

 

                                

                                                                                                     Таблица № 2                  

         Методы обучения по типу познавательной деятельности

Краткое содержание метода

Деятельность  обучающего

Деятельность  обучаемого

1.Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества  

1.Сообщение учебной информации  с использованием различных дидактических  средств: слова, различных пособий,  в том числе кино- и диафильмов  и т.д. Обучающий широко использует  беседу, демонстрацию опытов и  т.д.  

1. Деятельность обучаемых  заключается в восприятии, осмыслении  и запоминании сообщаемой информации 

2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний

2. Разработка и применение  различных упражнений и задач,  использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного  обучения  

2. Деятельность обучаемых  заключается в овладении приемами  выполнения отдельных упражнений  в решении различных видов  задач, овладении алгоритмом практических  действий 

3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения  

3. Выявление и классификация  проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д.  

3. Деятельность обучаемых  заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)

4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем  

4. Подведение обучаемых  к постановке проблемы, показ  им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных  фактов, построить план проверки  фактов и т.д. Обучающий широко  применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит  систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является  шагом к решению проблемы  

4. Деятельность обучаемого  заключается в активном участии  в эвристических беседах, в  овладении приемами анализа учебного  материала с целью постановки  проблемы и нахождения путей  ее решения и т.д. 

5. Исследовательский метод. Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем  

5. Предъявление обучаемым  новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д.  

5. Деятельность обучаемых  заключается в освоении ими  приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.

Информация о работе Характеристика методов обучения