Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:52, курсовая работа
Цель исследования – изучить наиболее приемлемые методы обучения, дать им характеристику.
Задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки выбора того или иного метода обучения.
2. Дать краткое описание методов обучения различных авторов научных исследований в педагогике.
3. Провести характеристику отдельных методов обучения.
4. Сделать выводы по поводу выбора методов обучения.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Методы обучения ………………………………………………...5
1.1 Методы обучения – как историческая категория...……………………5
1.2 Метод как многомерное явление……………. …………………………7
1.3 Виды методов обучения ……………………………………………….9
Глава 2. Классификация методов обучения…………………………….17
2.1 Пассивные методы, их характеристика ……..…………………………17
2.2 Характеристика активных методов обучения …..…………………….24
2.3 Интерактивные методы и их характеристика…………………………30
Заключение………………………………………………………………….. 32
Список литературы………………………………………………………… 36
Приложение ……..………………………………………………………….. 39
пренебречь, но нужно помнить, что именно наличием непредвиденных, неконтролируемых причин обуславливается надежность прогностических выводов. Задача оптимизации методов формулируется однозначно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую эффективность обучения по принятым критериям.
Для обучения педагогов оптимальному выбору методов обучения, как показывает передовой опыт, в школе должны быть реализованы определенные организационно-педагогические условия, к числу которых в первую очередь надо отнести: организацию самообразования учителей по овладению всем арсеналом методов обучения, накопленных педагогической наукой и передовой практикой (изучение программ, учебников, методических пособий по предмету, материалов о передовом опыте обучения и прочее). Особенно полезно периодическое выполнение упражнений по выбору методов обучения.
Следующим условием успешной реализации оптимального выбора педагогических решений является обязательный анализ учителем эффективности применения методов обучения после окончания урока. Педагогам полезно выявить при этом, какими расходами времени и усилий были достигнуты определенные результаты, являются ли эти расходы оптимальными с точки зрения сформулированных ранее критериев. Если будет установлено отклонение в расходах времени, то необходимо провести анализ причин, кроющихся в выборе методов обучения, предусмотреть в последующем профилактику этих причин. При сложном комплексе факторов, от которых зависит успешность решения педагогических задач, мы всегда будем иметь некоторые отклонения от ожидаемого результата, но настойчивое стремление уменьшить разрыв между максимально возможным и реальным результатом будет способствовать повышению эффективности процесса, приблизит его к оптимальному функционированию.
Суть и логика излагаемой в данной курсовой работе точки зрения
состоит в следующем. Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому метод обучения как способ достижения цели представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств, практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта, составляющего источник и аналог состава содержания образования.
Исправить недостатки в методе работы преподавателя легко. Поскольку они заметны. Исправить неправильные формы усвоения материала учащимися бывает сложнее, так как они часто скрыты от взора педагога, слабо проявляются внешне.
Деятельность педагога в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения (содержанием образования), закономерностями усвоения и характером познавательной деятельности учащихся, а с другой – сама обуславливает деятельность учения, реализацию закономерностей усвоения и результат усвоения.
Виды содержания образования, его функции в формировании личности, способы его обусловливают, и методы обучения данному виду содержания или его части. Таким образом, общие дидактические методы обучения не изобретаются, не конструируются, а выводятся как следствие объективных свойств содержания образования и способов его усвоения.
Каждый из методов отличается сочетанием деятельности педагога и учащихся, а также способами их деятельности. Это не классификация методов, а их перечень названий, выступающих как систематизация всего многообразия приемов обучения.
В современных условиях образования
предъявляются всё более
Чув.госпедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2005. – 139 с.
/ М.А. Данилов // Советская педагогика. - 1956. - №10.- с. 87-101.
/ Под ред. В.А. Сластенина: В 2ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,
2003. - Ч.1. – 288 с.
12. Оконь, В. Введение в общую дидактику /Оконь В. - Москва: Высшая
Школа, 1990. – 384 с.
В. В. Абраменкова. – М. : Просвещение, 1987. – 480 с.
Приложение
Рациональное применение методов обучения
Методы обучения
|
При каком содержании материала рационально применять метод? |
При решении каких задач этот метод применяется наиболее успешно? |
При каких особенностях учащихся рационально применять метод? |
Какие возможности должен иметь учитель для использования этого метода? |
Словесные
|
Когда матери- ал носит теоретико- характер
|
При формировании теоретических и практических знаний и решении всех других задач обучения |
Когда ученики готовы к усвоению информации данным видом словесных методов
|
Когда учитель владеет соответствующими словесными методами лучше, чем другими методами |
Наглядные
|
Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде |
Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам
|
Когда имеющиеся наглядные пособия доступны ученикам
|
Когда учитель располагает необходимыми пособиями или может изготовить их сам
|
| ||||
Практические
|
Когда содержание темы включает практические упражнения, выполнение трудовых заданий, проведение опытов |
Для развития практических умений и навыков
|
Когда ученики готовы к выполнению практических заданий такого характера
|
Когда учитель располагает пособиями, дидактическими материалами для организации этих практических упражнений |
Методы обучения по типу познавательной деятельности
Краткое содержание метода |
Деятельность обучающего |
Деятельность обучаемого |
1.Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества |
1.Сообщение учебной |
1. Деятельность обучаемых
заключается в восприятии, осмыслении
и запоминании сообщаемой |
2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний |
2. Разработка и применение
различных упражнений и задач,
использование различных |
2. Деятельность обучаемых
заключается в овладении |
3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения |
3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д. |
3. Деятельность обучаемых
заключается не только в |
4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем |
4. Подведение обучаемых
к постановке проблемы, показ
им, как необходимо находить |
4. Деятельность обучаемого
заключается в активном |
5. Исследовательский метод. Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем |
5. Предъявление обучаемым
новых для них проблем, |
5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д. |