Характеристика методов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить наиболее приемлемые методы обучения, дать им характеристику.
Задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки выбора того или иного метода обучения.
2. Дать краткое описание методов обучения различных авторов научных исследований в педагогике.
3. Провести характеристику отдельных методов обучения.
4. Сделать выводы по поводу выбора методов обучения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Методы обучения ………………………………………………...5
1.1 Методы обучения – как историческая категория...……………………5
1.2 Метод как многомерное явление……………. …………………………7
1.3 Виды методов обучения ……………………………………………….9
Глава 2. Классификация методов обучения…………………………….17
2.1 Пассивные методы, их характеристика ……..…………………………17
2.2 Характеристика активных методов обучения …..…………………….24
2.3 Интерактивные методы и их характеристика…………………………30
Заключение………………………………………………………………….. 32
Список литературы………………………………………………………… 36
Приложение ……..………………………………………………………….. 39

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ(Сохр).docx

— 134.95 Кб (Скачать файл)

 

В мировой и отечественной  практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, “многомерное образование”, обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.

 Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них.

      1. Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Выделяются следующие признаки и методы [17]:

      а) пассивное  восприятие — слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения, демонстрационный);

      б) активное  восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод;

      в)  интерактивный метод.

      2. Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):

      а) приобретение  знаний;

      б) формирование  умений и навыков;

      в) применение  приобретенных знаний;

      г) творческая  деятельность;

      д) закрепления;

      е) проверки  знаний, умений и навыков.

      3. Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.) [приложение, таб. № 1]. Методами этой классификации являются:

      а)  словесные - живое слово учителя, работа с книгой;

      б) наглядные 

       в) практические - изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).

 

      4. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной

деятельности отражает уровень  самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие  методы [9,20], [приложение, таб. № 2]:

      а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);

      б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);

      в) проблемное  изложение знаний;

      г) частично-поисковый  (эвристический);

      д) исследовательский.

     5. Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (М.И. Махмутов). Данная классификация представлена следующими методами [15], [приложение, таб. № 3]:

      а) методы  преподавания: информационно — сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий;

      б) методы  учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.

 

      6. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский) [11]. Эта классификация представлена тремя группами методов:

      а) методы  организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар,  беседа), наглядные (иллюстрация,  демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты,  трудовые действия и д.р.), репродуктивные  и проблемно-поисковые (от частного  к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы  и работы под руководством  преподавателя;

      б) методы  стимулирования и мотивации учебно-познавательной  деятельности; методы стимулирования  и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов  организации и осуществления  учебной деятельности с целью  психологической настройки, побуждения  к учению), методы стимулирования  и мотивации долга и ответственности  в учении;

      в) методы  контроля и самоконтроля за  эффективностью учебно- познавательной  деятельности: методы устного контроля  и самоконтроля, методы письменного  контроля и самоконтроля, методы  лабораторно-практического контроля  и самоконтроля.

 

      7. Классификация методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).

 

    8. Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении предложена немецким дидактом Л. Клинбергом.

      а) Монологические  методы:

      - лекция;

      - рассказ;

      - демонстрация.

      б) Формы  сотрудничества:

      - индивидуальные;

      - групповые;

      - фронтальные;

      - коллективные.

      в) Диалогические  методы: – беседы.

  

   9. Классификация методов К. Сосницкого (Польша) предполагает существование двух методов учения:

      а) искусственное  (школьное);

      б) естественное (окказиальное).

      Этим методам  соответствуют два метода обучения:

      а) преподносящее;

      б) поисковое.

 

      10. Классификация (типология) методов преподавания, изложенная во “Введении в общую дидактику” В. Оконя (Польша), представлена четырьмя группами [12]:

      а) методы  усвоения знаний, основанные главным  образом на познавательной активности  репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);

      б) методы  самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные  на творческой познавательной  активности в ходе решения  проблем:

      - классический  проблемный метод (по Дьюи), модифицированный  под польскую систему образования,  в нем присутствуют четыре  важных момента: создание проблемной  ситуации; формирование проблем  и гипотез их решения; упорядочение  и применение полученных результатов  в новых задачах теоретического  и практического характера;

      - метод  случайностей (Англия и США) относительно  прост и основан на рассмотрении  небольшой группой учащихся описания  какого-либо случая: формулировка  учащимися вопросов объяснения  этого случая, поиск ответа, ряда  возможных решений, сопоставление  решений, обнаружение ошибок в  рассуждениях и т.д.;

      - ситуативный  метод основан на введении  учащихся в сложную ситуацию, задача понять и принять нужное  решение, предвидеть последствия  этого решения, найти другие  возможные решения;

      - банк идей  — это метод мозгового штурма; основан на групповом формировании  идей решения какой-либо задачи, проверке, оценке и выборе нужных  идей;

      - микро-преподавание  — метод творческого обучения  сложной практической деятельности, используется в основном в  педагогических вузах; на видеомагнитофон  записывается, например, фрагмент школьного  урока, а затем проводится групповой  анализ и оценка этого фрагмента;

      - дидактические  игры — использование игровых  моментов в учебном процессе  служит процессу познания, учит  уважать принятые нормы, способствует  сотрудничеству, приучает как к  выигрышу, так и к проигрышу.  К их числу относятся: инсценированные  забавы, т.е. игры, симулятивные игры, деловые игры (они не получили большого распространения в польской школе);

      в) методы  оценочные, называемые также экспонирующими  с доминацией эмоционально-художественной  активности:

      — импрессивные  методы;

      — экспрессивные  методы;

      — практические  методы;

      — учебные  методы;

      г) практические  методы (методы реализации творческих  задач), характеризующиеся преобладанием  практическо-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и  создающей его новые формы:  они связаны с выполнением  различных видов работ (например, по дереву, стеклу, выращиванию растений  и животных, изготовлению тканей  и т.д.), разработкой моделей работ  (рисунка), формированием подходов  к решению и выбор лучших  вариантов, построение модели  и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка  выполнения задания.

      Основанием  такой типологии методов является  у В. Оконя идея постоянного  развития творческих основ личности  через структурирование преподаваемых  знаний и методов преподавания. “Информация, которая необходима  человеку, всегда предназначена  для какой-то цели, а именно  для познания структуры действительности, уклада окружающего нас мира  природы, общества, культуры. Структурное  мышление — это такое мышление, которое объединяет известные  нам элементы этого мира. Если, благодаря удачному методу обучения, эти структуры укладываются в  сознание молодого человека, то  каждый из элементов в этих  структурах имеет собственное  место и связан с другими  структурами. Таким образом, в  представлении учащегося образуется  своеобразная иерархия — от  самых простых структур наиболее  общего характера до сложных.

      Понимание  основных структур, имеющих место  в живой и неживой природе,  в обществе, в технике и искусстве,  — может способствовать творческой  деятельности, основанной на познании  новых структур, подборе элементов  и установлению связей между  ними” [12].

      11. Исходя из того, что целостный педагогический процесс обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов, Б.Т. Лихачев называет ряд классификаций как бы составляющих классификацию классификацией [13]. За ее основу он берет следующие:

      - Классификация  по соответствию методов обучения  логике общественно-исторического  развития.

      - Классификация  по соответствию методов обучения  специфике изучаемого материала  и форм мышления.

      - Классификация  методов обучения по их роли  и значению в развитии сущностных  сил, психических процессов, духовно-творческой  активности.

      - Классификация  методов обучения по их соответствию  возрастным особенностям детей.

      - Классификация  методов обучения по способам  передачи и получения информации.

      - Классификация  методов обучения по степени  эффективности их идейно-воспитательного  воздействия, “влияния на формирование  сознания детей, внутренних мотивов”  и стимулов поведения.

      - Классификация  методов обучения по основным  этапам  познавательного процесса (методы этапа восприятия —  первичного усвоения; методы-этапа  усвоения-воспроизведения; методы  этапа учебно-творческого выражения).

В выделенных Б.Т.Лихачевым  классификациях отдается предпочтение последней как научно-практической, синтезирующей в обобщенном виде характеристики методов обучения всех других классификаций.

В ряд названных классификаций  методов обучения можно было бы еще добавить десятка два-три. Все они не лишены недостатков, и в то же время имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс — это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса.

На каждом этапе учебного процесса одни методы  доминируют, другие — являются подчинёнными. Одни методы в большей степени, другие в меньшей  обеспечивают решение учебных задач. Не включение  хотя бы одного из методов, даже в его подчиненном положении, в решение задач урока существенно снижает его эффективность.

Свои функции выполняют  и методы, применяемые в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контрольно-коррекционная  функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет  осознанно применять их.

Поиски более  совершенных  классификаций,  которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и  помогали  бы  педагогам совершенствовать практику, продолжается.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Характеристика методов обучения