Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:52, курсовая работа
Цель исследования – изучить наиболее приемлемые методы обучения, дать им характеристику.
Задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки выбора того или иного метода обучения.
2. Дать краткое описание методов обучения различных авторов научных исследований в педагогике.
3. Провести характеристику отдельных методов обучения.
4. Сделать выводы по поводу выбора методов обучения.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Методы обучения ………………………………………………...5
1.1 Методы обучения – как историческая категория...……………………5
1.2 Метод как многомерное явление……………. …………………………7
1.3 Виды методов обучения ……………………………………………….9
Глава 2. Классификация методов обучения…………………………….17
2.1 Пассивные методы, их характеристика ……..…………………………17
2.2 Характеристика активных методов обучения …..…………………….24
2.3 Интерактивные методы и их характеристика…………………………30
Заключение………………………………………………………………….. 32
Список литературы………………………………………………………… 36
Приложение ……..………………………………………………………….. 39
В мировой и отечественной
практике предпринято много усилий
по классификации методов
Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них.
1. Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Выделяются следующие признаки и методы [17]:
а) пассивное восприятие — слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения, демонстрационный);
б) активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод;
в) интерактивный метод.
2. Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):
а) приобретение знаний;
б) формирование умений и навыков;
в) применение приобретенных знаний;
г) творческая деятельность;
д) закрепления;
е) проверки знаний, умений и навыков.
3. Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.) [приложение, таб. № 1]. Методами этой классификации являются:
а) словесные - живое слово учителя, работа с книгой;
б) наглядные
в) практические - изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).
4. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной
деятельности отражает уровень
самостоятельной деятельности учащихся.
Этой классификации присущи
а) объяснительно-
б) репродуктивный
(границы мастерства и
в) проблемное изложение знаний;
г) частично-поисковый (эвристический);
д) исследовательский.
5. Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (М.И. Махмутов). Данная классификация представлена следующими методами [15], [приложение, таб. № 3]:
а) методы преподавания: информационно — сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий;
б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.
6. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский) [11]. Эта классификация представлена тремя группами методов:
а) методы
организации и осуществления
учебно-познавательной
б) методы
стимулирования и мотивации
в) методы
контроля и самоконтроля за
эффективностью учебно- познавательной
деятельности: методы устного контроля
и самоконтроля, методы письменного
контроля и самоконтроля, методы
лабораторно-практического
7. Классификация методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).
8. Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении предложена немецким дидактом Л. Клинбергом.
а) Монологические методы:
- лекция;
- рассказ;
- демонстрация.
б) Формы сотрудничества:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные;
- коллективные.
в) Диалогические методы: – беседы.
9. Классификация методов К. Сосницкого (Польша) предполагает существование двух методов учения:
а) искусственное (школьное);
б) естественное (окказиальное).
Этим методам
соответствуют два метода
а) преподносящее;
б) поисковое.
10. Классификация (типология) методов преподавания, изложенная во “Введении в общую дидактику” В. Оконя (Польша), представлена четырьмя группами [12]:
а) методы
усвоения знаний, основанные главным
образом на познавательной
б) методы
самостоятельного овладения
- классический
проблемный метод (по Дьюи), модифицированный
под польскую систему
- метод
случайностей (Англия и США) относительно
прост и основан на
- ситуативный
метод основан на введении
учащихся в сложную ситуацию,
задача понять и принять
- банк идей
— это метод мозгового штурма;
основан на групповом
- микро-преподавание
— метод творческого обучения
сложной практической
- дидактические
игры — использование игровых
моментов в учебном процессе
служит процессу познания, учит
уважать принятые нормы,
в) методы
оценочные, называемые также
— импрессивные методы;
— экспрессивные методы;
— практические методы;
— учебные методы;
г) практические
методы (методы реализации творческих
задач), характеризующиеся
Основанием
такой типологии методов
Понимание
основных структур, имеющих место
в живой и неживой природе,
в обществе, в технике и искусстве,
— может способствовать
11. Исходя из того, что целостный педагогический процесс обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов, Б.Т. Лихачев называет ряд классификаций как бы составляющих классификацию классификацией [13]. За ее основу он берет следующие:
- Классификация
по соответствию методов
- Классификация
по соответствию методов
- Классификация
методов обучения по их роли
и значению в развитии
- Классификация
методов обучения по их
- Классификация
методов обучения по способам
передачи и получения
- Классификация
методов обучения по степени
эффективности их идейно-
- Классификация
методов обучения по основным
этапам познавательного процесса
(методы этапа восприятия —
первичного усвоения; методы-этапа
усвоения-воспроизведения;
В выделенных Б.Т.Лихачевым
классификациях отдается предпочтение
последней как научно-
В ряд названных классификаций методов обучения можно было бы еще добавить десятка два-три. Все они не лишены недостатков, и в то же время имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс — это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса.
На каждом этапе учебного процесса одни методы доминируют, другие — являются подчинёнными. Одни методы в большей степени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Не включение хотя бы одного из методов, даже в его подчиненном положении, в решение задач урока существенно снижает его эффективность.
Свои функции выполняют
и методы, применяемые в учебно-
Поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжается.