Характеристика социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 12:38, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования: выявить особенности социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта. Гипотеза: предполагается, что у учащихся с нарушением интеллекта не сформированы навыки социально-бытовой ориентировки. Объектом является: характеристика социально-бытовых навыки у детей с нарушением интеллекта. Предметом исследования является процесс обучения социально-бытовым навыкам учащихся с нарушением интеллекта.
Содержание работы
Введение................................................................................................ 3 Глава 1. Теоретические основы изучения процесса формирования социально-бытовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью
1.1. Характеристика социально-бытовых навыков детей школьного возраста.................................................................................................
6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта.............................................................................................
13 1.3 Особенности социально – бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта......................................................................
20 Глава 2. Характеристика социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования............... 28 2.2. Анализ полученных результатов........................................................ 36 2.3. Рекомендации по развитию социально-бытовых навыков у старших школьников с легкой степенью умственной отсталости............................................................................................
Большое значение для успешного
закрепления приобретаемых в школе знаний
и умений имеет их практическое применение
в домашних условиях. Участие семьи в подготовке
этих детей к самостоятельной жизни, как
правило, весьма ограниченно. В школе необходимо
проводить лекции, беседы, практикумы
для родителей, разъясняя задачи и содержание
социально-бытовой ориентировки детей,
привлекая родных ребенка к воспитанию
у него необходимых умений. В семье, где
правильно поставлено воспитание, дети
имеют определенные хозяйственно-бытовые
обязанности, выполнение которых расширяет
их знания о домашнем хозяйстве и окружающей
жизни [40].
Многие темы предмета социально-бытовой
ориентировки для умственно отсталых
детей-сирот являются вдвойне сложными
и незнакомыми. Это вопросы формирования
знаний о бытовой стороне семейной жизни,
навыков обслуживания собственного жилого
помещения (квартиры, дома), ориентации
в инфраструктуре города (поселка), самоорганизации
продуктивного досуга, решения экономических
проблем. Поэтому уроки социально-бытовой
ориентировки играют незаменимую роль
в процессе обучения и воспитания учащихся
специальных (коррекционных) общеобразовательных
школ и школ-интернатов 8 вида.
Под воздействием обучения
и воспитания у умственно отсталых детей
постепенно формируются навыки и умения,
совершенствуется интеллектуальная деятельность
и более ощутимой становится их социальная
адаптация. В исследованиях Г.М. Дульнева,
Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой доказано, что с переходом
из класса в класс у умственно отсталых
детей наступают существенные сдвиги
в их психическом развитии в сторону самостоятельной
организации учебной деятельности и влияние
дефекта ослабевает под воздействием
обучения и воспитания [7].
Бытовой труд, как
и любая трудовая деятельность,
требует умения анализировать
предстоящую работу, планировать
ее, осуществлять самоконтроль. Обучая
школьников общетрудовым умениям,
учитель не только формирует
у них самостоятельность в
домашнем труде, но и решает
важнейшую задачу специальной
школы – коррекцию недостатков
умственной деятельности обучающихся
[22].
Занятия по социально-бытовой
ориентировке не сводятся только
к овладению умением вести
домашнее хозяйство. Задачи предмета
значительно шире. Умственно отсталые
дети в силу особенностей их
развития не могут самостоятельно
приобретать знания и умения.
Играют роль и относительно меньшие
возможности общения с окружающим миром,
со сверстниками и взрослыми у школьников,
живущих в интернате.
Эффективность работы
по социально-бытовой ориентировке,
осуществляемой на уроках и
вне их, зависит от согласованности
действий учителя и воспитателя,
их контакта, информированности
о работе друг друга, скоординированности
планов работы.
Выводы по первой
главе
Таким образом, из вышеизложенного
можно отметить, что дети с нарушением
интеллекта значительно отличаются от
детей с нормальным развитием, следовательно,
и процесс обучения будет строиться совсем
по-другому, не так как в общеобразовательной
школе. Проблеме социализации ребенка
с нарушением интеллекта посвящено значительное
количество исследований.
Социально- бытовой ориентировке
в школе 8 вида придается большое значение.
Содержание данного предмета имеет большое
коррекционно-развивающее значение. Под
воздействием обучения и воспитания у
данной категории детей постепенно формируются
навыки, совершенствуется интеллектуальная
деятельность и более ощутимой становится
их социальная адаптация. Доказано, что
с переходом из класса в класс у детей
с нарушением интеллекта наступают существенные
сдвиги в их психическом развитии в сторону
самостоятельной организации учебной
деятельности и влияние дефекта ослабевает
под воздействием обучения и воспитания.
Глава 2. Характеристика
социально-бытовых навыков у детей с нарушением
интеллекта
2.1. Организация и
методическое обеспечение исследования.
Исследование проводилось на
базе Завьяловской коррекционной
школы интерната 8 вида. В исследовании
приняли участие 10 детей 6 класса с легкой
умственной отсталостью.
Краткие характеристики испытуемых,
являющихся типичными представителями
различных клинических групп.
Николай
Папа – хронический алкоголик,
мама – астматик (инвалид). Ребёнок от
первой беременности. Роды были длительные
и тяжелые. До школы воспитывался в семье,
дошкольные учреждения не посещал. Был
очень не послушным, не принимал отказа,
был капризным, не включался в трудовую
деятельность. В массовую школу родители
отдали с 7 лет. Но из-за больших сложностей
в поведение и стойкой неуспеваемости
Женя по решению ПМПК был направлен на
обучение специальную (коррекционную)
школу. Физическое развитие соответствует
возрасту. Зрение и слух в норме. Отнесён
к возбудимому варианту дефекта.
Александр
Папы нет, мама закончила специальную
(коррекционную) школу VIII вида. Дима обучается
в данной школе на основании решения ПМПК
с I класса. Ребенок от первой беременности.
Роды сложные. У мальчика врожденная гидроцефалия.
Дошкольные учреждения не посещал. Развитие
в период младенчества протекало с задержкой.
Он с запозданием начал сидеть, ходить,
овладевать речью. По словам матери, ребенок
был пассивным, вяло реагировал на окружающее,
не проявлял интереса к игрушкам, поздно
стал узнавать близких. Ребенок физически
развит. Слух, зрение в норме.
Алексей
Родители – хронические алкоголики.
Ребенок от шестой беременности. Роды
проходили нормально. По словам матери,
ребенок в младенческом возрасте развивался
нормально. Дошкольные учреждения Алексей
не посещал. Навыками самообслуживания
овладел полностью. Посещать массовую
школу начал с семи лет. Обучался два года,
но в связи со стойкой неуспеваемостью
на основании решения ПМПК был направлена
на обучение в специальную (коррекционную)
школу во второй класс. Физически здоров,
без грубых изменений в эмоционально-волевой
сфере. Отнесен ребенок к первой подгруппе
детей с неосложненным вариантом дефекта.
Анастасия
Прибыла из сельской школы.
Семья многодетная, малообеспеченная,
неполная. Родители в разводе. Мать работает,
воспитывает одна трёх детей. С мамой отношения
доброжелательные. Стиль воспитания: доверительно-попустительский.
Физически развита.
Мотивация к учению положительная.
Уроки без уважительной причины не пропускает.
На уроках активна.
Внимание неустойчивое, отвлекается,
навязчивые движения: перебирает что-либо
в руках. IIамять долговременная. Умеет
выделять существенное, делать выводы,
обобщения. Справляется с упражнениями
с логическими заданиями. Развито умение
самостоятельной работы. Девочка общительная,
легко идёт на контакт с окружающими. По
характеру спокойная, добрая, отзывчивая,
готова прийти на помощь в любой ситуации.
Энергичная.
Внешний вид часто неряшливый,
не достаточно развиты культурно - гигиенические
навыки и навыки самообслуживания. Отнесена
к первой подгруппе детей с неосложненным
вариантом дефекта.
Екатерина
В данной школе обучается со
второго класса. Воспитывается в приёмной
семье. Взаимоотношения с приёмным воспитателем
уважительные. Уроки не пропускает без
уважительной причины. Мотивация к учению
хорошая, отношение к учёбе положительное.
На уроках не всегда активна, не уверена
в себе.
Внимание неустойчивое, переключаемость
с одного вида деятельности на другой
средняя. Память долговременная. Решает
задания с логическими упражнениями, выделяет
существенное, делает обобщения. Речь
развита. Успешно выполняет работы творческого
характера. В классе пользуется уважением.
Стремится к лидерству. Ссорится из-за
малейшей неудачи в своей деятельности
с одноклассницами. Самооценка завышена.
Любит похвалу. Девочка физически развита.
Работы выполняет аккуратно, чисто. Внешний
вид всегда опрятный. Сформированы понятия
нравственно - этических норм. Отнесена
к первой подгруппе детей с неосложненным
вариантом дефекта.
Ольга
Семья состоит из трех человек.
Ребёнок от первой беременности. Роды
были длительные и тяжелые. Мать работает
охранником. Младший брат посещает д/с,
живет с бабушкой. Отец с семьей не проживает.
Мальчик часто проживает один в съемной
квартире. Дошкольные учреждения не посещал.
По решению ПМПК был направлен в спец.
коррекционную школу, где и обучается
со второго класса. Мотивация к учебе низкая.
Успеваемость снизилась из-за пропусков.
На уроках не активен, концентрация внимания
снижена. Легко переключается с одного
вида деятельности на другой. Память долговременная.
Физическое развитие соответствует возрасту.
Зрение и слух в норме. Отнесён к возбудимому
варианту дефекта.
Сергей
Обучается с 4-го класса
в специальной (коррекционной) школы VIII
вида. Помимо основного диагноза «умственная
отсталость легкой степени» имеет грубое
недоразвитие пространственного праксиса
и гнозиса. В связи с этим ему трудно даются
все предметы, связанные с письмом, и, наоборот,
значительно успешнее он овладевает программным
материалом по другим дисциплинам. Индивидуальный
подход к этому ученику предполагает прежде
всего обучение его навыкам работы на
компьютере, что даст ему возможность
не только работать устно, но и выполнять
письменные работы.
Лиза
Мать девочки испытывала большие
трудности в обучении, окончила 6 классов
массовой школы. Работала уборщицей, в
настоящее время не работает. Отец умер,
по словам матери, злоупотреблял спиртным,
сидел в тюрьме за драки, дважды находился
на лечении от алкоголизма. У матери было
5 беременностей: от первой 16-летняя дочь,
с большим трудом окончившая 9 классов
массовой школы (дублировала 2 и 3 классы),
в настоящее время нигде не работает и
не учится. Вторая и третья беременности
- медицинские аборты, четвертая беременность-выкидыш,
Лиза от пятой беременности.
Благодаря некоторым знаниям,
полученным в массовой школе, и хорошей
работоспособности, девочка сравнительно
легко и быстро овладевала программным
материалом, т.к. темпы и методы обучения
в коррекционной школе 8 вида соответствовали
её интеллектуальным способностям.
Девочке нравилось наводить
порядок в классе, она охотно помогала
учителю раздавать тетради, ухаживала
за цветами, выполняла другие поручения.
В школу приходила всегда опрятной, свои
школьные принадлежности содержала аккуратно.
Все задания выполняет с большой старательностью.
По характеру девочка общительна,
охотно вступает в беседу, но слабо ориентируется
в окружающем: путает свой адрес, не знает
адрес школы, называет только микрорайон
, где она расположена.
Роман
Во время занятий отвлекается,
утомляется, двигательно расторможен.
Мальчик от третьей беременности,
которая протекала с токсикозом первого
триместра беременности. Роды наступили
в срок. Родился вторым из двойни.
До трёх лет воспитывался дома,
был беспокойным. Затем посещал обычный
детский сад, где было замечено отставании
в психическом развитии. Рос двигательно
расторможенным, моторно неловким, отвлекаемым.
Долго не мог овладеть навыками самообслуживания.
Поступил в массовую школу в
7 лет, сразу выявились непреодолимые
затруднения в обучении. Во время уроков
был неусидчив, выкрикивал, играл со школьными
принадлежностями, превращал их в пулемёты,
"расстреливал" одноклассников, ходил
по классу, ползал на четвереньках , разговаривал,
отвлекал от занятий других детей.
После года обучения в 1 классе
массовой школы переведён по решению психолого-медико-педагогической
комиссии в 1 класс специальной (коррекционной)
школы 8 вида. Здесь уже в самом начале
обнаружилось, что мальчик, не умеет сосредоточиться
на задании из-за крайней расторможенности
, с трудом выслушивает инструкцию , часто
отвлекается. В результате коррекционной
работы у него появилось более правильное
отношение к учёбе, стал отвечать на вопросы,
реагировал на похвалу, овладел счетными
операциями в пределах первого десятка,
с помощью решал простые задачи.
Мария
Мать - медсестра со средним
медицинским образованием, работавшая
анастезиологом в хирургическом отделении
до самого декретного отпуска; отец - инженер.