Характеристика социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта.
Гипотеза: предполагается, что у учащихся с нарушением интеллекта не сформированы навыки социально-бытовой ориентировки.
Объектом является: характеристика социально-бытовых навыки у детей с нарушением интеллекта.
Предметом исследования является процесс обучения социально-бытовым навыкам учащихся с нарушением интеллекта.

Содержание работы

Введение................................................................................................
3
Глава 1.
Теоретические основы изучения процесса формирования социально-бытовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью


1.1.
Характеристика социально-бытовых навыков детей школьного возраста.................................................................................................

6
1.2.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта.............................................................................................

13
1.3
Особенности социально – бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта......................................................................

20
Глава 2.
Характеристика социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта

2.1.
Организация и методическое обеспечение исследования...............
28
2.2.
Анализ полученных результатов........................................................
36
2.3.
Рекомендации по развитию социально-бытовых навыков у старших школьников с легкой степенью умственной отсталости............................................................................................


42

Заключение...........................................................................................
49

Список использованной литературы.................

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 112.12 Кб (Скачать файл)

Девочка от первой беременности, протекавшей в первой половине с токсикозом, а во второй с нефритом, вследствие чего рожала в отделении патологии. Роды наступили на две недели раньше срока, были затяжные и проходили со стимуляцией.

Поступила во 2 класс специальной (коррекционной ) школы 8 вида с диагнозом «легкая умственная отсталость».

За время обучения в школе Мария показала низкую успеваемость при удовлетворительном поведении. Учебная мотивация частично сформирована. Учебная деятельность зависит от ситуации.

Мария импульсивна, двигательно расторможена, невнимательна. Долго включается в работу, не сразу понимает смысл речевых инструкций, постоянно требует помощи учителя.

Цель эксперимента - выявить уровень сформированности социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта.

Задачи исследования:

1. Подобрать комплекс методик  для диагностики уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта.

2. Провести первичную диагностику, обработать результаты.

3. Сформулировать выводы и рекомендации.

Для выявления сформированности социально-бытовых навыков мы использовали метод наблюдения.

Для проведения исследования использовалась методика, предложенная Шипициной Л.М., нами адаптированная. Так же мы проводили анкетирование среди родителей. Наблюдение проводилось во внеурочное время: режимные моменты; прогулка, свободная деятельность.

Изучение социально-бытовой адаптации опиралось на 2 группы показателей:

1. Социально-бытовые навыки  в условиях дома:

1) навыки личной гигиены;

2) навыки самообслуживания  за столом;

3) представление об одежде;

4) выполнение обязанностей  по дому;

5) осведомленность о правилах  техники безопасности дома;

6) умение пользоваться  телефоном.

2. Социально-бытовые навыки  вне дома:

1) ориентировка в магазине;

2) правила дорожной безопасности;

3) поведение на улице  и в транспорте;

4) поведение в ситуации  «Если ты заблудился».

Критерии оценивания:

1 балл - (низкий) этот уровень  характеризуется отсутствием самостоятельности. Так в таком виде труда как  самообслуживание дети не приучены складывать свою одежду. В хозяйственно -бытовом труде - дети не принимают активного участия в уборке, наведении порядка, не предлагают свою помощь педагогу.

2 балла - (средний) это уровень самостоятельности учащихся с нарушением интеллекта в трудовой деятельности. Ребенку приходится постоянно напоминать об обязанности по самообслуживанию. Также в хозяйственно - бытовом труде, дети уже устанавливают свою тождественность со взрослым человеком и пытаются проявить инициативу.

3 балла - (высокий) учащийся проявляет себя для своего возраста полностью самостоятельным.

При получении представлений о степени владения молодыми людьми социально-бытовыми навыками нами были выделены следующие уровни оценки:

Исследование знания и выполнения умственно отсталыми молодыми людьми в условиях дома:

высокий уровень  — владеет самостоятельно;

средний уровень — владеет частично, требуется посторонняя помощь при ежедневном выполнении гигиенических процедур;

низкий уровень — в вопросах личной гигиены не самостоятелен, требуется постоянная помощь и контроль со стороны взрослых.

Исследование знания и выполнения умственно отсталыми молодыми людьми правил поведения на улице позволило выявить 3 уровня овладения этими навыками:

высокий уровень — знаком с правилами дорожного движения, может самостоятельно пользоваться транспортом, ходить в магазин;

средний уровень — знания сформированы недостаточно, из дома выходит только во двор, на более дальние расстояния — в сопровождении взрослых; транспортом самостоятельно пользоваться не может;

низкий уровень —знания не сформированы, выходит из дома только в сопровождении взрослых.

 

2.2. Анализ полученных  результатов

 

Анализ выявление социально-бытовых навыков старших школьников с легкой умственной отсталостью.

Результаты обследования каждого ребенка фиксировались в отдельном бланке с последующим занесением (см. таблицу 1).

 Таблица 1

Формирование  социально – бытовых навыков.

 

 

Социально-бытовые навыки

Старшие школьники с легкой умственной отсталостью

Навыки сформированы (кол-во учащихся)

Навыки  сформированы (в % )

1.Социально-бытовые навыки, применяемые дома

 

 

Навыки личной гигиены

10

10%

навыки самообслуживания за столом;

9

90%

представление об одежде;

 

7

 

70%

выполнение обязанностей по дому;

 

2

 

20%

осведомленность о правилах техники безопасности дома;

 

3

 

30%

2. Соц.- бытовые навыки, применяемые  вне дома.

Ориентировка в магазине

 

 

 

3

 

 

 

30%

правила дорожной безопасности;

2

20%

поведение на улице и в транспорте;

2

20%

поведение в ситуации «Если ты заблудился».

1

10%


 

 

Таким образом, мы выяснили, что:

У Николая самый высокий уровень социально-бытовых навыков. У Николая хорошо сформированы представления об окружающей действительности и знания  бытового характера; развиты умения и навыки хозяйственно-бытового труда, а так же культурно-гигиенические навыки. Учащийся проявляет себя для своего возраста полностью самостоятельным.

У Лиза тоже имеет высокий уровень социально-бытовых навыков, однако ребенку приходится постоянно напоминать о выполнению обязанности по дому. Так же Лиза плохо ориентируется в общественных местах. Без участия педагога выполняет все функции по самообслуживанию, довольно часто вызывается помочь педагогу в бытовой деятельности. В ручном труде проявляет инициативу в конструкторской деятельности, активно обсуждает процесс работы.

Александр, Алексей и Екатерина в хозяйственно - бытовом труде устанавливают свою тождественность со взрослым человеком и пытаются проявить инициативу. Дети без участия педагога выполняют все функции по самообслуживанию, довольно часто вызываются помочь педагогу в бытовой деятельности. Однако, социально-бытовые навыки применяемые вне дома у детей развиты плохо. У Алексея они находятся на низком уровне - редко проявляет инициативу, на улицу только в сопровождении взрослых. Александр и Алексей из дома выходят только во двор, на более дальние расстояния — в сопровождении взрослых; транспортом самостоятельно пользоваться не могут.

Анастасия, Сергей и Мария мало инициативны, однако в социально-бытовых навыков применяемых в условиях дома, при непосредственном участии педагога начинают проявлять самостоятельность. У Анастасии и Сергея знания сформированы недостаточно, из дома выходит только во двор, на более дальние расстояния — в сопровождении взрослых, Мария выходит из дома только в сопровождении взрослых, знания не сформированы.

У Романа и Ольги знания сформированы недостаточно, из дома выходят только во двор, на более дальние расстояния — если идут не одни, а с кем то из сверстников; транспортом самостоятельно пользоваться не могут. Совсем другое сопоставление, когда они находятся дома. Ольга имеет уровень выше среднего. Ребенку приходится постоянно напоминать об обязанностях по дому. В отличие от Ольги, Роман находится на низком уровне - характеризуется отсутствием самостоятельности. Так в таком виде труда как самообслуживание не приучен складывать свою одежду. В хозяйственно -бытовом труде - не принимает активного участия в уборке, наведении порядка, не предлагает свою помощь.

Результаты обследования социально-бытовых навыков у подростков с нарушением интеллекта были занесены в протокол (см. Приложение 2).

Обобщенные результаты исследования представлены в таблице 2, на рисунке 1.

 

 

Таблица  2 - Результаты уровня социально-бытовых навыков в условиях дома у детей старших классов на констатирующем этапе эксперимента

 

Уровни

Социально-бытовые навыки в условиях дома

Количество детей

Процент соотношения к общему количеству детей

Высокий

7

70%

Средний

2

20%

Низкий

1

10%


 

 

Рисунок 1 - Результаты уровня социально-бытовых навыков в условиях дома у детей старших классов на констатирующем этапе эксперимента

 

Наиболее сформированными социально-бытовыми навыками в условиях дома оказались навыки ухода за жилым помещением и навыки личной гигиены – 70% , на всё же 20% убираются дома только после напоминания взрослых, не всегда прибирают свои вещи, летом забывают о соблюдении правил личной гигиены. Наименее сформированными оказались навыки экономии в домашнем хозяйстве и навык оказания медицинской помощи. Учащиеся затрудняются в составлении семейного бюджета и в редких случаях могут оказать элементарную медицинскую помощь. Слабо развиты навыки приготовления пищи – подогреть себе пищу, приготовить бутерброд не могут – 10% детей

В ходе обследования уровня социально-бытовых навыков вне дома были получены данные, представленные в таблице, 3 и на рисунке 2.

 

Таблица 3 - Результаты уровня социально-бытовых навыков вне дома у детей старших классов на констатирующем этапе эксперимента

 

 

Уровни

Социально-бытовые навыки вне дома

Количество детей

Процент соотношения к общему количеству детей

Высокий

2

20%

Средний

4

40%

Низкий

4

40%


 

 

Среди социально-бытовых навыков, применяемых вне дома, самый высокий показатель в разделе «Ориентировка на улице, в городе» и «Знание правил собственной безопасности» - 20%.

Хотя половина из всех обследуемых детей слабо ориентируются в городе, не помнят, где находится то или иное учреждение, где можно купить необходимые предметы быта - 40%. Нарушают правила собственной безопасности (могут погладить незнакомое животное, нарушить правила дорожного движения…).

Низкий показатель развития навыков организации досуга и навыков ориентировки в магазине, в аптеке, на предприятиях службы быта - 40%. Учащиеся не могут организовать свой досуг, не проявляют интереса к какой – либо деятельности. В случае необходимости только 2 человека из 10 могут уточнить у прохожих, где находится какой – либо объект, а 4 человека (40%) не умеют вступать в разговор с взрослыми и сверстниками. Они редко пользуются в разговоре вежливыми словами.

Информация о работе Характеристика социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта