Характеристика социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 12:38, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования: выявить особенности социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта. Гипотеза: предполагается, что у учащихся с нарушением интеллекта не сформированы навыки социально-бытовой ориентировки. Объектом является: характеристика социально-бытовых навыки у детей с нарушением интеллекта. Предметом исследования является процесс обучения социально-бытовым навыкам учащихся с нарушением интеллекта.
Содержание работы
Введение................................................................................................ 3 Глава 1. Теоретические основы изучения процесса формирования социально-бытовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью
1.1. Характеристика социально-бытовых навыков детей школьного возраста.................................................................................................
6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта.............................................................................................
13 1.3 Особенности социально – бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта......................................................................
20 Глава 2. Характеристика социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования............... 28 2.2. Анализ полученных результатов........................................................ 36 2.3. Рекомендации по развитию социально-бытовых навыков у старших школьников с легкой степенью умственной отсталости............................................................................................
Девочка от первой беременности,
протекавшей в первой половине с токсикозом,
а во второй с нефритом, вследствие чего
рожала в отделении патологии. Роды наступили
на две недели раньше срока, были затяжные
и проходили со стимуляцией.
Поступила во 2 класс специальной
(коррекционной ) школы 8 вида с диагнозом
«легкая умственная отсталость».
За время обучения в школе Мария
показала низкую успеваемость при удовлетворительном
поведении. Учебная мотивация частично
сформирована. Учебная деятельность зависит
от ситуации.
Мария импульсивна, двигательно
расторможена, невнимательна. Долго включается
в работу, не сразу понимает смысл речевых
инструкций, постоянно требует помощи
учителя.
Цель эксперимента - выявить
уровень сформированности социально-бытовых
навыков у детей с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Подобрать комплекс методик
для диагностики уровня сформированности
социально-бытовых навыков у детей с нарушением
интеллекта.
2. Провести первичную диагностику,
обработать результаты.
3. Сформулировать выводы и рекомендации.
Для выявления сформированности
социально-бытовых навыков мы использовали
метод наблюдения.
Для проведения исследования
использовалась методика, предложенная
Шипициной Л.М., нами адаптированная. Так
же мы проводили анкетирование среди родителей.
Наблюдение проводилось во внеурочное
время: режимные моменты; прогулка, свободная
деятельность.
Изучение социально-бытовой
адаптации опиралось на 2 группы показателей:
1. Социально-бытовые навыки
в условиях дома:
1) навыки личной гигиены;
2) навыки самообслуживания
за столом;
3) представление об одежде;
4) выполнение обязанностей
по дому;
5) осведомленность о правилах
техники безопасности дома;
6) умение пользоваться
телефоном.
2. Социально-бытовые навыки
вне дома:
1) ориентировка в магазине;
2) правила дорожной безопасности;
3) поведение на улице
и в транспорте;
4) поведение в ситуации
«Если ты заблудился».
Критерии оценивания:
1 балл - (низкий) этот уровень
характеризуется отсутствием самостоятельности.
Так в таком виде труда как
самообслуживание дети не приучены
складывать свою одежду. В хозяйственно
-бытовом труде - дети не принимают активного
участия в уборке, наведении порядка, не
предлагают свою помощь педагогу.
2 балла - (средний) это уровень
самостоятельности учащихся с нарушением
интеллекта в трудовой деятельности. Ребенку
приходится постоянно напоминать об обязанности
по самообслуживанию. Также в хозяйственно
- бытовом труде, дети уже устанавливают
свою тождественность со взрослым человеком
и пытаются проявить инициативу.
3 балла - (высокий) учащийся
проявляет себя для своего возраста полностью
самостоятельным.
При получении представлений
о степени владения молодыми людьми социально-бытовыми
навыками нами были выделены следующие
уровни оценки:
Исследование знания и выполнения
умственно отсталыми молодыми людьми
в условиях дома:
высокий уровень — владеет
самостоятельно;
средний уровень — владеет
частично, требуется посторонняя помощь
при ежедневном выполнении гигиенических
процедур;
низкий уровень — в вопросах
личной гигиены не самостоятелен, требуется
постоянная помощь и контроль со стороны
взрослых.
Исследование знания и выполнения
умственно отсталыми молодыми людьми
правил поведения на улице позволило выявить
3 уровня овладения этими навыками:
высокий уровень — знаком с
правилами дорожного движения, может самостоятельно
пользоваться транспортом, ходить в магазин;
средний уровень — знания сформированы
недостаточно, из дома выходит только
во двор, на более дальние расстояния —
в сопровождении взрослых; транспортом
самостоятельно пользоваться не может;
низкий уровень —знания не
сформированы, выходит из дома только
в сопровождении взрослых.
2.2. Анализ полученных
результатов
Анализ выявление социально-бытовых
навыков старших школьников с легкой умственной
отсталостью.
Результаты обследования каждого
ребенка фиксировались в отдельном бланке
с последующим занесением (см. таблицу
1).
Таблица 1
Формирование социально
– бытовых навыков.
Социально-бытовые
навыки
Старшие школьники с легкой умственной
отсталостью
Навыки сформированы (кол-во учащихся)
Навыки сформированы (в % )
1.Социально-бытовые навыки, применяемые
дома
Навыки
личной гигиены
10
10%
навыки самообслуживания за столом;
9
90%
представление об одежде;
7
70%
выполнение обязанностей по дому;
2
20%
осведомленность о правилах техники
безопасности дома;
3
30%
2. Соц.- бытовые навыки, применяемые
вне дома.
Ориентировка в магазине
3
30%
правила дорожной безопасности;
2
20%
поведение на улице и в транспорте;
2
20%
поведение
в ситуации «Если ты заблудился».
1
10%
Таким образом, мы выяснили,
что:
У Николая самый высокий уровень
социально-бытовых навыков. У Николая хорошо сформированы
представления об окружающей действительности
и знания бытового характера; развиты умения и навыки
хозяйственно-бытового труда, а так же
культурно-гигиенические навыки. Учащийся
проявляет себя для своего возраста полностью
самостоятельным.
У Лиза тоже имеет высокий уровень
социально-бытовых навыков, однако ребенку приходится
постоянно напоминать о выполнению обязанности
по дому. Так же Лиза плохо ориентируется
в общественных местах. Без участия педагога
выполняет все функции по самообслуживанию,
довольно часто вызывается помочь педагогу
в бытовой деятельности. В ручном труде
проявляет инициативу в конструкторской
деятельности, активно обсуждает процесс
работы.
Александр, Алексей
и Екатерина в хозяйственно - бытовом труде
устанавливают свою тождественность со
взрослым человеком и пытаются проявить
инициативу. Дети без участия педагога
выполняют все функции по самообслуживанию,
довольно часто вызываются помочь педагогу
в бытовой деятельности. Однако, социально-бытовые
навыки применяемые вне дома у детей развиты
плохо. У Алексея они находятся на низком
уровне - редко проявляет инициативу, на
улицу только в сопровождении взрослых.
Александр и Алексей из дома выходят только
во двор, на более дальние расстояния —
в сопровождении взрослых; транспортом
самостоятельно пользоваться не могут.
Анастасия, Сергей и Мария мало инициативны,
однако в социально-бытовых навыков применяемых
в условиях дома, при непосредственном
участии педагога начинают проявлять
самостоятельность. У Анастасии и Сергея
знания сформированы недостаточно, из
дома выходит только во двор, на более
дальние расстояния — в сопровождении
взрослых, Мария выходит из дома только
в сопровождении взрослых, знания не сформированы.
У Романа и Ольги знания сформированы
недостаточно, из дома выходят только
во двор, на более дальние расстояния —
если идут не одни, а с кем то из сверстников;
транспортом самостоятельно пользоваться
не могут. Совсем другое сопоставление,
когда они находятся дома. Ольга имеет
уровень выше среднего. Ребенку приходится
постоянно напоминать об обязанностях
по дому. В отличие от Ольги, Роман находится
на низком уровне - характеризуется отсутствием
самостоятельности. Так в таком виде труда
как самообслуживание не приучен складывать
свою одежду. В хозяйственно -бытовом труде
- не принимает активного участия в уборке,
наведении порядка, не предлагает свою
помощь.
Результаты обследования социально-бытовых
навыков у подростков с нарушением интеллекта
были занесены в протокол (см. Приложение
2).
Обобщенные результаты исследования
представлены в таблице 2, на рисунке 1.
Таблица 2 - Результаты
уровня социально-бытовых навыков в условиях
дома у детей старших классов на констатирующем
этапе эксперимента
Уровни
Социально-бытовые навыки в
условиях дома
Количество детей
Процент соотношения к общему
количеству детей
Высокий
7
70%
Средний
2
20%
Низкий
1
10%
Рисунок
1 - Результаты уровня
социально-бытовых навыков в условиях
дома у детей старших классов на констатирующем
этапе эксперимента
Наиболее сформированными социально-бытовыми
навыками в условиях дома оказались навыки
ухода за жилым помещением и навыки личной
гигиены – 70% , на всё же 20% убираются дома
только после напоминания взрослых, не
всегда прибирают свои вещи, летом забывают
о соблюдении правил личной гигиены. Наименее
сформированными оказались навыки экономии
в домашнем хозяйстве и навык оказания
медицинской помощи. Учащиеся затрудняются
в составлении семейного бюджета и в редких
случаях могут оказать элементарную медицинскую
помощь. Слабо развиты навыки приготовления
пищи – подогреть себе пищу, приготовить
бутерброд не могут – 10% детей
В ходе обследования уровня
социально-бытовых навыков вне дома были
получены данные, представленные в таблице,
3 и на рисунке 2.
Таблица 3 - Результаты
уровня социально-бытовых навыков вне
дома у детей старших классов на констатирующем
этапе эксперимента
Уровни
Социально-бытовые навыки вне
дома
Количество детей
Процент соотношения к общему
количеству детей
Высокий
2
20%
Средний
4
40%
Низкий
4
40%
Среди социально-бытовых навыков,
применяемых вне дома, самый высокий показатель
в разделе «Ориентировка на улице, в городе»
и «Знание правил собственной безопасности»
- 20%.
Хотя половина из всех обследуемых
детей слабо ориентируются в городе, не
помнят, где находится то или иное учреждение,
где можно купить необходимые предметы
быта - 40%. Нарушают правила собственной
безопасности (могут погладить незнакомое
животное, нарушить правила дорожного
движения…).
Низкий показатель развития
навыков организации досуга и навыков
ориентировки в магазине, в аптеке, на
предприятиях службы быта - 40%. Учащиеся
не могут организовать свой досуг, не проявляют
интереса к какой – либо деятельности.
В случае необходимости только 2 человека
из 10 могут уточнить у прохожих, где находится
какой – либо объект, а 4 человека (40%) не
умеют вступать в разговор с взрослыми
и сверстниками. Они редко пользуются
в разговоре вежливыми словами.