Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 17:59, доклад
Воспитатель должен знать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детей об окружающем, их интересы к различным явлениям
жизни, игровой опыт детей и четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, а следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии. Рассмотрим все эти условия
более подробно.
Итак, какова же специфика игровых приемов обучения?
Объясняя способы, последовательность изображения, можно обыгрывать выполняемый рисунок и с помощью игрушек. Центр игры — создаваемый образ, а игрушки — средства обыгрывания. Например, на занятии по аппликации ребенок показывает зайке, задумавшему построить себе домик, как поставить стены, чтобы дом не был кривым, из квадрата какой величины нужно сделать крышу, чтобы не упала, не задавила зайчика, и т. д. На другом занятии по аппликации перед детьми ставят силуэт “корпуса автобуса”. Воспитатель говорит: “Стоят лисичка и медведь, ждут другой автобус, а на этом не хотят ехать. Как вы думаете, почему?” Автобус не доделан. Дети подсказывают, что надо сделать, чтобы автобус был готов и мог везти пассажиров, показывают, где прикрепить колеса, чтобы они по дороге не упали. Лиса вошла в автобус: “Нет, нет, я не поеду на этом автобусе, темно в салоне, и я не вижу, на какой остановке мне выходить”. Воспитатель предлагает подумать, что надо еще сделать, как вырезать и ровно наклеить окна и т. д.
Применяя прием обыгрывания выполняемого рисунка (аппликации), воспитатель легко может объяснить и показать способы изображения, максимально активизируя детский опыт, упражняя дошкольников в применении
знаний, умений в относительно новых условиях. Дети при этом, как правило, очень внимательны, эмоциональны, активны, их реплики свидетельствуют о “живом”, эстетическом восприятии выполняемого рисунка: “Прилетела птица”, “Вырос цветок”. Такое образное восприятие является, по мнению ученых, показателем творческого отношения к работе. В то же время оно связано с оценкой техники, грамотностью работы. Очень существенно, что дети при этом в первую очередь обращают внимание на те изобразительно-выразительные средства, которые определяют качество изображения, нужное для последующего
игрового использования детских работ, и одновременно выделены педагогом как необходимые для усвоения.
Показ способов изображения, способов действия может быть и неигровым, но при любых его формах целесообразно использовать в первой части занятия другой вид игрового приема — обыгрывание готового изображения (результата
показа). Целью обыгрывания в данной части занятия является закрепление предложенного игрового мотива деятельности; оживление образа; предварительная оценка одного из вариантов работы и на этой основе предупреждение возможных ошибок, уточнение задания. Так, на занятии по рисованию на тему “Цыплята на лугу гуляют” курочка-хохлатка зовет только что нарисованного цыпленка клевать зернышки: “Куд-куда, куд-куда побежал? Что с тобой случилось, бедненький? Как же ты клевать зернышки будешь? Клюв у тебя большой да тупой вырос, а у моих цыплят клюв остренький. Может, ты утенок, а не цыпленок?” Воспитатель спрашивает у детей: “Как надо держать кисть, чтобы у цыпленка нарисовать остренький клюв?”
Такое обыгрывание в первой части занятия с целью оценки предварительного результата помогает детям припомнить и самостоятельно воспроизвести нужный способ изображения.
В тех случаях, когда в первой части занятия используют обыгрывание готового или частично выполненного (во время показа) изображения, активность детей особенно высока. Перед началом изображения они повторяют правила работы. Например, в работе по теме “Цветы на клумбе” дети плохо подклеили лепестки. Воспитатель изображает, как дует ветер, лепестки опадают, вот-вот опадут. Летит пчела, но на некрасивый цветок она не села! На вопрос, почему, дети ответили: “Боится крылышки испачкать. Приклеется!” После этого ребята вспоминают правила работы: “Чтобы ветер лепестки не оборвал, надо крепко
прижать их салфеткой; чтобы лепестки не были грязными, надо клея брать немного” и т. п.
Таким образом, в первой части занятия сочетание игровых приемов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игрушек, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов рисования, аппликации).
Во второй части занятия осуществляется руководство процессом воплощения замысла. Оно всегда связано с оценкой воспитателем способов и результатов детской деятельности. Все задачи занятия решаются в основном в индивидуальной работе с детьми. Целесообразно при этом использовать обыгрывание рисунков, а совет, указание, вопросы педагога как бы завершают это обыгрывание: “Если ты хочешь, чтобы твой кораблик плыл быстро, сделай еще острее нос, ты мало срезал, такой кораблик не разрезает воду, не движется, на месте стоит. На море тихотихо, ветра нет, а парус твоей лодки наклонился, сейчас
упадет и лодку перевернет, что надо сделать, чтобы спасти ее?” В данном случае игровые действия с применением игрушек могут отвлечь детей. Сосредоточенные на изображении, ребята воспринимают такое обыгрывание как помеху. Практическое обыгрывание допустимо в случае “застоя”, пассивности, когда ребенок не знает, что делать дальше, считает работу законченной или устал, потерял интерес к изображению. Например, ребенок наклеил только два цветочка, один из них с малым количеством лепестков, асимметричный, и работу на этом закончил. Воспитатель подносит “бабочку” и говорит: “Прилетела бабочка, села на цветок. Ромашка выросла белая, лепестки ровные. А на этой ромашке ветер оборвал лепестки? Почему только два цветка выросли, наверное, плохо поливали
эту клумбу. Полечу, поищу, где много цветов выросло”. В ситуации активного поиска ребенком способов изображения, когда возникают затруднения, достаточно словесного игрового действия: “Какой красивый утенок бежит к воде, торопится, а этот догоняет! Трудно ему догонять: сам большой вырос, а ножки тонкие, маленькие. Как можно сделать их потолще?”
Такое обыгрывание незаконченного изображения помогает в интересной форме, ненавязчиво дать текущий анализ, оценку создаваемого образа, помочь дошкольнику увидеть его выразительность и слабые стороны; обеспечить добровольное принятие ребенком советов взрослого.
При выполнении изображения у детей появляются смелость, уверенность в своих силах. Особенно ярко это выражается в поведении обычно несмелых, застенчивых детей, часто повторяющих: “А я не умею!”, “А у меня не получается”. Предложенный педагогом и принятый детьми игровой мотив деятельности создает как бы приятную перспективу практического использования их рисунков. Детские работы становятся средством достижения игровых целей, поэтому дети раскрепощаются, страх перед сложностью решения изобразительных задач исчезает.
В третьей части воспитатель ставит задачи: “оживить” образ, помочь детям увидеть достоинства и слабости своей работы, укрепить желание заниматься изобразительной деятельностю. Одной из важных задач этой части занятия является обучение детей приемам анализа. В комплексе разных методов и приемов важно использовать прием обыгрывания готового изображения. Последующее игровое использование работы обусловлено игровой мотивацией
еще в начале занятия, и поэтому дети ждут этой игры-анализа. Игровое применение продукта деятельности должно быть таким, чтобы выявились его достоинства, слабости и их причины. Этот игровой прием вводит детей в изображаемую ситуацию, создает ощущение участия в событиях. Игровые действия могут обозначаться словом или имитировать внешний рисунок реальных, продуктивных действий, нередко они выполняются с предметами, игрушками, рисунками. Анализ возникает по собственной инициативе детей задолго до начала общего просмотра, организованного педагогом. Сначала это проявляется в оценке рисунка соседа по столу, затем первых изображений, выставленных на стенде.
Таким образом, на занятиях, в которых осуществляется упражнение детей в применении усвоенных знаний, способов действия, используются все виды игровых приемов в самом разнообразном сочетании между собой и с другими приемами обучения.
На занятиях по сообщению новых знаний, а также творческих применяют игровые приемы, но своеобразие центральных задач этих занятий определяет особенности сочетания игровых приемов с другими. Так, на занятиях по сообщению новых знаний и формированию новых способов изображения в первой его части используют рассказ, объяснение, показ воспитателем способов действия. Часто используется обыгрывание предмета или игрушек с целью обследования. В связи с тем, что на данных занятиях обычно обследуется, по выражению Н. П. Сакулиной “предмет-эталон” (первый из группы типичных), большая активность принадлежит педагогу. Процесс обследования, выделения внешних признаков предмета осуществляется в процессе драматизированных действий, разговоров между игровыми персонажами, воспитателем и персонажами. Например, на занятие к детям приходит Петрушка, говорит, что ему очень хочется посмотреть, что сегодня будут рисовать дети. Узнав, что дети будут рисовать огурцы на грядке, хвастливо говорит: “Ну, это очень просто, это я умею!” Петрушка берет кисть (воспитатель в одной руке держит игрушку, другой берет кисть и руку Петрушки и рисует). “Это очень просто: набираю краски на кисть так, чтобы краска не капала, кисточка не плакала, и рисую... раз — и огурец, еще огурец. Готово!” Воспитатель: “Нет, Петрушка, это не огурец, это больше похоже на зеленое яблочко, помидорку... Дети, на что еще похоже?”
“Почему?” — не понимает Петрушка. “Ребята, огурец какой формы нарисовал Петрушка? Круглой! Ты не рассмотрел его и поэтому неправильно нарисовал. Посмотри, Петрушка, какой он формы: одна сторона длинная, затем закругляется, опять дли-и-инная сторона и опять закругляется. Огурец овальной формы. Петрушка, проведи сам по огурцу пальцем, а вы, ребята, смотрите, правильно ли он делает и ведите вместе с ним”. Петрушка проводит по контуру, называя особенности формы, радуется, что научился правильно ее узнавать, выражает желание посмотреть, смогут ли дети сделать это так же хорошо, как и он. Затем воспитатель показывает, как нарисовать огурцы овальной формы: “Слушай, Петрушка, и вы, ребята, я вам секрет открою: чтобы легче рисовать
огурцы, надо вести карандашом так же, как вы пальчиком вели: сначала длинная сторона, закругляется, потом опять длинная...” и т. д. В данном случае игровой прием помогает решать комплекс задач: воспринять своеобразие формы предмета, предупредить детей о типичной ошибке, которая встречается на начальных этапах освоения изображения новой, но сходной с другой формой. Детей подводят к пониманию необходимости обследования, установлению важной, как показали исследования Т. С. Комаровой, связи между обследующим жестом и формообразующим движением. Игровой прием вызывает интерес к предмету изображения, лучшее понимание и желание выполнить задание.
В тех случаях, когда воспитатель дает показ способа изображения, можно использовать прием обыгрывания и создаваемого образа с целью объяснения сосредоточения внимания на способах действия. Например, воспитатель сопровождает показ способа рисования дерева словами: “Растет дерево... толстая веточка выросла, а вот растет еще одна. Когда я кисточку немножко наклоняю, вот так, получается толстая веточка. Наклонила кисточку — еще толстая веточка выросла. А сейчас будут то-о-нкие веточки расти. Подскажите, как я должна держать кисть, чтобы выросли то-о-нкие веточки? Вот и выросла... еще одна...” и т. д.
При руководстве процессом создания образа в данном типе занятия большое место занимают приемы прямого обучения: дополнительный показ, объяснение, совет и, по возможности, косвенные приемы, вопросы. Целесообразно использовать и обыгрывание рисунков. Первоначальное освоение
способов изображения всегда вызывает у детей затруднения. Когда дети сосредоточены на новом для них задании, не следует отвлекать их игрой. Более целесообразно обыгрывание со словесными, а не с практическими действиями, так как это не отвлекает детей от задачи и позволяет ненавязчиво, доходчиво корректировать действия ребенка. В том случае, если ребенок отвлекся, забыл о работе, можно использовать игрушки.
При анализе и оценке рисунков при таком типе занятия обычно используют обыгрывание готовых детских работ. Дидактическое назначение этих игровых приемов: помочь ребенку увидеть качество работы, качество освоения нового способа изображения в тесной связи с восприятием выразительности. В данном случае особенно важно, чтобы игровые действия были разнообразны по содержанию и по форме, так как при типичных ошибках воспитателю трудно избежать однообразия в оценках. Например, дети средней группы рисовали огурцы на грядках. Изображение овальной формы они усваивают не сразу, и далеко не у всех получается плавная округлая линия. Воспитатель, оценивая рисунки, вдруг удивилась: “Мышка с огорода побежала, наверное, погрызла
огурчики”. И действительно, “покусанные” огурцы “росли” на грядках, их дети сами нашли и показали. Потом воспитатель с детьми нашли огурчики, которые солнышко плохо пригрело, и они выросли кривые. Дети “срывали” огурцы зеленые, сочные, ровные и угощали Чебурашку и т. п.
На занятиях творческого характера в первой части обыгрывание игрушек используется для того, чтобы объяснить творческое задание, вызвать желание придумать и выполнить рисунок по-своему, интересно. Например, на занятие
по рисованию сказочной птицы приходит печальный Иванушка. Воспитатель спрашивает: “Что, Иванушка, не весел, что ты голову повесил?” Узнают, что царю надо жар-птицу поймать, а Иванушка никогла не видел чудо-птицы. Дети рассказывают, как она может выглядеть. “Не печалься, не кручинься, Иванушка, мы твоему горю поможем”. Воспитатель предлагает “поймать” и подарить Иванушке красивую сказочную птицу. Самую красивую и сказочную он и понесет царю. Дети рисуют птицу на листках, оформленных в виде красивой клетки (чтобы Иванушка руки не обжег, чтобы птица не улетела). Таким образом, игровой прием в первой части занятия стимулирует творческую активность детей.
При руководстве воплощением замысла нет принципиальной разницы в используемых игровых приемах по сравнению с другими типами занятий. Воспитатель реже использует совет, больше — вопросы, поощрения. Игровые приемы оформляют постановку вопросов (“В твоем парке только березки растут?”), образные характеристики детских работ (“Ух, какая красавица-птица прилетела... Сияет, словно солнце, даже глаза закрываются”). Смысл их использования заключается во “введении” детей в изображаемые ситуации, в образ, направлении ребят на поиск своих способов изображения, поддержании интереса к деятельности.
При анализе и оценке творческих работ используют те же самые игровые приемы, что и в других типах занятия, но направлены они в первую очередь на анализ и оценку разнообразия, неповторимости образов, степени выразительности
Информация о работе Игра в системе обучения дошкольников продуктивным видам деятельности