Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:30, контрольная работа
Цели: Теоретическое изучение проблемы, преодоление тревожности и детальное рассмотрение игр, направленных на преодоление тревожности у детей дошкольного возраста с сохранным и с общим недоразвитием речи.
Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Осуществить подбор игр, направленных на преодоление тревожности у детей дошкольного возраста.
3. Разработать методические указания к использованию игр.
Обобщение педагогического опыта МДОУ №166
«Детский сад комбинированного вида»
Чевелева Татьяна Анатольевна
воспитатель
образование среднее
стаж педагогической работы-1 год
тема по самообразованию: «Игры, направленные на преодоление высокой тревожности у детей дошкольного возраста с сохранным и с общим недоразвитием речи.
Тема: Игры, направленные на преодоление высокой тревожности у детей дошкольного возраста с сохранным и с общим недоразвитием речи.
Проблема: На наш взгляд недостаточно изучен вопрос использования игр для преодоления тревожности у детей дошкольного возраста с отклонениями в недоразвитии речи, что и составляет проблему нашего исследования.
Цели: Теоретическое изучение проблемы, преодоление тревожности и детальное рассмотрение игр, направленных на преодоление тревожности у детей дошкольного возраста с сохранным и с общим недоразвитием речи.
Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Осуществить подбор игр, направленных на преодоление тревожности у детей дошкольного возраста.
3. Разработать методические указания к использованию игр.
В настоящие время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивости.
В отечественной психолого – педагогической литературы можно выделить несколько подходов к пониманию тревожности. Некоторые исследователи (Лютова Е.К. и Монина Г.Б.) рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающие в трудных, угрожающих, необычных условиях. Мерлин В.С и его ученики считают тревожность свойством темперамента. В его исследовании получены статически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы.
«Тревожный человек» по мнению Л.Н Толстого – это человек постоянно неуверенный в себе и своих решениях, все время ждет неприятностей, эмоционально неустойчив, недоверчив. Тревожность как черта личности может стать предвестником развитие невроза. Но чтобы она сформировалась, человек должен накопить «достаточный» багаж неудачных, неадекватных способов преодоления состояние тревоги. Именно поэтому, для профилактики невротических нарушений, невротически тревожного типа развития личности, необходимо помогать детям, находить адекватные, эффективные способы, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.
Для детей с патологией зрения, характерен уход от общения, от контакта с окружающим, ориентации на свой внутренний мир.
Многие из них отказываются участвовать в совместных играх из-за слабой двигательной активности, недостаточного овладения предметными действиями и навыками совместной деятельности.
Выявлено, что по сравнению со здоровыми детьми уровень самооценки дошкольников с нарушением зрения ниже или менее устойчив, у них не сформировано адекватное отношение к своему дефекту, что затрудняет контакт с другими людьми.
Изучением проблемы влияние тревожности на поведение ребенка занимались такие известные отечественные и зарубежные психологи и ученые, как Е.Ю.Брель, Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова, А.М.Прихожан, З. Фрейд и другие.
По мнению Д.Б.Эльконина игра самая значимая и ценная деятельность в дошкольном возрасте, в которой ребенок может чувствовать себя успешным, переживать успех и связанные с ним положительные эмоции, обрести веру в себя. Это особенно важно при работе с тревожными детьми, так как игра помогает им повысить свою самооценку, поверить собственные силы и возможности. В игре ребенок учится управлять ситуацией, а также учится осознавать и оценивать свое поведение со стороны. Игра способствует повышению самооценки, помогает в овладении способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, а также в обработке навыков владения собой в травмирующих ситуациях.
1.1 Тревожность и ее происхождение
Слово «тревожный» отличается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина.
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это индивидуальная психологическая особенность, заключающая в повышенной склонности, испытывает беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Тревожность – эмоциональное состояние, возникающие в ситуаций неопределенной опасности и проявляющиеся в ожидании неблагополучного развитие событий.[8,193]
Тревожность – серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь детей. Она может проявляется у одних детей только по отношению к сверстникам, у других – только по отношению к взрослым, может проявляться и в обоих типах отношений.[1,12]
Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывает страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
Тревожность людей– прямое следствие повышенной напряженности нашей жизни. Её симптомы проявляются у всего большего количества жителей Земли: если 20лет назад умеренную тревожность ощущал едва ли каждый четвертый житель развивающихся стран, то к концу тысячелетия тревожными стали не менее трех четвертей населения.
Тревожность проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидание неблагоприятного развитие событий, постоянном предчувствии худшего. Жить человеку в таком состояние нелегко. Оно изматывает, подтачивает силы, ослабляет волю и разум, подталкивает к совершению нелогичных, необдуманных поступков. Повышенная тревожность лежит в основе большинства случаев отклоняющегося поведение дошкольников.
Таким образом, понятие «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасением и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.[6,4]
Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но и дети сталкиваются с ними чаще взрослых, так как, то что взрослому кажется привычным и естественным может вызвать у ребенка беспокойство, страх, тревогу.
В этом, как и в других определениях, подчеркнуты две особенности тревожности переживания: во-первых, ожидание надвигающейся опасности, во-вторых, чувство неизвестности – откуда может грозить эта опасность.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителей передаются ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Интересен тот факт, что после развода родителей, когда казалось бы в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, как правило, резко растет. Психолог Е. Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том, случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.[6,15]
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлением на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это повторяется часто и самых разных ситуациях (при ответе у доски, общение с незнакомым и т.д.), то следует говорить о тревожности.
Тревога - ощущение конкретной,
неопределенной угрозы, неясное чувство
опасности, страх неизвестного. В
отличие от тревоги тревожность
считается эмоциональным
Тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на опасность. В отличие от страха тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и неопределенностью.
Общие признаки тревожности:
Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле и др. Во время проявления тревожности они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Эмоциональная жизнь мальчика и девочки протекает по-разному. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, источником которых чаще всего являются родители.
Девочек в подобных ситуациях беспокоит больше то, как они выглядят их мало волнует сами наказания. Они переживают, как справиться с тем или иным делом, добьются ли успеха.[10,257]
Выделяют два основных вида тревожности.
Первым из них - это так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятного и опасного. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
Тревожность как фон
жизни присуща ребенку –
Здесь сложно понять до конца,
что в поведении ребенка являет
Другой вид – называется ситуативная тревожность, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Например, у ребенка может возникнуть страх перед новыми людьми, боязнь публичных выступлений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.[24,6]
Также есть и другие виды тревожности, которые проявляются старшем дошкольном возрасте: возрастная, учебная, самооценочная, межличностная.
1.Возрастная тревожность.
С этой
тревожностью чаще всего
И действительно, становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, набираясь опыта, он начинает переносить его на новые ситуации. Чувствуя себя более компетентным, ребенок будет, меньше, боятся перемен и быстрее адаптироваться к ним.
2.Учебная тревожность.
Начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыши начинают болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастет(19, 6).
3. Самооценочная тревожность. Выделяет три направления: