Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:30, контрольная работа
Цели: Теоретическое изучение проблемы, преодоление тревожности и детальное рассмотрение игр, направленных на преодоление тревожности у детей дошкольного возраста с сохранным и с общим недоразвитием речи.
Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Осуществить подбор игр, направленных на преодоление тревожности у детей дошкольного возраста.
3. Разработать методические указания к использованию игр.
4. «Зеркало»
цель: дать возможность проявить активность детям с низким уровнем самооценки.
описание: «Выбирается водящий, остальные дети – зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движение. Взрослый следит за правильностью отражения».
цель: укреплять у детей уверенность в своих силах, упражнять в умении самовнушения, повышать самооценку.
описание: «Взрослый предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы».
цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшение взаимоотношений между детьми.
описание: «В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что он означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должно быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чьё имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне».
1. «Слепой танец»
цель: развитие доверия друг другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
описание: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будит «слепой». Другой остаются «зрячим» и сможет водит «слепого». Теперь возьмитесь за руки и по танцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 мин). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрывать глаза, успокоить его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению».
2. «Смена ритмов» (программа «Сообщество»)
цель: помочь тревожным детям включаться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
описание: «Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре…. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре…. Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопают все реже, считают тише и медленнее».
3. «Гусеница»
цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
описание: « Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постарайтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди – стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».
4.«Смелый капитан»
цель: повысить самооценку, развить уверенность в себе.
описание: Тревожный ребенок назначается капитаном. Взрослый говорит: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»
5. «Разведчики»
цель: развитие уверенности в себе, самообладание.
описание: «В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд».
6. «Крокодил»
цель: развивается ловкость, наблюдательность, внимание, снимаются страхи.
описание: «Выбирается водящий – он будет «крокодилом», - вытягивает вперед руки одна на другой, изображая зубастую пасть. Остальные дети просовывают руки в «пасть». «Крокодил» с невозмутимым видом отвлекает детей, поет песни, притопывает ногами, подпрыгивает и неожиданно смыкает руки – «пасть». Кто попался, становится «крокодилом».
7. «Петушиные бои»
цель: способствует эмоциональной разрядке, выходу агрессии, учит соблюдать правила, снимает телесные зажимы.
описание: «Дети в парах встают друг против друга на одной ноге. Руки спрятаны за спину. По команде ведущего они начинают наскакивать друг на друга, толкаться плечами, туловищем, головой, стараясь заставить соперника встать на обе ноги.
Ведущий следит за соблюдением «бойцами» правил».
8. «Толкалки» (Фопель К., 1998)
цель: вырабатывать навыки владения собой, уверенности.
описание: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Оставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «стоп».
Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине».
9. «Хозяин горы»
цель: укреплять у детей уверенность в себе, преодолевать страхи.
описание: Действующие лица: хозяин горы и волны (не больше четырех – пяти).
Содержание: Стелется ковер или чертится круг на полу. Это гора. Липкой лентой или мелом обозначается ее вершина. Хозяин становится в центр. Его задача – никого не пускать на свою гору. Остальные дети – воины. Их задача – во что бы ни стало взобраться и столкнуть хозяина с вершины. Хозяин и войны действуют туловищами.
Инструкция: Хозяину горы, показывая на центр ковра, говорят: «Вот гора. Ты хозяин горы и стоишь на ее вершине. Тебя будут стараться столкнуть с вершины, а ты не поддавайся».
Войнам говорят: «Вы войны, вы должны забраться на эту гору и столкнуть хозяина горы с вершины».
В этой игре действуют два правила:
Правило первое: только без рук! (Руки держать за спиной).
Второе правило: со спины не нападать!
10. «Пугало, пугало, покажись!»
цель: повышать у детей уверенность в себе, преодолевать страхи.
описание: Понадобится: несколько ненужных простыней, халатов, коробок, детских ведер.
Действующие лица: пугало и грачи.
Содержание: Сначала роль пугала исполняет воспитатель. Затем ребенок (по желанию) за ширмой или за шкафом переодеваться в пугало. В это время грачи собираются в кучу и кричат: «Пугало, пугало, покажись!» Пугало выскакивает из – за ширмы грачей, затем опять отправляется за ширму. Приходит очередь исполнять роль пугала следующему желающему. Грачи собираются в кучу.
Инструкция: Сначала разъясните, что такое пугало. Ребенку, изъявившему желание взять на себя роль пугала, говорят: «За ширмой есть разные вещи. Нарядись пугалом, а потом появись и распугай, разгони всех грачей». Грачам говорят: «Соберитесь в кучу, и кричите хором: «Пугало, пугало, покажись!» А когда пугало налетит на вас, разбегайтесь в стороны».
11. «Сражение великанов с чудовищами»
цель: развития уверенности в себе, снимаются страхи.
описание: Понадобится: веревка или ковер, шарики, скатанные из газеты. Веревка или ковер отмечают территорию корабля, где помещаются великаны.
Действующие лица: великаны и воображаемые чудовища.
Содержание: Игра заключается в том, чтобы с силой бросить бумажные шарики.
Инструкция: «Вы – великаны и плывете на корабле в свою страну. Вдруг ваш корабль окружают чудовища. Они хотят забраться на него. На корабле есть бочки. Великаны, бросайте бочки в этих чудовищ, отбивайтесь! Бросайте со всей силы!»
В конце игры воспитатель обязательно должен сообщить о том, что чудовища побеждены, а их корабль миновал страшное место.
12. «В снежки»
цель: развитие уверенности в себе, снимаются страхи.
описание: Содержание остаются таким же, как в предыдущей игре. Дети становятся в две шеренги на расстояния метра и бросают шарики вдруг в друга.
Инструкция: «Пришла зима. Вы налепили много снежков и затеяли игру».
13. «Зайки и слоники» (Лютова Е.К, Монина Г.Б).
цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
описание: «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками – трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно дрожит. Покажите, как он дрожит. Поднимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся, и. т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, прячутся и. т. д. «А что делают зайки, если видят волка?» Педагог играет с детьми в течение несколько минут.
«А теперь мы с вами будим слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, разметено, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ними и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как? Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течение несколько минут изображают бесстрашного слона.
Потом обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
Занятие по тревожности
цель: создание
положительного, доброжелательного, эмоционального
состояния и атмосферы
предварительная работа: дети предварительно играли в перечисленные игры.
материал: изготовление цветка с эмоциями, бумага, краски.
Ход занятия
Ритуал приветствия: Воспитатель собирает детей в круг.
В: Здравствуйте ребята! Я рада всех вас сегодня видеть. Сегодня у нас с вами интересное занятие, но для начала мы с вами поздороваемся, но не просто скажем, друг другу здравствуй, а поздороваемся – спинками.
В: Вот мы с вами друг друга поприветствовали. А сейчас мы поиграем в игру «Назови свое имя». Каждый из вас по кругу назовет свое имя, но не просто, а так как вы любите, чтобы вас так называли. Начнем с меня мне нравиться, чтобы меня называли Танюша или Танечка. Вероника начнем с тебя и так пойдем по кругу.
В: Вот мы с вами узнали, кому как нравиться. А сейчас узнаем «Как вы себя чувствуете?» Каждый внимательно посмотрите на своего соседа справа, и попробуйте догадаться, как он себя чувствует, а сосед согласиться так это или нет.
Ну, теперь мы с вами знаем, кто и как себя чувствует. И сейчас я предлагаю вам расслабиться и поиграть в игру «Хлоп».
Дети встают в круг. И выполняют движения со словами под музыку, вместе с воспитателем. Игра проводиться 1-2 раза.
В: Ну вот мы с вами отдохнули. Давайте сыграем с вами игру «Цвети - семицветик». Вот у меня Цветик – семицветик, на нем нарисованы эмоции. Каждый внимательно посмотрите на эмоции и выберите ту эмоцию, которая ближе вам и после этого расскажите, почему вы выбрали именно эту эмоцию.
В: А сейчас сыграть еще в игру «Прогулка с компасом». В этой игре надо пройти препятствия с закрытыми глазами. Сначала разбиваемся на пары. Один турист, другой компас. У туриста будут завязаны глаза, а компасу надо провести туриста через препятствия, но вы не должны между собой общаться.
После игры воспитатель задает вопрос: Как вы себя чувствовали, завязанными глаза? Уверенны ли вы были в своем партнере? (ответы детей).
В: Ну вот наше занятие подходит к концу. Но это еще не все, тут у меня на столе краски и бумага. Вам надо выбрать тот цвет, какое у вас сейчас настроение и нарисовать этот цвет.
В: Я смотрю у всех прекрасное настроение. И на этом наше занятие закончилось.