Игры, направленные на преодоление высокой тревожности у детей дошкольного возраста с сохранным и с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

Цели: Теоретическое изучение проблемы, преодоление тревожности и детальное рассмотрение игр, направленных на преодоление тревожности у детей дошкольного возраста с сохранным и с общим недоразвитием речи.



Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Осуществить подбор игр, направленных на преодоление тревожности у детей дошкольного возраста.

3. Разработать методические указания к использованию игр.

Файлы: 1 файл

диплом 2.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

При работе с детьми, страдающими  заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное время. Ни в каком случае нельзя раздражаться на медлительность таких детей (так как они в силу своей тревожности, что проявляется в замедленности моторики, психических реакций).

Нельзя делать за ребенком то, что он в силах сделать сам. Необходимо привлекать его к играм, развивающим движения, сноровку, ловкость, быстроту реакций. Нужно использовать коллективные игры, почаще предлагать ребенку выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений. Также хорошо приобщать ребенка к частым выступлениям перед детской и взрослой аудиторией (танцевальные игры, чтение стихов, роли в спектакле).

Таким образом, участие  ребенка в разнообразных видах  игровой деятельности помогает ребенку  самоутвердиться и обрести утраченную веру в себя, в собственные силы и возможности, тем самым повысить самооценку.[4,36]

Как показали результаты многочисленных наблюдений, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи, и зажатием мышц живота.

Чтобы помочь детей снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное – можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Кроме релаксационных игр в работе с тревожными детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Огромное значение имеет установление визуального контакта с тревожным ребенком, только такое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования с красками (палицами, ладошками).

Полезно применять ряд  таких игр, которые могут заменить массаж. Использование в игре элементов  массажа и даже простое растирание тела также способствует снятию мышечного  напряжения. При работе с тревожными детьми желательно разыгрывать маскарады, шоу, просто раскрашивать лица красками или старой губном помадой. Участие в таких игровых представлениях, по мнению психологов, помогает детям расслабиться.[4,38]

Через ролевую игру, ребенку  предоставляются разные роли. Играя  роль слабых героев, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх, а в роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герои) способен справляться с трудностями. С помощью роли-образа ребенок становится как бы над ситуацией и через предметный материал управляет ею. Задача игровой деятельности заключается в создании условий, при которых выполнение роли будет восприниматься ребенком как естественное выражение его «я», что позволяет снизить уровень тревожности, избавившись от нежелательных признаков ее проявления.

Основными показателями эффективной  игровой терапии являются внешние  проявления снижения тревожности у  ребенка:

  • снижение скованности, боязливости в движениях и речи;
  • проявление связанной речи при ее первоначальном отсутствии;
  • снижение темпа речи, торопливости, безудержной разговорчивости;
  • уменьшение нервозных движений: покручивание карандашей, потираний рук, и т.д.;
  • уменьшение суетливости, множества ненужных жестов и мимики;
  • снижение физиологических проявление: уменьшение частоты пульса, дыхания, и т.д.

Благодаря использованию  разнообразных игр удается решить основные задачи коррекционной работы:

  • снятия напряжения, снижение высокого уровня тревожности;
  • открытия у ребенка собственных резервов для преодоления тревожности за пределами игровой комнаты без вмешательства других людей;
  • ребенку предоставляется возможность закрепить модели поведения для последующего переноса на взаимодействия с реальной жизнью.[5,37]

 

 
Приложение 

Методика. «Шкала тревожности». (Стожарова М.Ю).

Цель методики: выявить у ребенка уровень тревожности.

Описание методики: Каждый ребенок садится за отдельный стол и получает набор из трех цветных карточек: красная, зеленая, голубая.

Воспитатель дает инструкцию: « Я буду рассказывать о разных случаях, которые происходят в вашей жизни. Некоторые могут быть неприятными. Если это событие для вас очень неприятно, то вы покажите красную карточку, если неприятно, то зеленую, а если этот случай не вызывает у вас никакого страха и беспокойства, то голубую карточку. При этом каждый должен самостоятельно решить, какую карточку ему надо поднять, не обращая внимание на товарищей».

После каждой ситуации педагог  отмечает, какого цвета карточку показал  каждый ребенок.

В методике используются ситуаций трех типов:

1. связанные с проблемами обучения в детском саду и семье;

2. анализирующие представления  ребенка о себе;

3. ситуации общения  с взрослыми и сверстниками.

 Варианты ситуаций:

  1. Отвечаешь на занятии
  2. Тебя ругает мама или папа
  3. Встречаешься с ребятами из детского сада
  4. Идешь в гости незнакомым людям
  5. Остаешься один дома
  6. Сам подходишь к воспитателю с просьбой
  7. Не можешь справиться с заданием на занятии
  8. Сравниваешь себя с другими детьми
  9. Думаешь о своих делах
  10. На тебя смотрят как на маленького
  11. Ты часто плачешь
  12. Тебе неожиданно  задают вопрос на занятии
  13. Никто не обращает на тебя внимания на занятии, когда ты правильно и хорошо выполнил работу
  14. С тобой не согласны, спорят
  15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе
  16. На тебя не обращают внимание, когда ты что-то делаешь
  17. Воспитатель дает тебе трудное задание
  18. Тебе снятся страшные сны
  19. Выбираешь в игре главные роли
  20. Твою работу оценивают дети в группе
  21. Не понимаешь объяснений воспитателя
  22. Дети смеются,  когда ты отвечаешь на занятии
  23. Смотришь «ужастики»
  24. Думаешь о том, каким ты будешь, когда вырастишь
  25. Непонятно, почему на тебя сердится мама или папа
  26. Воспитатель оценивает работу, которую ты выполнил на занятии
  27. На тебя смотрят, когда ты что-то делаешь, играешь
  28. У тебя что-то не получается
  29. Дети с тобой не играют, не хотят дружить
  30. Воспитатель делает тебе замечания.

 Обработка  результатов: Таблица для обработки результатов:

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Учебная

1 6 7 12 13 18 21 22 26 30

Самооценочная

5 8 9 11 17 19 20 23 24 28

Межличностная

2 3 4 10 14 15 16 25 27 29


Ответы оцениваются в баллах: красная карточка – 3 балла, зеленая – 2, голубая – 0. Подсчитываем сумму баллов по каждому разделу (уровень тревожности по соответствующему виду деятельности) и итоговая сумма по всем разделам (общий уровень тревожности).

Высокий уровень тревожности – 60 и более.

Средний уровень тревожности  – 20-60.

Низкий уровень тревожности  – 10-20.

 

Протокол

Методика исследования: «Шкала тревожности» (Стожарова М. Ю.).

Цель методики: выявить  у ребенка уровень тревожности.

Дата проведения: 10.09.2008г.

Таблица

                                          

                                              Ф. И. ребенка

 

 

    Варианты ситуаций

Катя. А

Марина. В

Костя. С

Вероника К

Михаил. М

Ксения. Т

1. Отвечаешь на занятии

0

0

0

0

2

0

2. Тебя ругает мама или папа

3

3

3

2

3

2

3. Встречаешься с ребятами из детского сада

0

0

0

0

0

0

4. Идешь в гости незнакомым людям

3

3

3

3

3

3

5. Остаешься один дома

2

3

3

2

2

3

6. Сам подходишь к воспитателю с просьбой

0

0

0

2

2

0

7. Не можешь справиться с заданием на занятии

2

2

0

2

3

0

8. Сравниваешь себя с другими детьми

2

2

3

3

2

3

9. Думаешь о своих делах 

0

0

0

0

0

0

10. На тебя смотрят как на маленького

3

3

2

3

2

3

11. Ты часто плачешь

0

2

3

3

0

2

12. Тебе неожиданно  задают вопрос на занятии

0

0

2

0

2

2

13. Никто не обращает на тебя внимания на занятии, когда ты правильно и хорошо выполнил работу

2

3

2

0

2

3

14. С тобой не согласны, спорят

2

3

2

3

2

3

15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе

0

2

2

0

0

3

16. На тебя не обращают внимание, когда ты что-то делаешь

3

3

2

3

0

3

17. Воспитатель дает тебе трудное задание

3

0

2

0

2

0

18. Тебе снятся страшные сны

3

3

3

3

3

3

19. Выбираешь в игре главные роли

0

0

0

3

2

3

20. Твою работу оценивают дети в группе

0

0

0

3

2

3

21. Не понимаешь объяснений воспитателя

2

3

2

3

2

3

22. Дети смеются,  когда ты отвечаешь на занятии

3

2

2

3

2

3

23. Смотришь «ужастики»

3

3

3

0

2

3

24. Думаешь о том, каким ты будешь, когда вырастишь

0

0

0

0

0

0

25.Непонятно, почему на тебя сердится мама или папа

3

3

2

3

2

3

26. Воспитатель оценивает работу, которую ты выполнил на занятии

0

0

0

0

2

0

27. На тебя смотрят, когда ты что-то делаешь, играешь

3

0

2

3

0

0

28. У тебя что-то не получается

2

3

2

3

2

3

29. Дети с тобой не играют, не хотят дружить

0

3

0

2

2

0

30. Воспитатель делает тебе замечания.

3

2

0

2

3

0

Общая тревожность

45

58

45

48

55

42

Учебная тревожность

15

15

11

15

22

14

Самооценочная тревожность

12

13

16

17

14

20

Межличностная тревожность

18

30

18

16

19

8


 

 
2.1 Методические указания к проведению  игр на преодоление высокой тревожности у детей дошкольного возраста с сохранным и с общим недоразвитием речи.

 

Ведущем видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, следовательно, именно в игре происходит формирование всех сторон личности, его развития. Происходит это в связи с тем, что обучающая задача ставится перед ребенком в игровой форме. Все это имеет огромное значение для ребенка с признаками тревожности, который отличается от нормально развивающих сверстников.

Представленные нами игры созданы специально для детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей и с проявлениями тревожности. Практически возможны самые разнообразные варианты игр. Они могут различаться и подбором средств, и дозировкой отдельных игр, и темпом их выполнения.

Игры легко усваиваются и запоминаются, так как по структуре своей содержит тот или иной зрительный образ.

Каждой игре дано название, цель и описание. Очень важно, чтобы  тревожные дети занимались с подгруппой. Общая продолжительность для  детей дошкольного возраста около 15-30 минут. Это примерные ориентировочные данные. Если ребенку надоело, и он раньше времени прекратил играть, то не заставляйте его продолжать.

На начальном этапе  работы с тревожным ребенком следует  руководиться следующими правилами:

  1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами. Игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда он сам захочет, станет ее участником.
  2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например таких как « Кто быстрее?». 
  3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
  4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Винт», «Штанга», «Водопад», и другие.

Чуть позднее, когда  дети начнут осваиваться, можно к  этим упражнениям добавить следующие: «Драка», «Сосулька», «Танцующие руки», «Подарок под елкой».

Проведение игр на преодоления высокой тревожности у детей дошкольного возраста с сохранным и с общим недоразвитием речи включает:

- создание интереса, желание  играть;

Это достигается различными приемами: использованием считалок, сюрпризных моментов, сговора на игру, напоминание  об игре, в которую дети играли раньше.

- ознакомление детей с содержанием игры, с атрибутами, карточками, проведение беседы, в ходе которой уточняются знания детей о них;

- объяснение правил  и хода игры, которые должны  быть подобранно и четко.

В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у  него отказа. Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт.

Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого  дыхания, занятия йогой, массаж и  просто растирание тела.

Еще один способ снятия излишней тревожности – раскрашивания лица старыми мамиными помадами. Можно так же устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду.

Участие в представлении  поможет тревожным детям расслабиться, а если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

В нашей исследовательской  работе представлено 3 вида игр:

1. Игры, направленные на релаксацию и снятие мышечного и эмоционального напряжения. Их лучше проводить между занятиями или место физминуток.

2. Игры, направленные  на повышение самооценки ребенка.  Их можно проводить в утренние  часы.

3. Игры, направленные  на повышение уверенности в  себе в травмирующих ситуациях.  Их можно проводить на прогулке  и свободное время.

Данные игры в нашей  исследовательской работе адресованы студентам педагогических училищ, колледжей, воспитателям дошкольных учреждений.

 

 

 

2.2 Обобщение результатов апробации игр на преодоления высокой тревожности у детей дошкольного возраста с сохранным и с общим недоразвитием речи.

 

Цель настоящей опытно-практической работы состояла в определение возможности и целесообразности использования в практике Дошкольного Образовательного учреждения игр, разработанных для преодоления высокой тревожности у детей дошкольного возраста с сохранным и с общим недоразвитием речи.

Апробация игр на преодоление высокой тревожности у детей дошкольного возраста с сохранным и с общим недоразвитием речи проходила с 12.09.08 до 15.09.08 года.

Информация о работе Игры, направленные на преодоление высокой тревожности у детей дошкольного возраста с сохранным и с общим недоразвитием речи