Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 07:41, практическая работа
Данная индивидуальная дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с областной целевой программой «Развитие образования Кировской области» на 2010-2015 годы. Ее реализация предполагает решение целого ряда приоритетных задач, среди которых и
развитие системы работы с талантливыми детьми и подростками, а также работа с детьми с ограниченными возможностями. Решение этих задач служит одним из двух оснований считать создание таких программ своевременным и целесообразным. Вторым основанием может послужить воплощение принципа доступности получения любого вида образования (в том числе и дополнительного) для всех категорий детей (в том числе и с ограниченными возможностями).
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Кирово-Чепецкого района Кировской области
Принята УТВЕРЖДАЮ
на педсовете (протокол № 1 от
12 сентября 2010 года) _____________ Н.Л. Боброва
Индивидуальная дополнительная образовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Музыкальное развитие»
Срок реализации программы: 4 года
Возраст ребенка: 9 -13 лет
Составитель: Лобанов Андрей Николаевич,
педагог дополнительного образования
МКОУДОД Дома детского творчества,
без квалификационной категории
2010 г.
Данная индивидуальная
дополнительная образовательная программа
разработана в соответствии с областной целевой
программой «Развитие образования Кировской
области» на 2010-2015 годы. Ее реализация предполагает
решение целого ряда приоритетных задач,
среди которых и
развитие системы работы с талантливыми
детьми и подростками, а также работа с
детьми с ограниченными возможностями. Решение этих задач служит
одним из двух оснований считать создание
таких программ своевременным и целесообразным.
Вторым основанием может послужить воплощение
принципа доступности получения любого
вида образования (в том числе и дополнительного)
для всех категорий детей (в том числе
и с ограниченными возможностями). О незыблемости
этого принципа прямо сказано в национальной образовательной
инициативе "Наша новая школа": «В каждом образовательном
учреждении должна быть создана универсальная
безбарьерная среда, позволяющая обеспечить
полноценную интеграцию детей-инвалидов.
В 2010 году будет принята пятилетняя государственная
программа "Доступная среда", направленная
на решение этой проблемы. Именно индивидуальный
подход предполагает использование современных
образовательных технологий и создание
образовательных программ…»
Программа предназначена для обучения игре на синтезаторе и вокалу в учреждении дополнительного образования. Адресована данная программа воспитаннику, не имеющим начальной музыкальной подготовки, но проявившему большие способности к занятиям музыкой, и показавшей хорошие результаты на творческих конкурсах. Еще одним основанием для перевода на индивидуальное обучение данного воспитанника является состояние здоровья Клещниной Натальи (справка об инвалидности прилагается). Необходимость написания индивидуальной дополнительной программы для данного ребенка, было вызвано тем, что даже при наличии определенных способностей, девочка была вынуждена прервать занятия в музыкальной школе из-за большого количества пропусков по болезни. А предложить ей модель индивидуальных занятий (свободное расписание, дистанционные формы обучения, занятия на дому), данное образовательное учреждение не захотело, или не смогло по объективным причинам. Между тем именно система дополнительного образования детей наполнена уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательные запросы общества и семьи, создавать устойчивую культурообразную среду развития ребенка.
Из выступления А.К. Бруднова, начальника Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, на научно-практической конференции «Проблема качества как основная задача становления и развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации»: «Отличительность сети учреждений дополнительного образования детей от других образовательных учреждений заключается в том, что мы проходим с ребенком другой образовательный путь. Мы не только даем ему поддерживающую информацию, главное мы включаем его в деятельность….Право на выбор реализовано в дополнительном образовании от самых истоков, рождающих эту подсистему образования».
В дополнительном образовании возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательной программе для любого уровня развития детей. Особое значение дополнительное образование имеет в сельской местности, обеспечивая в большой степени удовлетворение социокультурных запросов детского населения.
Образование детей с ограниченными возможностями в здоровье и развитии относится к числу проблем, актуальность которых не утрачивает своего значения. Провозглашённый в Российской Федерации курс на обеспечение доступности качественного образования всех предусмотренных законом уровней, для всех контингентов населения, предполагает непрекращающийся поиск инновационных моделей адекватных этому требованию.
В настоящее время проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, с проблемами в развитии и здоровье заняла приоритетное положение в педагогической теории и практике стран Восточной и Западной Европы, США и Японии1.
Проблема помощи детям с ограниченными возможностями сегодня очень актуальна. Кроме специальных школ и классов компенсирующего обучения в общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного образования формируются специальные группы для «особых» детей. Наиболее талантливые и мотивированные к обучению и творческому росту воспитанники из этой среды, по нашему мнению должны всячески выявляться и получать возможность для роста через занятия по индивидуальным образовательным программам и ИОМ.
Дополнительное образование свободно от ограничений, препятствующих реализации перечисленных принципов. Открытость дополнительного образования – фактор, позволяющий рассчитывать на эффективность педагогической практики, предлагаемой к использованию настоящей программой.
Актуальность внедрения программ нового типа, подобных данной, обуславливается возможным расширением сложившейся социальной инфраструктуры современного дополнительного образования за счет вовлечения его в новые формы работы с отдельными категориями детей. Далеко не во всех населенных пунктах есть специализированные образовательные учреждения по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности по состоянию здоровья. Да и далеко не все родители хотят, чтобы их ребенок переходил в систему специальных учебных заведений. И если вопрос с общим образованием еще возможно решить в большинстве школ, используя накопившийся опыт обучения на дому и дистанционного обучения, то в системе дополнительного образования – это довольно новый вид деятельности, на который дополнительное образование направляют все последние нормативные и законодательные акты в сфере образования. По сути данный вид образовательных программ включает в себя три краеугольных постулата развития дополнительного образования:
- вариативность выбора ребенком форм, методов и направленностей получения дополнительного образования;
- равнодоступность получения
дополнительного образования
- поддержку по-настоящему
талантливых воспитанников и
устранение препятствий для их
творческого и личностного
Это в определенной степени поможет решать и локальные образовательные и иные задачи образовательного учреждения, такие как:
- апробация новых форм
образовательных и
- внедрение новых дистанционных методов обучения, с последующим распространением его на более широкие группы воспитанников;
- создание в учреждении
микроклимата тейлерантности и
правильной воспитательной
- налаживание контакта
с медицинскими и другими
1.2. Механизм реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования.
Реализация данной программы обеспечивается педагогическим коллективом учреждения в соответствии и на основании комплексной образовательной программы учреждения. Цели, задачи и ожидаемые результаты освоения программы должны предоставить ребёнку-инвалиду возможность выбора их направленности, объёма предстоящей деятельности и темпа её осуществления.
На сегодняшний день учреждения дополнительного образования детей не располагают большим опытом включения детей с ограниченными возможностями в индивидуальные образовательные траектории. Такой опыт, несомненно, подлежит внедрению и распространению.
Индивидуальная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания программ дополнительного образования данной направленности, на основе индивидуальных особенностей ребенка. Программа выносится на рассмотрение педсовета для получения заключения, она базируется на комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданиях родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания в учреждении ДОД. ИОП составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения (очное, индивидуальное обучение на дому, а также индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Нормативно-правовой базой проектирования индивидуальных образовательных программ является закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 (ред. от 17.06.2011) «Об образовании», закрепляющий право обучающегося на индивидуальную учебную программу либо на ускоренный курс обучения. Разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32) закона РФ "Об образовании", последняя редакция 2011год. Ст.2 данного закона закрепляет общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; статья 5, п. 1 Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
1.3.1. Педагог дополнительного образования – разрабатывает и корректирует индивидуальную образовательную программу в соответствии с рекомендациями специалистов; проектирует необходимые структурные составляющие индивидуальной образовательной программы.
1.3.2. Зам. директора по УВР – координирует деятельность всех участников образовательного процесса, анализирует требования федерального государственного образовательного стандарта и законов РФ в сфере образования, содержание примерных основных дополнительных образовательных программ и учебного плана, определяет временные границы реализации индивидуальной образовательной программы.
1.3.3. Директор – несет ответственность за содержание и выполнение индивидуальной образовательной программы.
1.3.4. Родитель (законный представитель) – вносит предложения в индивидуальную образовательную программу по организации образовательного процесса; предоставляет документы, подтверждающие статус ребенка с ОВЗ.
Целью данной программы является оказание комплексной помощи
ребенку с ограниченными возможностями
здоровья в освоении навыков вокального
исполнительства и игре на музыкальных
инструментах, улучшение, путем использования
специальных методик и упражнений, укрепление
здоровья Клещниной Натальи и ее социальную
адаптацию.
Программа предусматривает
создание специальных условий обучения
и воспитания, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья
посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
Основные задачи программы: