Индивидуальная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Музыкальное развитие»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 07:41, практическая работа

Описание работы

Данная индивидуальная дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с областной целевой программой «Развитие образования Кировской области» на 2010-2015 годы. Ее реализация предполагает решение целого ряда приоритетных задач, среди которых и
развитие системы работы с талантливыми детьми и подростками, а также работа с детьми с ограниченными возможностями. Решение этих задач служит одним из двух оснований считать создание таких программ своевременным и целесообразным. Вторым основанием может послужить воплощение принципа доступности получения любого вида образования (в том числе и дополнительного) для всех категорий детей (в том числе и с ограниченными возможностями).

Файлы: 1 файл

Доп.docx

— 113.62 Кб (Скачать файл)

 

Содержание программы третьего года обучения

Тема 1: «Комбинированные упражнения для голосового аппарата» - 6 часов.

Теория 2 часа: Функционирование голосового аппарата – 1 час. Функционирование органов дыхания – 1час.

Практика 4 часа: Выполнение упражнений для развития комбинированной звукоподачи – 2 час. Развитие грудного дыхания -2 часа.

    Тема 2: «Игра на синтезаторе» - 6 часов.

Теория 2 часа: Характеристика клавишных синтезаторов по типу звукоизвлечения – 1час. Способы звукоизвлечения – 1часа.

Практика 4 часа: Практическое изучение способов звукоизвлечения – 2 час. Простые упражнения на смену темпо-ритма -2 часа.

Тема 3: « Совершенствование вокального мастерства» - 6 часов.

Теория 2 часа: Вокальные гаммы и этюды – 1 час. Выразительные средства – 1час.

Практика 4 часа: Распевки в диапазоне полутора  октав – 2 часа. Распевки на повышение и понижение -2 часа.

 

Тема 4: «Развитие игрового аппарата» - 6 часов.

Теория 2 часа: Причины зажатости рук – 1 час. Причины зажатости спины– 1час.

Практика 4 часа: Выполнение упражнений для постановки руки, всех пальцев– 2 часа. Развитие пальцевой техники, ориентированной на технику арпеджио -2 часа.

Тема 5: «Вокальные произведения разных жанров» - 6 часов.

Теория  2 часа: Особенности исполнения песенного материала разной техникой – 1 час. Понятие смены регистра – 1 час.

Практика 4 часа: Исполнение песен в миноре – 2 часа.  Исполнение песен в мажоре– 2 часа.

Тема 6: «Изучение системы настроек синтезатора» - 6 часов.

Теория  2 часа: Особенности исполнения на синтезаторе – 1 час. Понятие настройка синтезатора – 1 час.

Практика 4 часа: Настройка тона синтезатора – 2 часа. Настройка стиля синтезатора – 2 часа.

 

Тема 7: «Основы музыкальной грамоты» - 9 часов.

Теория – 9 часов: Знаки альтерации  – 2 часа. Длительности, метр, такт, затакт, размер, счёт – 1 час.  Музыкальный синтаксис – мотив, фраза, предложение – 2 часа. Запись аккордов– 2 часа. Музыкальные сокращения – 2 часа.

Тема 8:  «Функциональная характеристика клавишного синтезатора» - 6 часов.

Теория – 2 часа: Название и характерные особенности банков паттернов и голосов инструмента– 1 час.  Главные клавиши управления – 1 час.

Практика – 4 часа: Выбор паттерна и голоса набором номера, клавишами Family, Select – 2 часа. Воспроизведение партии ударных при нажатии клавиши Start/Stop, взятие различных звуков в режиме Sync Start –2часа.

Тема 9: «Работа над репертуаром» - 10 часов.

Теория – 2 часа: Разбор нотного материала – 2 часа. 

Практика – 8 часов: Практическое разучивание произведений – 8 часов.

Тема 10: «Синтезированный блок» - 35 часов часов.

Теория – 12 часов: Механизмы взаимодействия голоса и инструмента– 2 часа. Ритм ансамбля– 2 часа. Стилистика ансамбля– 2 часа. Способы выразительности– 2 часа.

 

Практика – 23 часа: Разучивание примеров взаимодействия голоса и инструмента– 6 часов. Ритмические упражнения ансамбля– 5 часа. Упражнения на синхронность ансамбля– 6 часов. Способы выразительности– 6 часа.

 

Тема 9: « Концерты  и выступления» - 9 часов.

Теория – 2 часа: Беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене, его эмоциональный настрой, психологическая подготовка к выступлению – 2 часа.

Практика – 7 часов. Участие в концертах, мероприятиях – 7 часов.

 

                 Учебно-тематический план четвертого года обучения

Темы

Количество  часов

всего

теория

практика

1

Механизмы управления работой звукового аппарата

6

2

4

2

Игра на синтезаторе с элементами моделирования

6

2

4

3

Упражнения совершенствования вокальной техники

6

2

4

4

Развитие игрового аппарата

6

2

4

5

Вокальные произведения разных жанров

6

2

4

6

Изучение функционала синтезатора

6

2

4

7

Основы музыкальной грамоты

9

9

 

8

Функциональная характеристика      клавишного синтезатора                                     

6

2

4

9

Работа над репертуаром

10

2

8

10

Синтезированный блок

35

12

23

11

Конкурсы, концерты и выступления

9

 

9

Итого

105

34

106


 

Содержание программы четвертого года обучения

Тема 1: «Механизмы управления работой звукового аппарата» - 6 часов.

Теория 2 часа: Способы контроля работы голосового аппарата – 1 час. Способы контроля работы органов дыхания – 1час.

Практика 4 часа: Выполнение упражнений для управления работой звукового аппарата– 2 час. Соверщеннствование голосового аппарата -2 часа.

    Тема 2: «Игра на синтезаторе с элементами моделирования» - 6 часов.

Теория 2 часа: Общая характеристика элементов моделирования на клавишных синтезаторах – 1час. Модуляция – как основа импровизации – 1часа.

Практика 4 часа: Игра с применением модуляторов – 2 час. Упражнения на смену тональности -2 часа.

Тема 3: «Упражнения совершенствования вокальной техники» - 6 часов.

Теория 2 часа: Виды комбинированного исполнения– 1 час. Выразительные средства – 1час.

Практика 4 часа: Упражнения на технику легато – 2 часа. Упражнения на технику стокатто -2 часа.

 

Тема 4: «Развитие игрового аппарата» - 6 часов.

Теория 2 часа: Совершенствование игрового аппарата, как одного из элементов общей музыкальной выразительности – 1 час. Удобное расположение ученика за инструментом – основа правильной игры – 1час.

Практика 4 часа: Выполнение упражнений для общего правильного положения корпуса – 2 часа. Развитие игровой техники -2 часа.

Тема 5: «Вокальные произведения разных жанров» - 6 часов.

Теория  2 часа: Особенности исполнения песенного материала – 1 час. Понятие жанров вокального творчества – 1 час.

Практика 4 часа: Исполнение одного произведения в разных жанрах - 2 часа.  Исполнение разных произведений в одном жанре – 2 часа.

Тема 6: «Изучение функционала синтезатора» - 6 часов.

Теория  2 часа: Особенности управлениями функциями синтезатора – 1 час. Понятия режимов работы синтезатора – 1 час.

Практика 4 часа: Занятия для правой руки – 2 часа. Занятия для левой руки – 2 часа.

 

Тема 7: «Основы музыкальной грамоты» - 9 часов.

Теория – 9 часов: Сложные примеры альтерации – 2 часа. Длительности, метр, такт, затакт, размер, счёт – 1 час.  Музыкальный синтаксис – мотив, фраза, предложение – 1 час. Буквенное и цифровое обозначение нот, понятие  - мажор, минор – 1 час.  Запись аккордов– 2 часа. Название эффектов – 2 часа.

Тема 8:  «Функциональная характеристика клавишного синтезатора» - 6 часов.

Теория – 2 часа: Название и характерные особенности банков паттернов и голосов инструмента: Style, Tone – 1 час.  Главные клавиши управления: Family [<] [>], Select [<] [>], Start/Stop,  Sync Start – 1 час.

Практика – 4 часа: Выбор паттерна и голоса набором номера, клавишами Family, Select – 2 часа. Воспроизведение партии ударных при нажатии клавиши Start/Stop, взятие различных звуков в режиме Sync Start –2часа.

Тема 9: «Работа над репертуаром» - 10 часов.

Теория – 2 часа: Разбор нотного текста – 2 часа. 

Практика – 8 часов: Практическое разучивание произведений – 8 часов.

Тема 10: «Синтезированный блок» - 35 часов часов.

Теория – 12 часов: Механизмы взаимодействия голоса и инструмента– 2 часа. Ритм ансамбля– 2 часа. Стилистика ансамбля– 2 часа. Способы выразительности– 2 часа.

 

Практика – 23 часа: Разучивание простых примеров взаимодействия голоса и инструмента– 6 часов. Ритмические упражнения ансамбля– 5 часа. Упражнения на синхронность ансамбля– 6 часов. Способы выразительности– 6 часа.

 

Тема 9: « Концерты  и выступления» - 9 часов.

Теория – 2 часа: Беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене, его эмоциональный настрой, психологическая подготовка к выступлению – 2 часа.

Практика – 7 часов. Участие в концертах, мероприятиях – 7 часов.

 

6. Прогнозируемые  результаты

В результате прохождения программного материала обучающийся должен:

  • иметь представление о правильной работе органов дыхания и голосового аппарата:
  • иметь представление о правильном использовании дыхательных упражнений;
  • иметь четкое представление о здоровом образе жизни;
  • уметь правильно распеваться и настраивать функциональные возможности своего дыхательного и голосового аппарата перед занятиями или выступлениями;
  • иметь представление об устройстве синтезатора, практическом его применении;
  • свободно владеть основными музыкальными понятиями и терминами;
  • ориентироваться  в музыкальных стилях, направлениях и жанрах;
  • знать понятия ладовой и гармонической основы, буквенно-цифровые обозначения;
  • научиться свободно адаптироваться в различных условиях сценических выступлений, уверенно участвовать в концертах;
  • владеть панелью управления синтезатора;
  • уметь подбирать по слуху различные мелодии, а также, аккомпанемент к ним;
  • читать с листа;
  • уметь импровизировать;

  7. Критерии оценки (в соответствии с программными требованиями

по каждому этапу обучения):

  • уровень сложности музыкального произведения;
  • эмоциональность и образность исполнения;
  • развитость технических навыков музыкального исполнительства;
  • культура исполнения и поведения обучающихся во время выступления (внешний вид, собранность, посадка, отношение к слушателям);
  • постановка музыкально-исполнительского и вокального аппарата в соответствии с современными профессиональными требованиями;
  • соответствие репертуара возрасту воспитанника.

     7.1. Дополнительные критерии оценки игры в ансамбле:

  • сложность произведения;
  • взаимодействие обучающихся в процессе исполнения.

8. Условия реализации программы

9.1. Организационные  и материально-технические условия

Основная форма обучения – индивидуальные занятия – проводятся 3 раза  в неделю по одному академическому часу.

Требования к кабинету:

  • кабинет площадью 15-25 кв.м. с возможностью естественной вентиляции, с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническими нормам.

Мебель:

·  стол – 1;

·  стулья – не менее 2;

·  подставка для синтезатора – 1;

·  книжный шкаф – 1.

Оборудование и оснащение:

·  синтезатор;

·  подставки на стул и под ноги;

·  магнитофон, компьютер и (или) проигрыватель для прослушивания музыкальных записей;

·  грампластинки, видео- и аудиозаписи;

·  нотная литература;

  • руководство пользователя;

·  книги по музыке, справочные издания.

9.2. Организационно - административные условия:

· доступ в зал (для репетиций и проведения концертов, конкурсов и других    массовый мероприятий);

·  возможность организации просмотра видеозаписей;

·  технические условия для ксерокопирования необходимых нот и дидактических материалов.

 

 

 

 

 

10. Список литературы

  1. Будкина Е.М. Программа «Электронные музыкальные инструменты: синтезатор»
  2. Красильников И. Проблемы построения методики игры  на синтезаторе.     Искусство в школе. №2, №3. – М.,1996.
  3. Красильников И. Синтезатор на уроке? / Искусство в школе. №2. –– М., 1995.
  4. Красильников И.М.  Программа «Электронные музыкальные инструменты», 2001г.
  5. Красильников И.М., Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна: Феникс+, 2007 г.
  6. Красильников И.М. Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. – М.: Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию, 2002. – 55 с.
  7. Мухина В. Возрастная психология, М., 1998
  8. Пешняк В., Самоучитель игры на синтезаторе.
  9. Порунов А.В., Порунова И.В. Программа  «Клавишный синтезатор-предмет по выбору для учащихся фортепианного отделения»

Информация о работе Индивидуальная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Музыкальное развитие»