Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 07:41, практическая работа
Данная индивидуальная дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с областной целевой программой «Развитие образования Кировской области» на 2010-2015 годы. Ее реализация предполагает решение целого ряда приоритетных задач, среди которых и
развитие системы работы с талантливыми детьми и подростками, а также работа с детьми с ограниченными возможностями. Решение этих задач служит одним из двух оснований считать создание таких программ своевременным и целесообразным. Вторым основанием может послужить воплощение принципа доступности получения любого вида образования (в том числе и дополнительного) для всех категорий детей (в том числе и с ограниченными возможностями).
Воспитывающие:
Развивающие:
Программа предусматривает проведение занятий в форме индивидуального занятия педагог-воспитанник. Продолжительность занятий 1 академический час 45 минут, три раза в неделю. Темы чередуются по разделам:
- 1 занятие (вокально-дыхательный блок);
- 2 занятие (инструментально-двигательный блок);
- 3 занятие (синтезированный блок).
Практически все темы занятий (кроме сценических репетиций и работа с микрофоном), могут проводится как на базе образовательного учреждения, в специально оборудованном кабинете, так и на дому у воспитанника, в случае невозможности Клещниной Наташе приходить на занятия, но при состоянии ее здоровья позволяющем эти занятия проводить.
1.4. Основные этапы программы
Период обучения делится на три этапа:
I этап – 1 год обучения – начальное обучение, освоение первоначальных навыков.
II этап – 2-3 годы обучения – этап основного обучения.
III этап – 4 год обучения – этап совершенствования полученных навыков.
2.1. Форма занятий
Главная задача, стоящая перед современной музыкальной педагогикой – всестороннее комплексное воспитание обучающихся. Важную роль в этом процессе играет совершенствование преподавания на основе широкого использования методов и форм обучения, способствующих выработке навыков здоровьясбережения и развитию у детей интереса к музыке и пробуждению их творческих сил.
Формы воспитательной и музыкально-образовательной деятельности можно разделить на основные, дополнительные и формы самообразования обучающихся.
Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с воспитанником. Такая форма работы создаёт необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребёнка.
Методы и приемы, используемые на занятиях:
· наглядный: показ используемых специальных упражнений, исполнение музыки, наглядные пособия;
· словесный: беседа, объяснение, пояснение, указание и замечание;
· практический: систематические, последовательные, постоянные упражнения.
Общая структура занятий: Занятия всех блоков программы строится по следующему принципу: 10 минут – специальные упражнения на развитие органов дыхания и голосового аппарата (вокально-дыхательный блок), моторики рук и пальцевой координации (инструментально-двигательный блок), смешанных упражнений (синтезированный блок). 25 минут – основной образовательный блок (разбор учебных тем); разучивание произведений; вокальная работа; чтение с листа; музыкально-теоретический анализ; аранжировка, импровизация, сочинение. 10 минут - проверка домашнего задания, повторение, закрепление изученного а также релаксируещие технологии.
Занятия состоят из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений и последовательное возрастание трудности заданий. Учитывая индивидуальные способности, знания и умения обучающегося, прилежание и желание заниматься, возраст, уровень подготовки - необходимо осуществлять дифференцированный подход обучения. Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи, должен включать классическую, народную, современную музыку. Главным критерием подбора музыкальных произведений, помимо охвата наиболее значимых для развития музыкальной культуры обучающихся жанров и направлений, должна служить яркость музыкального материала, соответствие уровню развития музыкального мышления воспитанника и особенностям состояния здоровья.
Решение технических задач происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. Особенности работы голосового аппарата и органов дыхания детей с ограниченными возможностями нуждаются в тщательном анализе при подборе вокального материала для работы. Возможности клавишного синтезатора позволяют ознакомить воспитанников с музыкальными произведениями различных художественных стилей, способствующих всестороннему музыкальному развитию личности, его эстетического вкуса. Особенности клавишного механизма инструмента позволяет проводить более щадящую работу по развитию моторики рук и пальцевой координации.
Основными ступенями изучения художественного произведения является:
Приобретение исполнительского опыта и самое главное: социальная адаптация воспитанников в большей степени происходит во время выступлений обучающегося на концертах. Присутствие публики повышает ответственность воспитанника за исполнение. Праздничная, доброжелательная атмосфера настраивает его на хороший результат, на положительные эмоции и переживания, которые являются главным фактором, способствующим высокой эффективности воспитания и обучения.
Содержание деятельности педагога составляют реальные творческие поступки. Они проявляются в постоянном бережном отношении педагога к здоровью воспитанника и в создании им творческой ситуации на занятии, делающей невозможным обыденное отношение воспитанника к своему здоровью и к музыке.
Творческая ситуация на занятии включает в себя:
Творческая ситуация проявляется в установлении преимущественно диалогического общения. Диалог в педагогическом общении понимается как свободная заинтересованность педагога в мнении и инициативе воспитанника, т.е. во встречном движении педагогическим указаниям и предложениям.
Непременным условием подлинного педагогического творчества является знак ценностного отношения педагога к ребенку. В своей работе педагогу необходимо обращать внимание на психологическое состояние обучающегося, тем самым, обеспечивая социально - психологический комфорт на занятии.
2.4. Дополнительные формы работы.
К дополнительным формам работы относятся
- упражнения для органов дыхания и голосового аппарата (на основе некоторых элементов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой);
- упражнения для развития
- коллективные посещения концертов, музыкальных мероприятий, тематических экскурсий, участие в театрализованных представлениях, родительских собраниях.
Особое место отводится формированию умения обучающегося самостоятельно работать над музыкальным произведением. Выдающиеся музыканты-педагоги говорили что: «В области музыкального исполнительства учитель должен дать ученику основные общие положения, опираясь на которые последний сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно...» - Л.В.Николаев; «Что может сделать педагог? В лучшем случае — открыть дверь. Но ученик должен сам пройти через нее» - А. Шнабель. В этих высказываниях показана необходимость личностного способа отношения музыканта к произведению.
Задача педагога - научить ребенка самостоятельно работать над музыкальным произведением. Умение самостоятельно работать дома формируется у ребёнка с помощью педагога под его систематическим наблюдением. В этой связи первостепенное значение приобретает доступность и выполняемость домашнего задания.
Для реализации этого принципа необходимо учитывать следующее:
К самообразованию – самостоятельным занятиям обучающегося можно также отнести чтение книг, журналов о музыке и музыкантах, об искусстве; поиски в интернете информации о цифровой музыке; самостоятельное изучение инструкции пользователя к домашнему синтезатору.
3. Психолого-педагогические особенности каждого этапа обучения
I этап обучения – первый год обучения.
Начальное обучение включает в себя введение ребёнка в мир музыки, знакомство со средствами укрепления здоровья и художественного развития в доступной форме.
Именно в младшем школьном возрасте происходит художественно-эстетическое развитие детей. Дети этого возраста обычно очень интересуются пением, музыкой, игрой на детских музыкальных инструментах. В процессе музыкальных занятий у детей формируются определенные личностные установки, такие, как установка на выполнение определенных норм поведения, согласование своих действий с интересами коллектива.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов - восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Развитие этих процессов очень важно для обучения детей музыке, игре на музыкальных инструментах. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Ребёнка этого возраста отличает исключительная конкретность восприятия музыкальных образов, чуткость к вокальному звучанию мелодий, сосредоточение слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре, ритму и интонациям музыкальных произведениях.
II этап обучения - второй и третий года обучения.
На этом этапе обучения у ребёнка появляется способность к познанию музыки, сочетающем образно-эмоциональное и логически-смысловое её восприятие. Обучающиеся совершенствуют полученные на I этапе обучении практические умения и углубляют музыкальные знания.
Естественная для этого возраста попытка осмысления своего "Я" в бесконечном по времени, пространству, динамике страстей мире не может не найти отражения в творческой деятельности. Только в этом возрасте мировосприятие обучающегося может обеспечить ему незаимствованную, самостоятельную потребность высказать услышанное по-своему, выразить себя в сочинении другого человека, через его музыкальный взгляд на мир.
II этап формирует понятие особенностей музыкального языка: жанровый колорит, интонационно-ритмический рисунок, развитие основной темы, а также навыки самостоятельной работы. Совершенствуется работа воспитанника над аранжировкой, что способствует развитию музыкального воображения и мышления.
III этап обучения - четвертый год обучения
III этап является завершающим в процессе обучения, и часто, приходится на переходный возраст обучающихся. Требования к воспитаннику повышаются во много раз. Основной характеристикой данного этапа является психологическая готовность к самоопределению, стремление к самостоятельности, растущие потребности в общении и самоутверждении.
Задачей, стоящей перед педагогом на этом этапе, является организация процесса обучения таким образом, чтобы воспитанник в полной мере овладел знаниями и навыками здорового образа жизни; приобрёл хорошую музыкально-теоретическую базу; в дальнейшем расширял свой музыкальный кругозор; мог применить полученные практические и теоретические знания в разных видах музыкально-творческой деятельности. Что очень важно для формирования основ самостоятельной деятельности в сфере искусств после окончания школы. Повышенные требования в отношении качества домашней работы и степени самостоятельности её выполнения, способствуют формированию у обучающегося принципов объективной оценки своей деятельности и способов её коррекции.