Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 07:41, практическая работа
Данная индивидуальная дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с областной целевой программой «Развитие образования Кировской области» на 2010-2015 годы. Ее реализация предполагает решение целого ряда приоритетных задач, среди которых и
развитие системы работы с талантливыми детьми и подростками, а также работа с детьми с ограниченными возможностями. Решение этих задач служит одним из двух оснований считать создание таких программ своевременным и целесообразным. Вторым основанием может послужить воплощение принципа доступности получения любого вида образования (в том числе и дополнительного) для всех категорий детей (в том числе и с ограниченными возможностями).
10.Программа по классу специального фортепиано для Детских музыкальных школ, Алма-Ата, 1980.
11.Программы фортепиано
для учебных заведений
12.Рапецкая Лариса Викторовна. Образовательная программа по предмету синтезатор. Пермский край г. Добрянка, 2010 г.
13.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
14.Шнабель А. Моя жизнь и музыка // Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1967. Вып. 3. С. 63—193.Литература
15. Александрова Е.А., Алешина
М.В. Элементы индивидуализации
16. Бочкарева Т.В. Управление качеством образования через реализацию
индивидуальных образовательных программ.
17. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном
мире. М.: Наука, 2003. – С. 191-205.
18. Гершунский Б.С. Концепция
самореализации личности в
нования ценностей и целей образования //Педагогика – 2003.- № 8 – с.
9-13.
19. Логинова Л.Г. Сущность
результата дополнительного
тей. 2003
20. Материалы научно-практической конференции 3-5 июня 1997. Яро-
славль: ЯОЦДиЮ, 1997. С. 5-6.
21. Пискунова Е.В. Технология
построения индивидуального
тельного маршрута школьника как средство формирования готовности
к жизненному самоопределению.// Обновление школьных технологий
образования. - СПб, 2000.
22.Управление качеством образования./Под ред. М.М. Поташника. М.:
Педагогическое общество России, 2000. – С. 20.
23.Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учи-
теля. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000 – 320с.
24.Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования//Шк. тех-
нологии – 2000. – « 2 – с.53-66
11. Методические пособия и сборники
4. Кузьмичева Т.А. Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные клавиши. Учебное пособие для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
5. Кургузов С. Всемирно известные джазовые темы в переложении для синтезатора или фортепиано. Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 46, [1] с. – (Любимые мелодии).
6. Кургузов С. Школа игры на синтезаторе: учебно-методическое пособие, Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 88, (2) с.
7. Петренко Л.Е. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 1. М.: Музыка, 2002.
8. Петренко Л.Е. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 3. М.: Музыка, 2002.
9. Пешняк В., Самоучитель игры на синтезаторе.
10. Стрелецкий С. Популярный учебник игры на синтезаторе. Учебное пособие. – М.: Изд. В. Катанский, 2008.
11.Тимонин М.Ю. Простой и понятный самоучитель игры на синтезаторе. – Новосибирск: Арт-Сервис, 2006.
11. Интернет-ресурсы.
1. http://www.crsdod.ru/tema/
2. http://www.depedu.yar.ru:8101/
3. http://old.tspu.edu.ru/
12. Литература для детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Голосовые возможности детей.
Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте (нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и прочее. Нижний предел голоса можно установить путем исполнения постепенно нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения звуковысотного диапазона. Поющий ученик исполняет короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполняется беспрерывный восходящий звукоряд на гласный «а», например, по мажорной гамме. В результате измерения звуковысотного диапазона первым и вторым способами у одного и того же певца может быть установлен разный верхний предел голоса, так как первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй – на выявление границы натуральных регистров. Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где-то при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и необученный певец прекращает петь, так как ему кажется, что дальше он не может. Эту высоту, как правило, в диапазоне до второй октавы – фа второй октавы, и отмечают как верхний предел голоса. Если ребенку трудно спеть более высокий звук, значит, он использует динамику, еще не свойственную уровню развития его голоса, и, следовательно, допущена регистровая перегрузка. Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (то есть регистрового режима) является отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка. Каждый ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре. Тон не задается.
Певческое положение гортани в процессе пения
Значительное внимание уделяется свободному и низкому положению гортани. Ни в коем случае гортань не должна дергаться, подпрыгивать или «задираться» вверх. При задранной гортани звук получается некрасивый, резкий, напряженный; вдобавок пение на зажатой гортани вызывает ухудшение звука, «задранность» его на верхних нотах, тремоляцию. Кроме того, при «задранной» гортани невозможно добиться красивого звучания крайнего верха (у высоких голосов) или крайнего низа (у низких голосов), а злоупотребление подобным «приемом» может привести к полному исчезновению последних. При правильном вдохе гортань естественно опускается вниз. В таком положении она и должна оставаться на протяжении пения, независимо от громкости и высоты звука. Если гортань «подскочила» вверх или затряслась, значит, на связки легла двойная нагрузка. Если у ребенка во время пения задралась гортань, то надо напомнить ему о том, чтобы он расслабился и попробовал установить ее (гортань) обратно в певческое положение очень легким зевком, как в момент вдоха. Этого можно также достигнуть чисто механическим путем, просто немного опустить голову.Перед тем как начать петь, вдохните носом и полуоткрытым ртом, улыбнитесь мягкими глазами. У вас сразу сократятся мышцы лица, и звук будет ярким, близким. Чтобы не прыгала гортань, звук формируйте у корня языка, придерживая его мышцами, которые расположены около ноздрей. Улыбайтесь глазами!
Настройка певческих голосов детей.
При любом регистровом режиме работы гортани следует добиваться правильного звукообразования, то есть пения свободного, но в меру активного, без форсировки и излишнего напряжения, в близкой вокальной позиции, звонкого, слегка округлого. Настройка голоса на правильное звукообразование в любом регистровом режиме должна непременно идти в такой последовательности: легкое стаккато, переходящее в протяжный звук. При этом действует следующий физиологический механизм. Звуковой импульс стаккато органично приводит в движение на короткий миг вместе с голосовыми связками голосовые мышцы эластичного конуса, а затем наступает расслабление. Когда после толчка атаки звук переходит в кантилену на той же высоте тона, то при этом используется уже полученная форма согласованного движения различных мышечных групп звукообразующего участка гортани. Кроме того, стаккато само по себе активизирует опорно-мышечную дыхательную функцию, что обеспечивает равномерность выдоха воздуха, а также оптимальный уровень силы звука легато. Если сразу начать с протяжного звука, то при ненастроенном голосовом аппарате у певца голос зазвучит или вяло, или слишком напряженно по привычке от неправильного бытового пения и напряженной речи. Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и является отправной точкой для правильного звукообразования, как бы его зародышем. Начальный отрывистый звук, переведенный на последующее за ним протяжное звучание, даст положительный результат при формировании необходимых качеств певческого звука и кантилены.
Методы работы над певческим дыханием.
На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения. Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью рекомендуется несколько упражнений в определенной последовательности. Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2–3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно рекомендуется применять в работе с детским хором. Нередко в практике хоровой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.
Развитие артикуляционного аппарата.
Для освобождения нижней челюсти
используются распевания на слова: дай, май, бай.
Для активизации языка и губ поются упражнения
на слоги: бри, бра, брэ,
а также ля, ле и др. Если в речевом
произношении неударные гласные часто
изменяются (хобот – хобыт, пятачок
– пятачок), то в пении изменяется
только неударный «о», который переходит
в «а» (ок-но – акно, волна
– вална). В остальных случаях звук
не должен заменяться другим. Звонкие согласные,
находящиеся в конце слова, в пении переходят
в глухие: ослаб – аслап; клад
– кат; березка – береска; друг – друк.
Сочетание «тс» в пении произносится как
«ц»: детский – децкий;
скрываться – скрываца; светский – свецкий.
Окончания ся и сь в пении произносятся
твердо, как са. Окончания его и ого меняются
на ево и ово. Как и в речи,
в пении при произношении могут выпадать
отдельные буквы: честный – чесный;
солнце – сонце. «Ч» и «сч» в отдельных
словах могут произноситься соответственно
как «ш» и «щ»: что – што; счастье
– щастье. В пении существует правило
переноса согласных с конца слога одного
слова на начало другого. Например, фраза
«Вот мчится тройка почтовая» исполняется
так: «Во-тмчи-тца-тро-йка-по-что-
Вокально-певческая работа.
Певческая установка.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости. Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
– голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
– стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
– в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
– при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;
– сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
Распевание.
Занятия в студии обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
2) развитие вокальных
навыков с целью достижения
красоты и выразительности
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.
Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.