Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение соотношения особенностей общения и типов темперамента статуса у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1) дать определение темперамента, его типов и свойств относительно дошкольного возраста;
2) провести экспериментальное исследование на выявление особенностей общения дошкольников разного темперамента;
3) определение социометрического статуса дошкольников в группе.

Содержание работы

Введение
Раздел I. Темперамент ребенка
1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента
1.2 Психологическая характеристика типов темперамента
1.3 Ребенок в системе дошкольного воспитания
1.4 Педагогика и «завтрашний день» ребенка
Раздел II. Особенности темперамента ребенка
2.1 Развитие темперамента в дошкольном возрасте
2.2 Характеристика детей с разными типами темперамент
2.3 Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
2.4 Экспериментальное исследование особенностей общения дошкольников разного темперамента
Раздел III. Поведение ребенка в дошкольном учебном заведении
3.1 Адаптация в дошкольном учреждении
3.2 Типичные психологические проблемы детей-дошкольников
3.3 Практическая часть
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 94.96 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

филиал государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко» в г. Ижевске

 

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

«ИНДИВИДУАЛЬНО - ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель

к.п.н.Соловьев Г.Е.

Выполнил ст. 2 курса

«Логопедия»

Кудрявцева Олеся Валерьевна

 

 

 

 

Ижевск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Раздел I. Темперамент ребенка

1.1 Определение, понятие, компоненты  темперамента

1.2 Психологическая характеристика  типов темперамента

1.3 Ребенок в системе дошкольного  воспитания

1.4 Педагогика и «завтрашний день»  ребенка

Раздел II. Особенности темперамента ребенка

2.1 Развитие темперамента в дошкольном  возрасте

2.2 Характеристика детей с разными  типами темперамента

2.3 Учет свойств темперамента в  воспитательно-образовательной работе  с дошкольниками

2.4 Экспериментальное исследование  особенностей общения дошкольников  разного темперамента

Раздел III. Поведение ребенка в дошкольном учебном заведении

3.1 Адаптация в дошкольном учреждении

3.2 Типичные психологические проблемы  детей-дошкольников

3.3 Практическая часть

Выводы

Список  литературы 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс - взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств, зрелой личности. Дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

Причины исследования- серьёзны и актуальны, так как развитие благоприятного общения является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.

Вопросы о развитии личности ребенка в  детском саду, о формировании его  личностных качеств и психических  процессов, а также о том, насколько  комфортно чувствует он себя в  группе детского сада, очень важны  и актуальны, поскольку группа детского сада – это первое звено в системе  общественного воспитания и образования  детей. Здесь ребенок проводит 8-12 часов в день, т. е. треть своего детства. Не только от родителей, но и  от детского сада зависит то, насколько  ребенок окажется психологически подготовленным к школе. Поэтому изучение внутригрупповых  взаимоотношений, общения, совместной деятельности, влияния дошкольной группы на формирование личности детей, становление  отношений в детском коллективе и т.д. – важные и актуальные проблемы. Разработка всех этих вопросов представляет исключительный теоретический и  практический интерес.

Путь  психического развития ребенка определяется системой отношений между ним  и социальной действительностью  и зависит от реального места, которое маленький человек занимает в мире человеческих отношений. Приход ребенка в детский сад и  включение его в группу сверстников  существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого  в основном определялось связями  ребенок - взрослый. Теперь эти связи  дополняются отношениями ребенок-сверстник. Вне этих связей, уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного  детства. Кроме того, важна для  практики воспитания, разработка специальных  экспериментальных приемов, помогающих обнаружить систему скрытых избирательных  отношений в группе детского сада. В то же время психолого-педагогические исследования убедительно показывают важную роль общения со сверстниками в формировании личности ребенка  и его взаимоотношений с другими  детьми, необходимость знания того, какими должны быть контакты с ровесниками  у детей разного возраста и  что должно лежать в их основе. Недостаточная  разработанность этой важной научной  проблемы, а также нужды практики воспитания детей делают актуальным особенностей общения дошкольников разного темперамента, как для  понимания природы и особенности  коммуникативной деятельности с  ровесниками у детей разного  возраста, так и для разработки научно - обоснованных методов их воспитания.

Объект исследования – особенности общения в среднем дошкольном возрасте.

Предмет исследования – типы темперамента детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследования – изучение соотношения особенностей общения и типов темперамента статуса у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1) дать определение  темперамента, его типов и свойств  относительно дошкольного возраста;

2) провести экспериментальное  исследование на выявление особенностей  общения дошкольников разного  темперамента;

3) определение социометрического  статуса дошкольников в группе.

В настоящее время  внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего  детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент  физического, психического и нравственного  здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит  будущее ребенка. Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку  исключительно важно для его  развития. Также важны взаимоотношения  матери и отца. Любовь, с которой  мать вынашивает ребенка; мысли, связанные  с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают  влияние на развивающуюся психику  ребенка.

Ребенок максимально  нуждается во взрослом. Общение в  этот период должно носить эмоционально - положительный характер. Тем самым  у ребенка создается эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

РАЗДЕЛ I. ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА

1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПОНЯТИЕ, КОМПОНЕНТЫ  ТЕМПЕРАМЕНТА 

Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Темперамент - качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его  типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и  меланхолик.

Когда говорят о темпераменте, то имеют  в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной  впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем  не менее, темперамент и сегодня  остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический  фундамент, на котором формируется  личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению  с другими психическими особенностями  человека. Наиболее специфическая особенность  темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:

- регулируют динамику психической деятельности в целом;

- характеризуют особенности динамики  отдельных психических процессов;

- имеют устойчивый и постоянный  характер и сохраняются в развитии  на протяжении длительного отрезка  времени;

- находятся в строго закономерном  соотношении, характеризующем тип  темперамента;

- однозначно обусловлены общим  типом нервной системы.

Пользуясь определенными признаками, можно  с достаточной определенностью  отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Особое  значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который  обозначается как общая психическая  активность индивида. Сущность психической  активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней  действительности; конечно при этом направление, качество и уровень  реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений  и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.

К группе качеств, составляющих первый компонент  темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный компонент, ведущую  роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного аппарата). Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие как: быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим основным компонентом темперамента является “эмоциональность“, представляющая собой обширный комплекс свойств  и качеств, характеризующих особенности  возникновения, протекания и прекращения  разнообразных чувств, аффектов и  настроений. По сравнению с другими  составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик  “эмоциональности” выделяют впечатлительность. Импульсивность и эмоциональную  лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином “импульсивность” обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

Основные  компоненты темперамента образуют в  актах человеческого поведения  то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое  позволяет говорить о целостности  проявлений темперамента и дает возможность  относительно четко ограничить темперамент  от других психических образований  личности - ее направленности, характера. способностей и др.

Информация о работе Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста