Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение соотношения особенностей общения и типов темперамента статуса у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1) дать определение темперамента, его типов и свойств относительно дошкольного возраста;
2) провести экспериментальное исследование на выявление особенностей общения дошкольников разного темперамента;
3) определение социометрического статуса дошкольников в группе.

Содержание работы

Введение
Раздел I. Темперамент ребенка
1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента
1.2 Психологическая характеристика типов темперамента
1.3 Ребенок в системе дошкольного воспитания
1.4 Педагогика и «завтрашний день» ребенка
Раздел II. Особенности темперамента ребенка
2.1 Развитие темперамента в дошкольном возрасте
2.2 Характеристика детей с разными типами темперамент
2.3 Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
2.4 Экспериментальное исследование особенностей общения дошкольников разного темперамента
Раздел III. Поведение ребенка в дошкольном учебном заведении
3.1 Адаптация в дошкольном учреждении
3.2 Типичные психологические проблемы детей-дошкольников
3.3 Практическая часть
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 94.96 Кб (Скачать файл)

Ребенок может выполнять какие-то действия самостоятельно; другие, более сложные, — лишь с помощью взрослого. Вот  то, что ребенок может сделать  с помощью взрослого, и указывает  на «зону его ближайшего развития». (Подчеркнем, что речь идет не о «натаскивании» ребенка, не о слепом подражании —  ребенок выполняет задание не самостоятельно, но с помощью окружающих его взрослых и с пониманием того, что он делает.) Широта «зоны ближайшего развития» — показатель очень  важный, по нему мы можем судить, какой  «запас развития» есть у ребенка. Этот «запас развития» создается  обучением. Каждый новый шаг в  обучении использует имеющуюся у  ребенка «зону ближайшего развития»  и одиовременно создает новую. Мы учим ребенка говорить. При этом мы используем возможности его слухового и зрительного развития, возможности подражания взрослому и понимания. (Эти возможности тоже возникли в результате обучения, пусть не всегда заметного для нас, порой стихийного, но все-таки обучения.) В свою очередь, овладение речью рождает сдвиг в психическом развитии, создает новые возможности обучения — ведь сделалось возможным речевое общение, стали под влиянием речи более совершенными восприятие и мышление. Важно верно сориентированное, правильно построенное обучение. Обучение, которое ориентируется на уже завершенные циклы развития, воздействовать на сложившиеся, «затвердевшие» качества и свойства психики не может, и поэтому оно оказывается бездейственным с точки зрения общего развития ребенка...

Говоря  о том, что правильно поставленное обучение ведет за собой развитие, мы, разумеется, не можем забывать, что  существует, так сказать, нижняя граница  обучения — именно это имеют в  виду, когда говорят о бессмысленности  попыток обучить грамоте шестимесячного младенца. Но не менее важным оказывается  и существование верхней границы  обучения. На первый взгляд это может  показаться непонятным: если не считать  чисто хронологического отставания ребенка от сверстников, что же пагубного  в том, что обучение его тем  или иным умственным действиям начнется позже обычного? Но вот факты. Если ребенок до 3 лет по каким-то причинам не усвоил речь и обучение начинается только после этого срока, то обучение идет с гораздо большим трудом, дольше и без того успеха, который  дает оно в обычные сроки. Сама же задержка в развитии речи тяжело сказывается на общем росте психических  возможностей ребенка — у него задерживается развитие восприятия и мышления, не возникает ролевая  игра (свойственная, как вы помните, возрасту от 3 до 7 лет), не развивается  предметное рисование, т. е, способность  к изображению предметов...

Каждый  возраст отличается избирательной  повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Наш житейский  опыт и специальные наблюдения психологов говорят о том, что наибольших успехов в музыкальном развитии, в изучении языков, в некоторых  видах спорта (например, фигурном катании) достигают дети, обучение которых  началось довольно рано. Период развития детей- это мощный подъем жизнедеятельности и глубокая перестройка организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил.

Важно отметить, что даже когда ребенок  становится подростком, т.е. зрелым в  половом отношении, его духовное развитие еще далеко не завершено. Стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике и к технической новинке, желание быть на «равной ноге» с взрослыми, стремление к активной деятельности- созерцание- не удовлетворяет. Это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, особенно, если это имеет общественное значение, возраст кипучей деятельности, энергичных движений. Эти качества часто находят свое проявление в весьма неорганизованной форме.

Наряду  с этим, при правильном и твердом  руководстве коллектив детей  этого возраста уже способен организованно  и самостоятельно провести ряд общественных мероприятий. В этом отношении большая  роль принадлежит пионерской организации. Чувства дружбы и товарищества становятся более глубокими и стойкими. Значительные сдвиги замечаются в усвоении моральных  понятий и развитии их, под влиянием воспитательной работы школы и семьи.

В дошкольном возрасте намечаются первые контуры будущего характера человека, складываются те или иные привычные  способы и формы поведения. С  другой стороны, и в старшем школьном возрасте, возрасте ранней юности, продолжается весьма интенсивное формирование характера.

Смелость  и решительность может быстро сменится у ребенка робостью, застенчивостью, даже конфузливостью, которые, часто маскируются у него напускной грубостью (резкостью); неуверенность в себе, в своих силах периодически сменяется переоценкой своих сил и наоборот. Он то весел, подвижен и жаждет общения, то задумчив и замкнут (что, впрочем случается реже), то мягок, приветлив, ласков и нежен, то резок непочтителен. Без какой либо серьезной причины он может «сорваться», нагрубить, проявить придирчивость, заносчивость, нетерпимость, без каких – либо внешних поводов, глубокий, активный, действенный интерес к чему либо может временно уступить место вялости, апатии, равнодушию.

 
РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА

2.1 РАЗВИТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны  его динамических способностей.

Различия в темпераменте - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности. Общая активность личности складывается в интенсивности и объеме взаимодействия со средой; моторная - в темпе реакций, быстроте, ритме и общем количестве движений; речевая - в темпе речи и силе голоса; эмоциональность - в особенностях возникновения, протекания и разрешения эмоциональных состояний, а также в преобладающем знаке эмоций.

Физиологической основой темперамента считают тип  высшей нервной деятельности, который  определяется совокупностью основных свойств нервной системы. К ним  относятся сила, уравновешенность и  подвижность процессов возбуждения  и торможения.

Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при  удовлетворении биологических потребностей. У новорожденных в ответ на раздражитель наблюдается вздрагивание телом или только подрагивание век. При смене пеленок одни младенцы кричат, другие успокаиваются, одни интенсивно сосут, а другие вяло.

Различия реакций, которые  проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшие периоды  детства.

В раннем и дошкольном возрасте, в  связи с расширением сферы  жизнедеятельности, особенности свойств  темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая обусловлена следующими причинами:

Во-первых, общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики.

Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата.

В-третьих, специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента.

Но  уже в раннем детстве можно  выделить типические свойства. Общие  же особенности темперамента проявляются  очень рано и сохраняются без  значительных изменений до семи лет. Так, нервная система у детей  близка к слабому типу. Эта слабость проявляется в ее быстром истощении, пониженной работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, что  приводит к неадекватному поведению. О таком поведении говорят  тогда, когда сила реакций ребенка  не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное  замечание взрослого малыш плачет, выкрикивает обидные слова. Повышенная возбудимость является причиной того, что дети под влиянием эмоционально насыщенной ситуации на празднике, в  театре кричат, вскакивают со своих  мест, нарушают правила поведения. Эмоциональные  перегрузки приводят к разбалансированности поведения. Искусство педагога состоит  в том, чтобы защитить нервную  систему ребенка от перенапряжения, определив для него допустимую силу стимула.

Сниженная работоспособность ведет к быстрому утомлению. Причем оно наступает  скорее, если деятельность интересна, предполагает частую смену раздражителей, обилие новой информации, чересчур трудна или заведомо невыполнима, а  также протекает в слишком  многочисленной группе. Переутомление  наступает при чересчур сильной  и длительной концентрации внимания малыша на каком-либо одном виде деятельности: рисовании, рассматривании картинок. Внешне переутомление проявляется следующим образом: ребенок теряет интерес к работе, становится вялым, безынициативным, невнимательным. Его взгляд рассеян, а движения некоординированны. Взрослый, вовремя заметив признаки переутомления, дает возможность малышу отдохнуть или чередует разные виды деятельности, лучше умственную с практической. Он включается в деятельность ребенка и помогает ему быстрее ее завершить, а потом предлагает задание, требующее двигательной активности. Выносливость нервной системы, а вслед за ней и работоспособность возрастает в дошкольном детстве, достигая максимальной величины к 7-8 годам, а позже почти не меняется.

В первые семь лет жизни для детей  характерна слабость возбуждения и  торможения, что проявляется в  малой выносливости, быстром утомлении, быстром возникновении охранительного торможения, которое затормаживает  действия под влиянием раздражителя. Ребенок на физкультурном празднике  нарушает правила, вдруг перестает  слышать указания взрослого, участвовать  в общей деятельности. Такое поведение - сигнал воспитателю о том, что  нервная система малыша перегружена  и ему требуется отдых. Слабость торможения наиболее ярко наблюдается  в двух вариантах.

Первый - нарушение запретов. Малыш выхватывает  игрушку у товарища, залезает в  лужу, съедает чужую конфету, хотя знает, что этого нельзя делать. После  совершения проступка дошкольник обычно осуждает его. Подобная импульсивность поведения особенно выражена в раннем и младшем дошкольном возрасте. По мере взросления возникают сдерживающие психологические механизмы, связанные  с выполнением норм и правил поведения. Так, формируемые черты характера - дисциплинированность, организованность, ответственность - начинают влиять на свойства темперамента, и ребенок  сдерживает импульс.

Второй  вариант - слабость торможения. Это  преждевременные реакции, когда  при проведении эстафет, подвижных  игр малыш начинает действие, не дождавшись сигнала.

На  протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребенок  напоминает холерика. Неуравновешенность выражается в неустойчивости реакций, их изменчивости. У малыша снижен контроль за своими действиями, часто меняется настроение, он импульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем детстве. Изменение привычной обстановки приводит к ухудшению самочувствия, а заболевания - к разрушению сформированных культурно-гигиенических навыков. Ведь последние требуют постоянного подкрепления, чтобы стать устойчивыми.

2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ  ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Указанные выше особенности темперамента не у  всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические  свойства каждого типа наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента.

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый

У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Информация о работе Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста