Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение соотношения особенностей общения и типов темперамента статуса у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1) дать определение темперамента, его типов и свойств относительно дошкольного возраста;
2) провести экспериментальное исследование на выявление особенностей общения дошкольников разного темперамента;
3) определение социометрического статуса дошкольников в группе.

Содержание работы

Введение
Раздел I. Темперамент ребенка
1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента
1.2 Психологическая характеристика типов темперамента
1.3 Ребенок в системе дошкольного воспитания
1.4 Педагогика и «завтрашний день» ребенка
Раздел II. Особенности темперамента ребенка
2.1 Развитие темперамента в дошкольном возрасте
2.2 Характеристика детей с разными типами темперамент
2.3 Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
2.4 Экспериментальное исследование особенностей общения дошкольников разного темперамента
Раздел III. Поведение ребенка в дошкольном учебном заведении
3.1 Адаптация в дошкольном учреждении
3.2 Типичные психологические проблемы детей-дошкольников
3.3 Практическая часть
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 94.96 Кб (Скачать файл)

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.  

2.3 УЧЕТ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА  В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

 

Важность  учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование  свойств темперамента приводит к  развитию отрицательных черт у дошкольников, например у:

сангвиника - распыленности, разбросанности интересов;

холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;

флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии;

меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления  отрицательных черт у дошкольников.

У сангвиника следует формировать  устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать  от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Энергию холерика следует поддерживать и  направлять на полезные дела, ставить  перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться  с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные  эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать  активность и смелость.

В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.

В особой заботе воспитателя нуждаются  две группы детей - медлительные и  сверхподвижные. Первые характеризуются тем, что очень долго выполняют режимные процессы, задерживая остальных; с неохотой берутся за новое дело, с трудом включаются в подвижные игры и физические упражнения, да и то постоянно нарушают правила, неверно реагируют или слишком сконцентрированные, поэтому не слышат указаний, нередко рассеянны. Эти дети нуждаются в постоянной тренировке, без которой подвижность нервных процессов может быть снижена. Тренировка процесса торможения протекает по таким правилам (М.М.Кольцова):

- вхождение  в работу требует запаса времени,  спешка тормозит инертного ребенка;

- в  требованиях и указаниях используется  только спокойный, ровный тон,  ведь медлительность - свойство темперамента, поэтому малыш действует не  назло, а просто иначе не  может;

- любая  нагрузка дается на положительном  эмоциональном фоне, включает элемент  игры.

Повышенная  активность сверхподвижных детей определяется протеканием нервных процессов. Но от воспитания зависит, в какое русло она будет направлена и в какой степени проявится: как дезорганизующая или способствующая успешному развитию личности.

Возможны  два варианта воспитания такого ребенка:

1. Малыша одергивают, наказывают за  непоседливость, специально дают  задания, требующие чрезмерной  усидчивости: «Пусть привыкает». Но объективно ребенок выполнить  их не может и, выражая протест,  намеренно игнорирует указания  взрослых. Всевозможными способами  малыш стремится избежать выполнения требований. Его нервная система перевозбуждается. А в результате еще больше повышается двигательная активность.

2. Усиление  положительных и ослабление отрицательных  сторон в поведении ребенка.  Воспитателю следует помнить,  что нет плохих или хороших  свойств темперамента. Например, для  меланхолика характерен повышенный  уровень тревожности, который  связан с высокой чувствительностью  к разным раздражителям. Последняя  обусловливает излишнюю впечатлительность  и ранимость. Такие дети долго  и серьезно переживают неудачи,  что может приводить к неуверенности.  Но в то же время уровень  тревожности значим в жизни.  Особое место он занимает в  структуре эмоциональности. Тревожность  может стимулировать активность  и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.

В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.

В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального  стиля деятельности. Рассмотрим эту  тактику на примере познания. Здесь  индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной  и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у  других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других - размеренность. Такой ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.

Для взрослого очень важно учитывать  индивидуально-типологические особенности  саморегуляции деятельности и поведения детей. Свойства темперамента, присущие ребенку, влияют на отбор малышом соответствующих раздражителей. Одни ребята стремятся к новым впечатлениям, усиливают стимуляцию, другие избегают ее. Так, одни дети любят озвученные игрушки, другие отказываются от них. Одни с удовольствием включаются в подвижные игры, другие предпочитают спокойные, настольно-печатные. Задача воспитателя увидеть первоначальный уровень саморегуляции ребенка, вычленить ее положительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность, способствовать осознанию ребенком этих положительных сторон, то есть формировать у него произвольную саморегуляцию. Она позволит малышу самому преодолевать недостатки и усиливать положительные стороны свойств своего темперамента.

Подчеркнем, что главный принцип учета  индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности. 

2.4 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ  РАЗНОГО ТЕМПЕРАМЕНТА

Исследование типов  темперамента

Проведение  исследования: Типы темперамента детей  определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью  в течение дня. Наблюдения дополняются результатами с воспитателями и родителями. Обобщенные данные заносятся в таблицу и соотносятся с характеристикой типов темперамента.

2. Анкетирование родителей  с помощью анкеты

«Что  мешает Вашему ребенку?», позволяет  оценить поведение ребёнка всеми  членами семьи.

Желательно, чтобы на вопросы анкеты ответило как можно больше взрослых. В семье  это могут быть как родители ребенка, так и его бабушки, дедушки, старшие  братья и сестры, другие члены семьи, принимающие участие в воспитании малыша. Чем больше взрослых примет участие в анкетировании, тем  больше данных для анализа будет  у психолога.

При обработке экспертных оценок можно  выявить:

• наиболее актуальные проблемы развития каждого ребенка (критерии, набравшие  наибольшее количество баллов по всем экспертным оценкам);

• условия, способствующие проявлению эмоционально-личностных особенностей (при сравнении баллов, полученных по одному и тому же критерию в экспертных оценках членов семьи  и педагогов; например, может оказаться, что те или иные качества ребенка  проявляются только дома, значит, вероятно, этому способствуют семейные взаимоотношения, местом приложения коррекционных мероприятий  в таком случае становится семья. Или может наблюдаться обратная ситуация, когда проявлению этих особенностей способствует обстановка в детском саду;

• наиболее актуальные проблемы группы (сумма баллов по каждому критерию, набранных всеми детьми группы); эти данные помогут определить приоритеты в коррекционно-развивающей работе с данной группой при проведении фронтальных занятий;

• детей «группы риска» (дети, набравшие  наибольшие суммы баллов по всем критериям, во всех экспертных оценках);

• воспитанников, при взаимодействии с которыми у конкретных педагогов  могут возникнуть трудности (набравшие  наибольшее количество баллов в экспертной оценке педагога); такие данные могут  помочь в выборе индивидуального  подхода к ребенку. Тогда педагог, испытывающий наименьшие трудности  в общении с данным малышом, берет  на себя большую часть индивидуальной работы.

Метод социометрических измерений

Уже в средней группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные  отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства  детей, а другие - менее. Степень популярности ребёнка в группе ровесников имеет  большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий  путь личностного и социального  развития человека.

Положение детей в группе в психологии выявляются социометрическими методами, которые  позволяют выявить взаимные (невзаимные) избирательные предпочтения. Ребёнок  в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы. 

Социометрическая  техника применяется для диагностики  межличностных и межгрупповых отношений  в целях их изменения, улучшения  и совершенствования. Метод социометрии  относится к эффективным инструментам социально-психологического исследования малых групп и коллективов. Кроме  того, он выступает также и методом  изучения личности как элемента группы. Ценность социометрии повышается при  ее комплексировании с другими методами исследования личности и группы.

Термин  «социометрия» означает измерение  межличностных взаимоотношений  в группе. Основоположник социометрии  известный американский психиатр и  социальный психолог Дж. Морено. Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Социометрический тест позволяет, конечно, исследовать эти проблемы приблизительно и лишь с определенной степенью надежности. Однако, дополненные данными наблюдений и эксперимента, он выступает удобным средством для быстрого и технически достаточно простого проникновения во внутреннее строение группы. Одноактная социометрия дает лишь «срез», приблизительную «фотографию» групповой структуры, а многоактная ― характер ее изменения.

Информация о работе Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста