Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение соотношения особенностей общения и типов темперамента статуса у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1) дать определение темперамента, его типов и свойств относительно дошкольного возраста;
2) провести экспериментальное исследование на выявление особенностей общения дошкольников разного темперамента;
3) определение социометрического статуса дошкольников в группе.

Содержание работы

Введение
Раздел I. Темперамент ребенка
1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента
1.2 Психологическая характеристика типов темперамента
1.3 Ребенок в системе дошкольного воспитания
1.4 Педагогика и «завтрашний день» ребенка
Раздел II. Особенности темперамента ребенка
2.1 Развитие темперамента в дошкольном возрасте
2.2 Характеристика детей с разными типами темперамент
2.3 Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
2.4 Экспериментальное исследование особенностей общения дошкольников разного темперамента
Раздел III. Поведение ребенка в дошкольном учебном заведении
3.1 Адаптация в дошкольном учреждении
3.2 Типичные психологические проблемы детей-дошкольников
3.3 Практическая часть
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 94.96 Кб (Скачать файл)

Причины появления агрессии у детей могут  быть самыми разными. Возникновению  агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.

М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не проявляются (Мид. М. 1988).

На  становление агрессивного поведения  большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют  родители в ответ на проявление гнева  у ребенка. Как снисходительность, так и строгость родителей  могут вызывать агрессию у ребенка.

Е. Лютова и Г. Монина отмечают (Лютова Е. К., Монина Г. Б. 2002), что родители, резко  подавляющие агрессивность у  своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем  ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Если же родители вовсе  не обращают внимание на агрессивные реакции своего ребенка, то одиночные вспышки гнева у ребенка могут перерасти в привычку действовать агрессивно.

Агрессивные дети очень часто подозрительны  и насторожены. Как правило, такие  дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и  боятся окружающих, не замечая, что  сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных  детей недостаточно богат, в палитре  их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Выделяют  основные классификационные признаки агрессивного поведения детей: направленность агрессивных действий,

скрытость-открытость,

частота возникновения агрессии,

пространственно-ситуативные  признаки,

характер  психических действий,

степень социальной опасности.

Одним из главных факторов, провоцирующий  агрессивность у ребенка выделяют социально-бытовой (неблагоприятные  условия воспитания в семье; неадекватно-жесткий родительский контроль, враждебное или оскорбительное отношение к ребенку, супружеские конфликты, ситуации налаживания совместной деятельности и, провоцирующие конфликт и агрессивность и пр.).

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может  быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз  и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться  в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и  эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

4. Формирование неадекватной самооценки.

Самосознание  рассматривается как сложный  психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью  многочисленных образов самого себя в различных ситуациях деятельности и поведения; во всех формах воздействия  с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное  образование, в понятие своего собственного «Я», как субъекта, отличного от других субъектов.

Итогом  развития самосознания, согласно отечественным  исследованиям, является самооценка, представляющая собой относительно устойчивый его  компонент, в котором закрепляются результаты интегративной работы в  сфере самопознания и эмоционально-целостного отношения к себе. Исследователи  самооценки подчеркивают важную роль, которую она выполняет в психическом  развитии как регулятор взаимоотношения  субъекта с миром, с другими людьми, с самим собой. В результате многих исследований были выделены основные характеристики самооценки, такие как  устойчивость, высота, адекватность, дифференцированность и обоснованность.

Самооценка  детей старшего дошкольного возраста складывается постепенно, начиная с  познания ребенком пределов своих возможностей, благодаря рациональному соотношению  индивидуального опыта с той  информацией, которую они накапливают  в практике общения. Дошкольный возраст  характеризуется недостаточным  развитием когнитивного компонента самооценки, превалированием в образе себя эмоциональной составляющей. Самопознание ребенка основывается на отношении  к нему ближайших окружающих (главным  образом родители), на которых он ориентируется, с которыми идентифицирует себя. По мере интеллектуального развития ребенка преодолевается прямое принятие оценок взрослого, начинается процесс  опосредования их собственным знанием о себе. Соотношение когнитивного и эмоционального компонентов к концу дошкольного возраста несколько гармонизируется. При этом особенно важна благожелательная поддержка детской активности со стороны родителей, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию искаженного образа.

Низкая самооценка связана с попытками родителей сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению, когда в ребенке развивают умение подстраиваться под желания других людей, тем самым, добиваясь успешности. Это выражается в выполнении требований послушания, умении подстраиваться к другим людям, зависимости от взрослых в повседневной жизни, бесконфликтном взаимодействии со сверстниками. Дети, имеющие среднюю самооценку, воспитываются в семьях, где родители в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Необходимой предпосылкой формирования высокой самооценки выступает ярко выраженная установка родителей на принятие своего ребенка. Важная особенность таких родителей состоит в ясных, заранее установленных полномочиях по принятию решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности. Дети с высокой самооценкой ставят перед собой высокие цели и чаще добиваются успеха, они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела.

Важной  особенностью детей с высокой  самооценкой является то, что они  меньше заняты своими внутренними проблемами. Отсутствие застенчивости позволяет  им выражать свои мысли открыто и  прямо. Если родители внутренне принимают  ребенка, а отношения в семье  являются изначально здоровыми, то ценность ребенка для родителей выступает  не как его заслуга, а как нечто  само собой разумеющееся. Родителям  достаточно того, что это их ребенок. Они принимают его таким, какой  он есть, вне зависимости от его  умственных или физических данных. Так, основными предпосылками формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в  семейном воспитании, установка матери на принятие ребенка и уровень  собственной самооценки матери.

Кроме этого, формирование самооценки в связи  с возникновением внутреннего конфликта. У индивида существует две формы  самооценки, вытекающие из наличия  двух форм психической жизни: осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемый уровень самооценки формируется в возрасте до 4-5 лет и в дальнейшем не подвергается изменениям. Уровень самооценки, складывающийся под постоянным воздействием критики и самокритичности, под влиянием успехов и неудач, отражающий осознаваемый уровень «Я», постоянно колеблется в зависимости от ситуации, средовых воздействий, депривации, фрустрации и является фактически самооценкой «сегодняшнего дня». Субъект соглашается с объективной или субъективной, адекватной или неадекватной оценкой своей личности, но истинная самооценка, сложившаяся в период становления личности как ведущая установка на «Я-концепцию», не позволяет ему принять уровень «самооценки сегодняшнего дня», если он отличается от уровня истинной самооценки, обрекая его на сложный внутренний конфликт. Из этого конфликта вытекает сложное, «двойное» поведение субъекта. Индивид, «признав» свою несостоятельность, объективно продолжает действовать в направлении, «доказать всем», «показать себя». Из сдвоенной самооценки вытекает двойственность отношения к людям и событиям, к самому себе, что неизбежно влечет за собой нарушение психического развития. Итак, многими исследованиями показано, что составная часть внутриличностного конфликта состоит в искажении системы оценок и самооценок ребенка, большую роль в формировании которой играют родительские оценки.

Таким образом, формирование неадекватной самооценки оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка дошкольного  возраста. Р. Бернс (1986) подчеркивает: «Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым и был способен лучше адаптироваться и решать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о себе». 

ВЫВОДЫ

Как отмечалось ранее, темперамент отражает динамические аспекты протекания психических  процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, т.е. свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что свойства темперамента не изменяются вообще. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и  воспитания.

Динамическая  характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального  характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что  он делает, и к тем условиям, в  которых он находится. Темпы моей деятельности будут, очевидно, различными в том случае, когда направление ее вынужденно идет вразрез с моими склонностями, интересами, умениями и способностями, с особенностями моего характера, когда я чувствую себя в чужом мне окружении, и в том случае, когда я захвачен и увлечен содержанием моей работы и нахожусь в созвучной мне среде.

Живость, переходящая в игривую резвость или развязанность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Стиль эпохи, образ жизни определенных слоев обуславливает в известной мере и темпы, вообще динамические особенности поведения представителей этой эпохи и соответствующих слоев. Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей. Но, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляции указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно – производственной жизни, нравов, быта, приличий и т.п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка – хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического – на внутренний строй личности, на ее темперамент.

Таким образом, во всех своих проявлениях  темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержание жизни человека.

Поэтому следует помнить, что деление  людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются  черты разных темпераментов. Темперамент  может также изменяться и в  результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.

Поэтому «чистые» типы темперамента встречаются  относительно редко.

 

ЛИТЕРАТУРА 

 

1. Р.С. Немов «Общие основы психологии», Москва, 1994

2. Е.Н. Рогов «Психология человека»,  Москва, 1999

3. Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин «100 экзаменационных ответов по психологии»,  Ростов-на-Дону, 2000

4. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 2000.

5. Краткий словарь системы психологических  понятий /К.К.Платонов - М. Высшая  школа 1994.

6. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента, М., 2001

7. Немов Р.С. Психология (в трех книгах), книга 1, М., 1998.

8. Психология индивидуальных различий /под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 2002

9. Яковлева Н. Г. Психологическая  помощь дошкольнику. - СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002

10. Широкова Г.А.Справочник дошкольного  психолога. -Ростов н/Д,2004

11. Хобсон К. Ф. Мир входящему: развитие ребёнка и его отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих ценностей; 1992

12. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995

13. Томас А., Чесс С. Значение темперамента для психологической практики // Детство идеальное и настоящее /Под ред. Е.Р.Слободской. – Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1994

14. Степанова Г. Социальное развитие  дошкольника и его педагогическая  оценка в условиях детского  сада. // Дошкольное воспитание. 1999

15. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.  Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003

16. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003

17. Рогов Е. И. Настольная книга  практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996

18. Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2002

Информация о работе Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста