Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение соотношения особенностей общения и типов темперамента статуса у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1) дать определение темперамента, его типов и свойств относительно дошкольного возраста;
2) провести экспериментальное исследование на выявление особенностей общения дошкольников разного темперамента;
3) определение социометрического статуса дошкольников в группе.

Содержание работы

Введение
Раздел I. Темперамент ребенка
1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента
1.2 Психологическая характеристика типов темперамента
1.3 Ребенок в системе дошкольного воспитания
1.4 Педагогика и «завтрашний день» ребенка
Раздел II. Особенности темперамента ребенка
2.1 Развитие темперамента в дошкольном возрасте
2.2 Характеристика детей с разными типами темперамент
2.3 Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
2.4 Экспериментальное исследование особенностей общения дошкольников разного темперамента
Раздел III. Поведение ребенка в дошкольном учебном заведении
3.1 Адаптация в дошкольном учреждении
3.2 Типичные психологические проблемы детей-дошкольников
3.3 Практическая часть
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 94.96 Кб (Скачать файл)

Социометрические  исследования могут дать ценный материал для теоретической и практической разработки необходимых мероприятий  социального развития коллективов.

Только  с учетом групповых факторов может  быть выработана действительно научная  и эффективная система управления развитием и совершенствованием социальных отношений в коллективе. Социометрия позволяет в определенных отношениях изучить эти факторы  и тем самым внести посильную  лепту в решение задач прикладной и экспериментальной социальной психологии.

РАЗДЕЛ III. ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

3.1 АДАПТАЦИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

Вы  решили отдать своего ребенка в детский  садик или ясли: Но вот вопрос - как он сам воспримет то, что  мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с воспитателем и еще десятком других ребятишек, каждый из которых претендует на ее внимание?

Как вообще происходит эта самая адаптация  и что это, собственно говоря, такое?

Адаптация - это приспособление организма к  новой обстановке, а для ребенка  детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему.

Однако, можно отметить некоторые закономерности:

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок  не испытывает потребности общения  со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает  для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и  удовлетворяет потребность ребенка  в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку  сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку  сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми  людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется  в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации  ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях  приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы  в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более  болезненно реагируют на разлуку  с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи  указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан  в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. 

Таким образом, чем более развита эмоциональная  связь с матерью, тем труднее  будет проходить адаптация. К  сожалению, проблемы адаптации могут  преодолеть не все дети, что может  привести к развитию невроза у  ребенка.

Если  адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке  и нужно обратиться к специалисту.

По  наблюдениям психологов средний  срок адаптации в норме составляет:

В яслях - 7-10 дней;

В детском саду в 3 года - 2-3 недели;

В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.

Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует  на новую ситуацию, однако, есть и  общие черты.

Всегда  нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в  семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к  исключительному вниманию, неуверенные  в себе.

Хуже  остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем  такого ребенка, то начинает его еще  больше подстегивать, при этом эмоциональный  стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Если  Вы заметили, что у вашего ребенка  проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Значит ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и  обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты  в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что  осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому  не могут быть принятыми в группе.

Что тут можно порекомендовать?

Если  ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад  нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика

Если  ребенок - единственный в семье, часто  болеет, испытывает страхи, то его вхождение  в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в  группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению  и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

3.2 ТИПИЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ  ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ

Случаи  осложнения психического развития ребенка  старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических  проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию.

Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация  психологических проблем, возникающих  у детей (Венгер А. Л. 2001).

Выделяют:

1. Проблемы, связанные с умственным  развитием (неуспеваемость, плохая  память, нарушение внимания, трудности  в понимании учебного материала  и т.д.);

2. Поведенческие проблемы (неуправляемость,  грубость, лживость, агрессивность  и пр.);

3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная  возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность  и т.п.);

4. Проблемы общения (замкнутость,  неадекватные притязания на лидерство,  повышенная обидчивость и т.д.);

5. Неврологические  проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).

Психологические проблемы детей:

1. Тревожность.

В настоящее время изучению проблемы тревожности посвящено большое  количество работ отечественных  и зарубежных психологов.

Механизм  формирования тревожности как свойства личности заключается в том, что  «при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию этого состояния» Т.е. постоянные переживания тревоги  фиксируются и становятся свойством  личности – тревожностью.

Анализ  многочисленных определений и толкований феномена тревожности в психологической  литературе позволяет рассматривать  тревожность, тревогу и страх  как некое взаимосоставляющее единство. Понятие тревожности определяется: во-первых, как эмоциональное состояние в определенной ситуации; во-вторых, как устойчивое свойство, черта личности или темперамента; в-третьих, как некоторая тревожность, неизбежно проявляющаяся в то или иное время с различной периодичностью, свойственная любому человеку; в-четвертых, устойчиво сохраняющаяся, сильная хроническая или возникающая вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших стрессов и считающаяся проявлением эмоциональных нарушений. Так, в ряде работ главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями особенно с матерью.

Е. А. Савина утверждают, что «Отвержение, неприятие матерью ребенка, вызывают у него тревогу из-за невозможности  удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите» (Савина Е. А. 2003). Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей. Тем самым она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых и тревожащих ее опасностей. В результате ребенок может испытывать беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.

Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах  справится или справляется с  трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности.

Причиной  развития тревожности может стать  смена социальных отношений, часто  представляющая для ребенка значительные трудности. По мнению Л. М. Костиной, при  посещении ребенком детских учреждений тревожность провоцируется особенностями  взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного  стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок (Костина Л. М. 2006). Непоследовательность воспитателя вызывает тревожность  ребенка тем, что не дает ему возможность  прогнозировать собственное поведение.

Для каждого возрастного периода  существует определенные области, объекты  действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства  детей вне зависимости от наличия  реальной угрозы или тревожности  как устойчивого образования. Эти  возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. Чем больше подвержен ребенок тревоге, тем сильнее он будет зависеть от эмоционального состояния окружающих его лиц.

Большое значение в развитии тревожности  имеет адекватность развития личности ребенка. По результатам отечественных  исследований тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой и завышенным уровнем притязаний.

Итак, причины детской тревожности  могут иметь как генетические факторы развития, так и социальные (семья и общество).

2. Депрессивное настроение.

К настоящему времени доказано, что  депрессивное настроение может возникать  в любом возрастном периоде детства, начиная с младенчества. Депрессия  – аффективное состояние, характеризующееся  отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных  представлений и общей пассивностью представлений. Человек в состоянии  депрессии испытывает, прежде всего тяжелые мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние и др. Мотивы, волевая активность и самооценка снижены.

Депрессии у детей дошкольного возраста распознаются с большим трудом из-за обилия соматических расстройств, недовольно-ворчливого настроения, повышенной чувствительности, поведенческих расстройств.

В дошкольном возрасте депрессия характеризуется  признаками страха, моторными расстройствами, блеклостью инициативы, тенденцией к  изоляции, приступами немотивированного  плача, агрессивностью, а также усилением  типичных для данного возраста страхов (темноты, одиночества, боли, животных и пр.) и появлением повышенной тревожности. Нередко, помимо тоски, тревоги, страха и скуки, на первый план выступает  дисфорический фон настроения, при котором преобладает раздражительность с гневливостью, злобностью и агрессией.

Таким образом, характерными особенностями  депрессивного состояния у детей  дошкольного возраста являются превалирование тревожности и страхов, а также  тоскливого настроения и беспричинного  плача.

Сегодня, в рамках психологической науки, депрессивное состояние ребенка  дошкольного возраста выделяют как  отдельную психологическую проблему эмоционально-личностной сферы. Депрессивным состоянием ребенка называют патологическое снижение настроения и падение активности. Склонность к возникновению депрессии  определяется как депрессивная тенденция .

3. Агрессивность.

Исследованием агрессии занимались и занимаются многие отечественные и зарубежные психологи. И агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.

Информация о работе Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста