Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 10:13, статья
Информатизация общества - это реальность наших дней. Информационные технологии становятся необходимой частью современной культуры. В настоящее время ИКТ широко используется и в дошкольном образовании.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
(из опыта работы)
Аглямова И. Ф.
заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ «Детство» детский сад № 118
Информатизация общества - это реальность наших дней. Информационные технологии становятся необходимой частью современной культуры. В настоящее время ИКТ широко используется и в дошкольном образовании.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ в детском саду позволяет: моделировать различные ситуации и среды; активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике; способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, слуховой и эмоциональный; полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения; занятия - презентации вызывают большой интерес у детей, надолго привлекают внимание.
Использование информационно-коммуникационых технологий является неотъемлемой частью образовательного процесса нашего детского сада. В непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности педагога с детьми используются различного вида презентации, видеофильмы, тематические альбомы, схемы и модели, информационные листки, буклеты.
Изучение новой темы начинается с ознакомительных презентаций, видеофильмов. Обучающие презентации дают возможность детям рассмотреть сложный материал поэтапно, воспитателю выстроить объяснение логично, научно, с использованием видеофрагментов. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует привлечению внимания детей к изучаемому материалу.
Ряд занятий предполагает ознакомление детей с местами, недоступными для посещения дошкольниками. В этом случае используются презентации – виртуальные путешествия. Такие презентации дают возможность детям увидеть различные объекты и предметы, осуществить перемещение в пространстве и времени.
На этапе закрепления и обобщения знаний используются игровые презентации, презентации-викторины. Это позволяет детям в интересной форме проверить себя, а педагогу увидеть степень усвоения материала детьми и спланировать дальнейшую образовательную деятельность.
При ознакомлении детей с художественной литературой используются презентации видео-книги, литературные викторины. Слуховое восприятие детей подкрепляется наглядными художественными образами. Таким образом, произведения русских и зарубежных классиков становятся доступными для восприятия дошкольников.
Родители также являются полноправными участниками образовательного процесса. В работе с родителями используются презентации-знакомства, видеофильмы о жизни детей в детском саду, родительский интернет-клуб, наглядная информация, буклеты, фотоальбомы.
В начале учебного года в форме презентации проходит родительское собрание в младшей группе «Будем знакомы». На страницах презентации происходит знакомство родителей с детским садом.
Также в младшей группе используется просмотр видеороликов с записью непосредственно образовательной и игровой деятельности, различных режимных моментов. Это актуально в группах раннего возраста, так как родители детей раннего возраста тревожны, очень беспокоятся о детях. Это помогает родителям увидеть своего ребенка в новой обстановке, лучше узнать его.
На итоговых родительских собраниях в конце года, используются презентации, в которых воспитатель подробно рассказывается о жизни детей в течение года.
Учитывая, что современная российская семья является активным пользователем и участником различных интернет-сообществ, чатов, стало возможным расширение форм взаимодействия с семьей посредством электронных ресурсов и интернета.
Педагоги нашего детского сада организовали «Родительский интернет-клуб» в социальной сети. Преимущество использования социальных сетей в том, что родители получают возможность более свободного, неформального общения с педагогом. Родители в опосредованном режиме, в удобное для них время выбирают интересующие их рубрики, задают вопросы, общаются, выкладывают фотоальбомы.
Это позволяет доступным и увлекательным способом формировать у родителей интерес к жизни детей в детском саду, способствует установлению взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом, созданию комфортных условий в группе и детском саду. Родители оказываются вовлеченными в деятельность детского сада, эффективность взаимодействия с ними возрастает, что помогает решать поставленные задачи.
Таким образом, ИКТ мы рассматриваем как важную составляющую современного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Использование ИКТ позволяет модернизировать образовательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.