Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:30, курсовая работа
Цель исследования: охарактеризовать инновационные образовательные системы в России.
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
рассмотреть понятие об инновациях в образовании, их классификацию;
дать характеристику инновационным системам в образовательном процессе.
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава I.Понятие инноваций и инновационного процесса……………………………………………………………………………6
Основные понятия: «нововведение», «инновация» и их сущность……………………………………………..………………………..…...6
1.2.Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании………………………………………………………………………16
Глава II. Инновационные образовательные системы как фактор развития образования в 20 веке……………………………………………………………28
2.1. Предпосылки возникновения инновационных образовательных систем в России...…………………………………………………………………………..28
2.2 Реализация инновационных образовательных систем в России в 20 веке……………………………………………………... ………………………..41
Заключение………………………………………………………..……...............51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложение…………………………………………………………………........57
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I.Понятие инноваций и инновационного
процесса…………………………………………………………
1.2.Теоретико-методологические основания
инновационных процессов в образовании…………………………………………………
Глава II. Инновационные образовательные системы как фактор развития образования в 20 веке……………………………………………………………28
2.1. Предпосылки возникновения инновационных
образовательных систем в России...………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
В современной России
система образования непрерывно
развивается и для нее
Поиски решения педагогических
проблем инноватики связаны с
анализом имеющихся результатов исследования
сущности, структуры, классификации и
особенностей протекания инновационных
процессов в сфере образования.
Исследования инновационных процессов
в образовании выявили ряд теоретико-методологических
проблем: соотношение традиций и инноваций,
содержание и этапы инновационного цикла,
отношение к инновациям разных субъектов
образования, управление инновациями,
подготовка кадров, основания для критериев
оценки нового в образовании и др. Эти
проблемы нуждаются в осмыслении уже другого
уровня – методологического. Обоснование
методологических основ педагогической
инноватики не менее актуально, чем создание
самой инноватики. Педагогическая инноватика
является особым направлением методологических
исследований
На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.
Но просто создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Многие образовательные учреждения стали вводить новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно, развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», «инновационные технологии». Требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать, то есть как нужно правильно построить урок, какие инновационные процессы и технологии должны быть задействованы. Поэтому инициаторы нововведений вынуждены искать пути решения этих проблем.
Мы не считаем целесообразным механически переносить в область педагогики аппарат инноватики, который действует в экономике, предпринимательстве или производстве. Учитывая человекоориентированную сущность педагогики, мы определяем объект и предмет педагогической инноватики не в традиционном ключе «внешних воздействий» на обучаемых, а с позиции условий обновления их образования, происходящего с их участием. Это главный принцип, который мы предлагаем в качестве ориентира для построении теоретико-методологических оснований педагогической инноватики.
Опираясь на вышесказанное, под педагогической инноватикой мы будем понимать науку, изучающую природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования
Объект исследования: образовательная система.
Предмет исследования: инновационные процессы в образовании.
Цель исследования: охарактеризовать инновационные образовательные системы в России.
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
Методы исследования.
Теоретические методы: обобщение и систематизация
теоретического материала.
Практические методы: анализ литературных
источников (педагогических, психологических,
социологических), изучение передового
педагогического опыта.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Понятие инноваций и инновационного процесса
1.1 Основные понятия: «нововведение», «инновация»
В отечественной литературе
проблема инноваций долгое время
рассматривалась в системе
На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.
Активные исследования, направленные на построение теории инновационного развития в образовании, ведутся с 30-х гг. ХХ века, И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин "инновация", который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт "инновация" и сопряженные с ним термины "инновационный процесс", "инновационный потенциал" и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук. Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств посвящены работы: К. Ангеловски, Н.Р. Юсуфбековой, М.В. Кларина, О.Г. Хомерики, М.М. Поташника, А.В. Лоренсова, С.Д. Полякова, А. И. Пригожего и других. Харин А.А., и Майборода В.П. выявили различные аспекты исследования проблем образования как социального института во взаимодействии с другими социальными институтами общества. Исследователи Ж.Аллак, Р.Акофф, Ю.С.Борцов, Б.С.Гершунский, Э.Дюркгейм, Э.Д.Днепров, Ю. С. Колесников, Ф.Кумбс, В.Т.Лисовский. М.Н.Руткевич, Б.Саймон, Н.Смелзер, Ж.Т.Тощенко, В.Н.Турченко, В.Н.Шубкин и др. посвятили много работ инновационной проблематике в связи с разработкой стандартов и содержания образования в целом. Ряд важных аспектов инновационного развития образования раскрыт в работах И.В.Бестужева-Лады, Д.Р.Вахитова, С.Ю.Глазьева, В.С.Дудченко, В.И.Кондратьева. Н.И.Лапина. В.Я.Ляудис, А.И.Пригожина, Б.Твисс., Ю.Посталюк и др.
Словарь С.И.Ожегова даёт
следующее определение нового: новый
- впервые созданный или
Понятие «нововведение» означае
Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога[12; 48].
Как известно, инновация – это так же первое практическое применение нового научно-технического, организационно-экономического или производственного решения[14; 67].
В основание классификации инноваций можно положить определенные критерии, на основе которых она будет проводиться.
Первый критерий связан с областью, в которой осуществляются новшества.
Вторым критерием можно считать способ возникновения новаторского процесса, третьим – широту и глубину новаторских мероприятий, а четвертым – основу, на которой проявляются, возникают новшества.
По первому критерию, то есть в зависимости от того, в какой области, в каком секторе образования проводятся нововведения (что обновляется), можно выделить следующие инновации:
В зависимости от способа осуществления нововведений (второй критерий) их можно разделить на:
В зависимости от широты
и глубины новаторских
Существуют инновации, по-разному влияющие на продуктово–технологические и рыночные возможности: архитектурные, революционные и регулярные. На основе этих видов производственных инноваций могут быть сформированы соответствующие образовательные инновации. Архитектурные образовательные инновации приводят к устареванию существующих учебных процессов и образовательных продуктов, а также отмиранию традиционных рыночных связей. Такие нововведения возникли в результате крушения социалистической системы, что привело к введению принципиально новых учебных дисциплин, отмиранию традиционных рынков (рынков постсоветских республик). Революционные образовательные инновации определяют изменение продуктово–технологических возможностей, но сохранение рыночно-продуктовые связей. Например, многие крупные вузы при переходе к рынку коренным образом изменили учебные планы, ввели новые курсы, но сохранили при этом филиальную сеть и региональные рынки. Нишесоздающие образовательные инновации сохраняют продуктово–технологические возможности, но разрушают рыночно-потребительские связи. При этом возникают новые ниши на образовательных рынках. Регулярные образовательные инновации стабилизируют как продуктовые возможности, так и рыночные связи[2; 84].
В зависимости от объекта и предмета исследования инновации можно рассматривать:
В мировом педагогическом опыте под инновационными методами обучения понимают процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует процесс внесения изменений в существующую культуру, социальную среду и отмен на возникающую проблемную ситуацию. Понятие «инновация» относятся не просто к распространению и созданию новшеств, но и к изменениям в образе деятельности, стиле размышления.
Понятие «инновация» впервые было использовано в исследованиях культурологов в XIX в. и означало введение элементов одной культуры в другую. Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале XX в. экономистом И. Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем (1911 г.). Несколько позже, в 30-е гг., И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента «инновация» и сопряженные с ним термины «инновационный процесс», «инновационный потенциал» и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук[1; 47].
Информация о работе Инновационная деятельность в педагогической деятельности