Инновационная деятельность в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: охарактеризовать инновационные образовательные системы в России.
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
рассмотреть понятие об инновациях в образовании, их классификацию;
дать характеристику инновационным системам в образовательном процессе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...............3
Глава I.Понятие инноваций и инновационного процесса……………………………………………………………………………6
Основные понятия: «нововведение», «инновация» и их сущность……………………………………………..………………………..…...6
1.2.Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании………………………………………………………………………16
Глава II. Инновационные образовательные системы как фактор развития образования в 20 веке……………………………………………………………28
2.1. Предпосылки возникновения инновационных образовательных систем в России...…………………………………………………………………………..28
2.2 Реализация инновационных образовательных систем в России в 20 веке……………………………………………………... ………………………..41
Заключение………………………………………………………..……...............51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложение…………………………………………………………………........57

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 418.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...............3

Глава I.Понятие инноваций и инновационного процесса……………………………………………………………………………6

    1. Основные понятия: «нововведение», «инновация» и их сущность……………………………………………..………………………..…...6

1.2.Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании………………………………………………………………………16

Глава II. Инновационные образовательные системы как фактор развития образования в 20 веке……………………………………………………………28

2.1. Предпосылки возникновения инновационных образовательных систем в России...…………………………………………………………………………..28

2.2 Реализация инновационных образовательных систем в России в 20 веке……………………………………………………... ………………………..41

Заключение………………………………………………………..……...............51

Список литературы………………………………………………………………53

Приложение…………………………………………………………………........57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной России система образования непрерывно развивается и для нее характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный инновационный процесс охватил российскую систему образования в 1980-90-е годы. Вместо прежней единой и единообразной школы стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, школы разных профилей и направлений.

Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с  анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. 
Исследования инновационных процессов в образовании выявили ряд теоретико-методологических проблем: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении уже другого уровня – методологического. Обоснование методологических основ педагогической инноватики не менее актуально, чем создание самой инноватики. Педагогическая инноватика является особым направлением методологических исследований

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева,  В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

Но просто создать  педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Многие образовательные учреждения стали вводить новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно, развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», «инновационные технологии». Требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать, то есть как нужно правильно построить урок, какие инновационные процессы и технологии должны быть задействованы. Поэтому инициаторы нововведений вынуждены искать пути решения этих проблем.

Мы не считаем целесообразным механически переносить в область педагогики аппарат инноватики, который действует в экономике, предпринимательстве или производстве. Учитывая человекоориентированную сущность педагогики, мы определяем объект и предмет педагогической инноватики не в традиционном ключе «внешних воздействий» на обучаемых, а с позиции условий обновления их образования, происходящего с их участием. Это главный принцип, который мы предлагаем в качестве ориентира для построении теоретико-методологических оснований педагогической инноватики.

Опираясь на вышесказанное, под педагогической инноватикой  мы будем понимать науку, изучающую  природу, закономерности возникновения  и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и  будущего в отношении субъектов  образования

Объект исследования: образовательная система.

Предмет исследования: инновационные процессы в образовании.

Цель исследования: охарактеризовать инновационные образовательные системы в России.

Исходя из понимания  цели работы, сформулируем задачи исследования:

  1. рассмотреть понятие об инновациях в образовании, их классификацию;
  2. дать характеристику инновационным системам в образовательном процессе.

Методы исследования.  
 
Теоретические методы: обобщение и систематизация теоретического материала.  
 
Практические методы: анализ литературных источников (педагогических, психологических, социологических), изучение передового педагогического опыта.

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие инноваций и инновационного процесса

1.1 Основные понятия: «нововведение», «инновация»

В отечественной литературе проблема инноваций долгое время  рассматривалась в системе экономических  исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик  инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др. Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах  М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б  Пугачёвой, В. С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

Активные исследования, направленные на построение теории инновационного развития в образовании, ведутся с 30-х гг. ХХ века, И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин "инновация", который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт "инновация" и сопряженные с ним термины "инновационный процесс", "инновационный потенциал" и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук. Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств посвящены работы: К. Ангеловски, Н.Р. Юсуфбековой, М.В. Кларина, О.Г. Хомерики, М.М. Поташника, А.В. Лоренсова, С.Д. Полякова, А. И. Пригожего и других. Харин А.А., и Майборода В.П. выявили различные аспекты исследования проблем образования как социального института во взаимодействии с другими социальными институтами общества. Исследователи Ж.Аллак, Р.Акофф, Ю.С.Борцов, Б.С.Гершунский, Э.Дюркгейм, Э.Д.Днепров, Ю. С. Колесников, Ф.Кумбс, В.Т.Лисовский. М.Н.Руткевич, Б.Саймон, Н.Смелзер, Ж.Т.Тощенко, В.Н.Турченко, В.Н.Шубкин и др. посвятили много работ инновационной проблематике в связи с разработкой стандартов и содержания образования в целом. Ряд важных аспектов инновационного развития образования раскрыт в работах И.В.Бестужева-Лады, Д.Р.Вахитова, С.Ю.Глазьева, В.С.Дудченко, В.И.Кондратьева. Н.И.Лапина. В.Я.Ляудис, А.И.Пригожина, Б.Твисс., Ю.Посталюк и др.

Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.  Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового[22; 275].

Понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее[12; 105]. Слово «инновация» (от англ. innovation) по смыслу идентично слову «нововведение»; оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности[3; 32].

Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога[12; 48].

Как известно, инновация – это так же первое практическое применение нового научно-технического, организационно-экономического или производственного решения[14; 67].

В основание классификации  инноваций можно положить определенные критерии, на основе которых она  будет проводиться.

Первый критерий связан с областью, в которой осуществляются новшества.

Вторым критерием можно считать способ возникновения новаторского процесса, третьим – широту и глубину новаторских мероприятий, а четвертым – основу, на которой проявляются, возникают новшества.

По первому критерию, то есть в зависимости от того, в  какой области, в каком секторе образования проводятся нововведения (что обновляется), можно выделить следующие инновации:

  1. в содержании образования,
  2. в технологии,
  3. в организации,
  4. в системе и управлении,
  5. в образовательной экологии.

В зависимости от способа  осуществления нововведений (второй критерий) их можно разделить на:

  1. систематические, плановые, заранее задуманные;
  2. стихийные, спонтанные, случайные.

В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий  можно говорить о:

  1. массовых, крупных, глобальных, стратегических, систематических, радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и др.;
  2. частичных, малых, мелких и т.п.

Существуют инновации, по-разному влияющие на продуктово–технологические и рыночные возможности: архитектурные, революционные и регулярные. На основе этих видов производственных инноваций могут быть сформированы соответствующие образовательные инновации. Архитектурные образовательные инновации приводят к устареванию существующих учебных процессов и образовательных продуктов, а также отмиранию традиционных рыночных связей. Такие нововведения возникли в результате крушения социалистической системы, что привело к введению принципиально новых учебных дисциплин, отмиранию традиционных рынков (рынков постсоветских республик). Революционные образовательные инновации определяют изменение продуктово–технологических возможностей, но сохранение рыночно-продуктовые связей. Например, многие крупные вузы при переходе к рынку коренным образом изменили учебные планы, ввели новые курсы, но сохранили при этом филиальную сеть и региональные рынки. Нишесоздающие образовательные инновации сохраняют продуктово–технологические возможности, но разрушают рыночно-потребительские связи. При этом возникают новые ниши на образовательных рынках. Регулярные образовательные инновации стабилизируют как продуктовые возможности, так и рыночные связи[2; 84].

В зависимости от объекта  и предмета исследования инновации  можно рассматривать:

  1. как процесс (Б. Твисс, А. Койре, И.П. Пинингс, В. Раппопорт, Б. Санта, B.C. Кабаков, Г.М. Гвишиани, В.Л. Макаров и др.);
  2. как систему (Н.И. Лапин, Й. Шумпетер);
  3. как изменение (Ф. Валента, Ю.В. Яковец, Л. Водачек и др.);
  4. как результат (А. Левинсон, С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич) [30; 59].

В мировом педагогическом опыте под инновационными методами обучения понимают процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует процесс внесения изменений в существующую культуру, социальную среду и отмен на возникающую проблемную ситуацию. Понятие «инновация» относятся не просто к распространению и созданию новшеств, но и к изменениям в образе деятельности, стиле размышления.

Понятие «инновация»  впервые было использовано в исследованиях  культурологов в XIX в. и означало введение элементов одной культуры в другую. Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале XX в. экономистом И. Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем (1911 г.). Несколько позже, в 30-е гг., И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента «инновация» и сопряженные с ним термины «инновационный процесс», «инновационный потенциал» и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук[1; 47].

Информация о работе Инновационная деятельность в педагогической деятельности