Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:30, курсовая работа
Цель исследования: охарактеризовать инновационные образовательные системы в России.
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
рассмотреть понятие об инновациях в образовании, их классификацию;
дать характеристику инновационным системам в образовательном процессе.
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава I.Понятие инноваций и инновационного процесса……………………………………………………………………………6
Основные понятия: «нововведение», «инновация» и их сущность……………………………………………..………………………..…...6
1.2.Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании………………………………………………………………………16
Глава II. Инновационные образовательные системы как фактор развития образования в 20 веке……………………………………………………………28
2.1. Предпосылки возникновения инновационных образовательных систем в России...…………………………………………………………………………..28
2.2 Реализация инновационных образовательных систем в России в 20 веке……………………………………………………... ………………………..41
Заключение………………………………………………………..……...............51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложение…………………………………………………………………........57
Об инновациях в российской
образовательной системе
Как пишет Н.Ю. Посталюк, инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или "случайно открытыми'' в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания "инновации'' могут выступать:
Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук (А.А. Арламов), при использовании передового педагогического опыта (Я.С. Турбовский) [13; 125].
Анализируя педагогическую
литературу, Н.Ю. Посталюк предлагает следующую
классификацию инноваций-
1) В зависимости от
функциональных возможностей
2) В зависимости от
области реализации или
3) По масштабности
и социально-педагогической
4) По признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности[31; 206].
Разнообразие специфических условий, в том числе экономических, образовательных, организационных и других, в инновационной деятельности приводит к тому, что, несмотря на общность предмета инноваций, каждое ее внедрение обладает уникальностью. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и соответственно субъектов инновационной деятельности. Рассмотрим некоторые из них[4; 59].
Детальную и оригинальную типологию инноваций дал А.И. Пригожин (см. таблицу 1.2).
Таблица 1.2 Классификация инноваций по А.И. Пригожину[3; 75].
Признак классификации |
Вид инноваций |
1.Инновационный потенциал |
|
2.Источник инициативы |
|
3.Объем применения |
|
4.Особенности инновационного процесса |
|
5.Особенности механизма осуществления |
|
6.Принцип отношения к своему предшественнику |
|
7.Социальные последствия |
|
8.Тип новшества |
|
9.Эффективность (цели) |
|
Автор разделил понятия «инновация»
и «новшество». Новшество – это
предмет инновации. Новшества и
инновации имеют различные
Новшества – это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание; инновации – это зарождение, диффузии, рутинизация. [29; 27].
По характеру общественных целей различают инновации:
1.2.Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании
Понятие «инновации» тесно связано с понятием «инновационный процесс», под которым в свою очередь понимают последовательную цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение нововведения[24; 95].
Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени.
Как известно, различают
инновации-продукты и инновации-процессы.
В сфере образования инновация-
Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Учебно-воспитательный процесс как таковой, занимающий центральное место в образовательной деятельности, можно рассматривать как инновационный, так как его цель заключается в передаче молодым людям новых для них знаний, в формировании новых свойств личности[18; 11].
Инновационные процессы
в образовании необходимо рассматривать
в комплексе его социальной обусловленности.
Это предполагает: соответствие системы
образования комплексу
Совокупность научно-технически
Инновационные процессы должны осуществляться сегодня во всех образовательных структурах. Новые типы образовательных учреждений, систем управления, новые технологии и методики – это проявления огромного потенциала инновационных процессов. Грамотное и продуманное их осуществление способствует углублению в нём позитивных изменений. Вместе с тем, реализация нововведений на практике должна быть сопряжена с минимальными отрицательными последствиями. Поэтому внедрение инноваций в практику всегда предполагает подготовительный этап, включающий в себя моделирование, экспертные оценки, дальнейшую доработку и соотношение с последними достижениями в области образования[11; 140].
Таким образом, инновационный
процесс заключается в
Более подробную характеристику этапов развития инновационного процесса предлагает В.С. Лазарев, выделяя следующие действия: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. Совокупность всех этих этапов, с точки зрения В.С. Лазарева, образует единичный инновационный цикл[30; 151].
Инновационные процессы
в педагогике будут зависеть от реализации
четырех исследовательско-
Прикладные задачи инноватики – обоснование и систематизация новых направлений педагогических исследований. Среди них:
Инновационные процессы
ориентируются на системное, целостное,
междисциплинарное и комплексно
Инновационные процессы приобретают интернациональный характер: происходит своеобразная глобализация педагогических проблем; глобальные проблемы заставляют ставить новые и по-новому видеть старые педагогические проблемы.
Инновации на стыке комплекса наук – появление «междисциплинарных стыков». Отсюда – новые направления: педагогика воспитания в духе мира, педагогика творчества учащихся, педагогическая теория.
Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, – процесс коммерциализации технологий[16; 61].
Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.
Во-первых, как параллельно-
Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения.
В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного на практике образовательного проекта.
Информация о работе Инновационная деятельность в педагогической деятельности