Инновационная деятельность в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: охарактеризовать инновационные образовательные системы в России.
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
рассмотреть понятие об инновациях в образовании, их классификацию;
дать характеристику инновационным системам в образовательном процессе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...............3
Глава I.Понятие инноваций и инновационного процесса……………………………………………………………………………6
Основные понятия: «нововведение», «инновация» и их сущность……………………………………………..………………………..…...6
1.2.Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании………………………………………………………………………16
Глава II. Инновационные образовательные системы как фактор развития образования в 20 веке……………………………………………………………28
2.1. Предпосылки возникновения инновационных образовательных систем в России...…………………………………………………………………………..28
2.2 Реализация инновационных образовательных систем в России в 20 веке……………………………………………………... ………………………..41
Заключение………………………………………………………..……...............51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложение…………………………………………………………………........57

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 418.00 Кб (Скачать файл)

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов ХХ века, и до сих  пор этот феномен является одним  из самых неопределенных и неоднозначных  с позиций категориального аппарата педагогики. Как отмечает Н.Ю. Посталюк, именно в 80-е годы в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования. Термины «инновация в образовании» и «педагогическая инновация», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой. В ее работах педагогическая инноватика рассматривается как особая самостоятельная отрасль педагогической науки, имеющая собственный оригинальный объект, предмет и методы исследования. Она выделяет неологические, аксиологические и праксиологические характеристики такого сложного и многоаспектного понятия как «педагогическая инновация». В контексте образовательной деятельности инновация предполагает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию педагогического процесса[18; 34].

Как пишет Н.Ю. Посталюк, инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или "случайно открытыми'' в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания "инновации'' могут выступать:

  1. научно-теоретическое знание определенной новизны (В.М. Полонский);
  2. новые эффективные образовательные технологии (В.Л. Беспалько, В.В. Сериков);
  3. выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению (Н.Л. Гузик) [31; 186].

Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук (А.А. Арламов), при использовании передового педагогического опыта (Я.С. Турбовский) [13; 125].

Анализируя педагогическую литературу, Н.Ю. Посталюк предлагает следующую  классификацию инноваций-нововведений.

1) В зависимости от  функциональных возможностей все  педагогические нововведения можно  разделить на:

  1. нововведения-условия, обеспечивающие эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.);
  2. нововведения-продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.);
  3. оргуправленческие нововведения (качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

2) В зависимости от  области реализации или внедрения  инновации могут быть:

  1. в содержании образования;
  2. в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы;
  3. в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т. д.

3) По масштабности  и социально-педагогической значимости  можно выделить инновации: федеральные,  региональные и субрегиональные  или локальные, предназначенные  для образовательных учреждений определенного типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

4) По признаку интенсивности  инновационного изменения или уровню инновационности[31; 206].

Разнообразие специфических условий, в том числе экономических, образовательных, организационных и других, в инновационной деятельности приводит к тому, что, несмотря на общность предмета инноваций, каждое ее внедрение обладает уникальностью. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и соответственно субъектов инновационной деятельности. Рассмотрим некоторые из них[4; 59].

Детальную и оригинальную типологию инноваций дал А.И. Пригожин (см. таблицу 1.2).

Таблица 1.2 Классификация инноваций по А.И. Пригожину[3; 75].

Признак классификации

Вид инноваций

1.Инновационный потенциал

  1. радикальные (базовые);
  2. комбинаторные (использование различных сочетаний);
  3. модифицирующие (улучшающие, дополняющие)

2.Источник инициативы

  1. прямой социальный заказ;
  2. в результате изобретения

3.Объем применения

  1. точечные (узкие);
  2. системные (технологические, организационные и т.п.);
  3. стратегические (принципы управления)

4.Особенности инновационного  процесса

  1. внутриорганизационные;
  2. межорганизационные

5.Особенности механизма  осуществления

  1. единичные (на один объект);
  2. диффузные (на многие объекты);
  3. завершенные и незавершенные;
  4. успешные и неуспешные

6.Принцип отношения  к своему предшественнику

  1. замещающие (вместо устаревшего);
  2. отменяющие (исключают выполнение операций);
  3. возвратные (к предшественнику);
  4. открывающие (новые, не имеющие аналогов)

7.Социальные последствия

  1. вызывающие социальные издержки;
  2. новые виды монотонного труда;
  3. вредные условия и т.п.

8.Тип новшества

  1. материально-технические (техника, технология, материалы);
  2. социальные;
  3. экономические;
  4. организационно-управленческие;
  5. правовые;
  6. педагогические

9.Эффективность (цели)

  1. эффективность производства;
  2. эффективность управления;
  3. улучшение условий труда и т.д.

 
Автор разделил понятия «инновация»  и «новшество». Новшество – это  предмет инновации. Новшества и  инновации имеют различные жизненные  циклы.

Новшества – это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание; инновации – это зарождение, диффузии, рутинизация. [29; 27].

По характеру общественных целей различают инновации:

  1. экономические, ориентированные на прибыль (производство лекарственных препаратов на экспорт и др.);
  2. экономические, не ориентированные на прибыль (экологические и др.);
  3. специальные (военные, здравоохранение, образование и др.) [34; 64].

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании

Понятие «инновации»  тесно связано с понятием «инновационный процесс», под которым в свою очередь  понимают последовательную цепь событий  от новой идеи до ее реализации в  конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение нововведения[24; 95].

Инновационные процессы в образовании стали сегодня  неотъемлемой частью общественного  развития как главного требования времени.

Как известно, различают  инновации-продукты и инновации-процессы. В сфере образования инновация-продукт  – это новый образовательный продукт, вышедший на рынок и включенный в процесс оказания услуги, то есть речь идет о реализованном в виде услуги продукте. Образовательный продукт, разработка которого завершена, но который еще не используется потребителем не может считаться инновацией. Инновацию-процесс можно рассматривать как усовершенствование, уменьшающее стоимость образовательной услуги[24;75].

Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Учебно-воспитательный процесс как таковой, занимающий центральное место в образовательной деятельности, можно рассматривать как инновационный, так как его цель заключается в передаче молодым людям новых для них знаний, в формировании новых свойств личности[18; 11].

Инновационные процессы в образовании необходимо рассматривать  в комплексе его социальной обусловленности. Это предполагает: соответствие системы  образования комплексу жизненных  социальных потребностей; внутреннюю согласованность её частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность образования на прогрессивное развитие общества; наличие у молодых людей потребности в образовании, её социальную направленность[20; 86].

Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно определить как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом[12; 74].

Инновационные процессы должны осуществляться сегодня во всех образовательных структурах. Новые типы образовательных учреждений, систем управления, новые технологии и методики – это проявления огромного потенциала инновационных процессов. Грамотное и продуманное их осуществление способствует углублению в нём позитивных изменений. Вместе с тем, реализация нововведений на практике должна быть сопряжена с минимальными отрицательными последствиями. Поэтому внедрение инноваций в практику всегда предполагает подготовительный этап, включающий в себя моделирование, экспертные оценки, дальнейшую доработку и соотношение с последними достижениями в области образования[11; 140].

Таким образом, инновационный  процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации  нового. Он представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс, в наиболее общем виде, рассматривается как развитие трех основных этапов: генерирование идеи (в определенном случае научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально – педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Более подробную характеристику этапов развития инновационного процесса предлагает В.С. Лазарев, выделяя следующие  действия: определение потребности  в изменениях; сбор информации и  анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. Совокупность всех этих этапов, с точки зрения В.С. Лазарева, образует единичный инновационный цикл[30; 151].

Инновационные процессы в педагогике будут зависеть от реализации четырех исследовательско-практических проектов:

  1. Перестройки педагогической науки на основе разработки и внедрения концепции нового этапа ее развития;
  2. Преобразования практики на основе создания и внедрения педагогической теории нашего времени вплоть до прикладных и разработочных ровней для всех звеньев системы непрерывного образования;
  3. Коренного обновления логики и методов педагогических исследований с преимущественной ориентацией их на поисковые и фундаментальные исследования и с опорой на широкомасшатбный педагогический эксперимент;
  4. Обоснования и отработки эффективных механизмов соединения исследовательского процесса и процесса преобразования педагогической практики (развитие таких форм связи теории и практики, как научно-школьные объединения, школы-лаборатории и др.) [32; 26].

Прикладные задачи инноватики – обоснование и систематизация новых направлений педагогических исследований. Среди них:

  1. педагогическая теория нашего времени: как система идей и принципов организации в условиях обновления общества, системы образования и формирования нового типа личности; как стратегическое направление развития педагогической науки;
  2. педагогика творчества, изучающая вопросы формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе и вне его;
  3. педагогическая терапия в системе профилактической и компенсаторной педагогики, педагогики пограничных состояний и экстремальных ситуаций;
  4. педагогика мира, изучающая влияние глобальных проблем человечества на воспитание и нацеленная на воспитание мышления, новой морали и новой психологии, отвечающих реальностям ядерно-космической эры;
  5. теория воспитательных систем, систематизирующая интегративные процессы обучения и воспитания, закономерности объединения социальных и педагогических факторов воспитания .

Инновационные процессы ориентируются на системное, целостное, междисциплинарное и комплексное изучение и изменение действительности. Инициатива переходит к исследователю нового типа – педагогу-экспериментатору-практику (в науке) и учителю-исследователю (в практике) [19; 114].

Инновационные процессы приобретают интернациональный  характер: происходит своеобразная глобализация педагогических проблем; глобальные проблемы заставляют ставить новые и по-новому видеть старые педагогические проблемы.

Инновации на стыке комплекса  наук – появление «междисциплинарных стыков». Отсюда – новые направления: педагогика воспитания в духе мира, педагогика творчества учащихся, педагогическая теория.

Инновационный процесс  можно определить как процесс  последовательного превращения  идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, – процесс коммерциализации технологий[16; 61].

Инновационный процесс  может быть рассмотрен с различных  позиций и с разной степенью детализации.

Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности.

Во-вторых, как временные  этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения.

В-третьих, как процесс  финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного на практике образовательного проекта.

Информация о работе Инновационная деятельность в педагогической деятельности