Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Ребенок испытывает пускай и положительный, но все же стресс, шагая в школу в первый раз. Он робко улыбается, но беспокойство все равно дает о себе знать. Мамы волнуются, первая учительница переживает: «Справится ли малыш со всеми трудностями, что возникнут на его пути?..» Первый раз в первый класс... Как часто повторяется эта фраза в начале учебного года! Но готов ли ребёнок не только перешагнуть порог школы, но и в дальнейшем успешно учиться? Каковы критерии школьной готовности (как говорят еще «школьной зрелости»).

Файлы: 1 файл

Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению.docx

— 337.68 Кб (Скачать файл)

Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению 

                          

Ребенок испытывает пускай и  положительный, но все же стресс, шагая в школу в первый раз. Он робко улыбается, но беспокойство все равно дает о себе знать. Мамы волнуются, первая учительница переживает: «Справится ли малыш со всеми трудностями, что возникнут на его  пути?..» Первый раз в первый класс...  Как часто повторяется эта фраза в начале учебного года! Но готов ли ребёнок не только перешагнуть порог школы, но и в дальнейшем успешно учиться? Каковы критерии школьной готовности (как говорят еще «школьной зрелости»).

Этот вопрос не нов! Проблеме школьной готовности посвящено немало публикаций, да и книг по этой проблеме написано много. Но почему-то вопрос до сих пор остаётся открытым — нет  единой точки зрения. Согласитесь, по сути, мы имеем дело с казусом: если есть образовательный стандарт, то почему нет единого подхода к  изучению готовности его усвоения?

Вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности, вопросы воспитания. Именно поэтому  остро стоит проблема готовности ребёнка к школьному обучению. Длительное время считалось, что  критерием готовности ребёнка к  обучению является уровень его умственного  развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По его мнению, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному  обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.      

  В последние годы изменения в   социально-экономических и культурных условиях жизни общества привели к тому, что возросло количество детей недостаточно готовых к школьному обучению. Причины возникновения этой проблемы различны: неблагополучие семьи (отсутствие у детей чувства комфортности  в семье, взрослых мало интересуют занятия и увлечения ребенка, отсутствие должного воспитания), недостаточный материальный уровень жизни семьи (дети не посещают детский сад), взаимоотношения с внешним миром.

Актуальность  проблемы готовности ребенка к школьному обучению приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин Ребенок, поступающий в школу должен быть готов к школьному обучению, т.е. соответствовать тому уровню физического, психического и социального развития, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Но в настоящее время в реальной школьной практике возрастает количество детей, которые испытывают трудности в учебе, затруднения в общении с одноклассниками и педагогом. И все это отрицательно сказывается  на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. 

Следовательно, возникают  противоречия:

- между достигнутым уровнем  психологической готовности к  школьному обучению отдельных  категорий детей, с одной стороны,  и требованиями к  уровню их интеллектуального развития в современных условиях модернизации российского образования – с другой;

-   между образовательным стандартом, с одной стороны, и готовностью его усвоения, - с другой;

— между  готовностью ребенка к систематическому обучению в школе  и уровнем его «школьной зрелости».

Цель исследования: определение уровня психологической готовности к школьному обучению детей 6,5-7лет.

психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного  обучения. 

Объект исследования: функциональное и психическое развитие ребенка.

Предмет исследования: уровень интеллектуальной готовности к обучению

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что определение уровня готовности к школьному обучению позволит выделить факторы риска  в развитии отдельного ребенка, и   на их основе разработать оптимальную систему работы с учетом особенностей этого ребенка. 

   Для  достижения цели и проверки гипотезы  в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать  теоретический материал по данной  проблеме;

2. Подобрать методики для  исследования;

3. Определить уровень «школьной  зрелости» детей 6,5-7лет;

4. Сделать выводы и сравнить  результаты;

5. Разработать практические  рекомендации  для педагогов по использованию данных исследования в педагогической практике.

Для  решения  поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- метод анализа литературы;

-  метод наблюдения;

- метод анкетирования;

- метод тестирования;

Методологические основы исследования по: Н.Семаго,М.Семаго

База исследования:

Исследование проходило  на базе  МОУ СОШ № 1 г.Петровск-Забайкальского Забайкальского края.Выборка составила 20  детей, обучающихся в первом классе    в возрасте 6,5-7лет.  Из них мальчиков 13, девочек 7.

Практическая  значимость  работы заключается                                                                                                                                                 в  том,  что данное исследование и практические рекомендации могут быть использованы в работе педагогов, работающих с детьми данного возраста.

Глава1.

Теоретические основы проблемы исследования интеллектуальной готовности детей к школе

Понятие о школьной зрелости.  

     Школьное обучение — один из серьёзнейших этапов в жизни ребёнка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при прибли жающемся поступлении в школу. Некоторые родители, воспитатели, да и сами дети воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь дошкольный период жизни. Такая оценка событий, пожалуй, не лишена смысла, так как для обучения в школе ребенку понадобится все то, что он приобрел за период дошкольного детства. Многим первоклассникам совсем не просто выполнять школьные требования, для этого им необходимо значительное напряжение. Поэтому важно заранее, еще до начала школьного обучения, выяснить, насколько психические возможности ребенка соответствуют требованиям школы.

Именно знание особенностей ребенка на определенном этапе развития дает материал для выработки средств  и методом эффективного педагогического  воздействия.

В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого  и четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости".

А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками".

И.Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении". 

Бесспорно, чем лучше готов  организм ребенка ко всем изменениям, связанных с началом обучения в школе, к трудностям, которые  неизбежны, тем легче он их преодолевает, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления к школе.

Проблема готовности к  школе возникла несколько десятилетий  назад (вернее была сформулирована как  проблема, а существовала-то, наверное, всегда) в связи с изменением (снижением) сроков начала систематического обучения. Возникла эта проблема не только в  нашей стране, но и практически  во всех странах Европы. Тогда и  начали определять, в каком возрасте лучше начинать  обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на здоровье.

Ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики подключились к исследованиям. Необходимо было определить возможные трудности, найти оптимальные  сроки (возраст), когда ребенку можно  идти в школу, более рациональные и оптимальные формы и методы обучения.

Предлагалось немало способов определения готовности ребенка  к обучению (как говорили  определение «школьной зрелости»). Одни ученые и специалисты считали достаточным критерием достижение определенной степени морфологического развития (например, смена молочных зубов), другие связывали готовность непременно с умственным развитием, третьи считали необходимым условием определенный уровень психического, и, прежде всего личностного развития. Как показало многолетнее изучение этой проблемы, готовность ребенка к школе определяется его физическим и психически развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, т.е. имеет значение весь комплекс факторов. Поэтому и принято считать, что готовность к школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению состояния здоровья ребенка.

На сегодняшний день практически  общепризнанно, что готовность к  школьному обучению – многокомпонентное  образование, которое требует комплексных  психологических исследований.

Проблема готовности ребенка  к началу школьного обучения рассматривалась  и другими зарубежными авторами. В отечественной психологии эта  тема опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С.Выготского, Л.И.Божович, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. Длительное время считалось, что критерием готовности ребёнка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По его мнению, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному  обучению как комплексу качеств, образую щих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены  ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых  игр учебной деятельности. Такой  подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Аналогичные взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных  качеств детской личности, включая  особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической  деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д." 

Научные исследования доказали, что начинать учебу в школе  могут  дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т.е. «школьной зрелостью». Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского [5,с.44] [13,с.212] Так Л.И. Божович (1968) выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы  учения, или мотивы, связанные «с  потребностями ребенка в общении  с другими людьми, в их оценке  и одобрении, с желаниями ученика  занять определенное место в  системе доступных ему общественных  отношений»;

2. Мотивы, связанные непосредственно  с учебной деятельностью, или

«познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» 

[5,с.22-24]. Ребенок, готовый  к школе, хочет учиться потому, что ему хочется знать определенную  позицию в обществе людей, открывающую  доступ в мир взрослых и  потому, что у него есть познавательная  потребность, которую не могут  удовлетворить дома. Сплав этих  двух потребностей способствует  возникновению нового отношения  ребенка к окружающей среде,  названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника», и широкие социальные мотивы учения – явления сугубо исторические.

Новообразование «внутренняя  позиция школьника», возникающее  на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей –  познавательной и потребности в  общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в социальном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Почти все авторы, исследующие  психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место  в изучаемой проблеме. Есть точка  зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической  готовности к школе. Но в какой  степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе –  вопрос, весьма слабо проработанный  в литературе. Трудность заключается  в том, что с одной стороны, произвольное поведение считается  новообразование младшего школьного  возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Д.Б. Эльконин  считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, т.к. коллектив в этом случае корректирует нарушение в подражании предполагаемому образу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

В работах Е.Е. Кравцовой   при характеристике психологической готовности детей к школе основной удар делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяется три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Информация о работе Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению