Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:12, курсовая работа
Ребенок испытывает пускай и положительный, но все же стресс, шагая в школу в первый раз. Он робко улыбается, но беспокойство все равно дает о себе знать. Мамы волнуются, первая учительница переживает: «Справится ли малыш со всеми трудностями, что возникнут на его пути?..» Первый раз в первый класс... Как часто повторяется эта фраза в начале учебного года! Но готов ли ребёнок не только перешагнуть порог школы, но и в дальнейшем успешно учиться? Каковы критерии школьной готовности (как говорят еще «школьной зрелости»).
20.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. Ярославль, 1999.
21.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: ВЛАДОС, 2001.
22. Никитин Б.П. Развивающие игры –М., 1981
23. Обухов Л.Ф.Детская психология М.,1995
24. Обеспечение готовности детей к школьному обучению // Серия: «Готовность ребенка к школе» / Отв. ред. Курнешова Л.Е. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.
25. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
26. Психология развивающейся личности/ Под ред. А.В.Петровского. –М.: Педагогика, 1987
27 Публикация на основе доклада НИИ семьи «О положении семей в РФ»// Педагогика. 1999 - №4
28. Римашевская Л.И. Социально – личностное развитие//Дошкольное воспитание. 2007 - №6
29. Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Проблемные дети: основы диагностической
и коррекционной работы
30. Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Психолого-педагогическая
31. Справочник для практического
психолога образовательного
32.Сидоренко Е.Б. Методы
математической обработки
33. Смирнова Е.О. Лучшая
подготовка к школе –
34.Смирнова Е.О. Особенности общения со школьниками: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. Учеб. Заведений – М.: Академия , 2000
35. Современные образовательные
программы для дошкольных
36. Социально – психологическая
адаптация первоклассников/
37. Тараданова И.И. На пороге предшколы// Семья и школа. 2005.№8
38. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. Психол. Труды. -2-е изд., стер. – М.: Воронеж, 1997
39.Эльконин Д.Б.Психология развития .М.:Академия, 2001
40. Чередникова Т.В. Тесты
для подготовки и отбора детей
в школы: Рекомендации
41. Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов-на-Дону.: «Феникс»,2003
Приложение 1.
Задание 1.»Продолжи узор» (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго).
Целью является оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
Инструкция: здесь нарисованы два узора (показать место, где расположены узоры). Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца листа. Сначала продолжаете первый узор (показать его), а когда закончите – продолжите второй (показать). Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги.
Анализ результатов выполнения задания.
Успешно выполненным считается
тот вариант продолжения
Считается допустимым (если нет пропусков, сдвоенных элементов, четко удерживается их последовательность), чтобы второй элемент имел «несколько трапециевидную» форму (оценка также
5 баллов). Допустим также «уход» строки не более чем на 1 см вверх или вниз . При большем «уходе» строки или увеличении масштаба узоров (но удержании программы) дается оценка 4,5 балла. При этом, поскольку второй узор является объективно более трудным для продолжения (копирования), его выполнение может быть менее точным. Допускается отрыв карандаша, изображение двух больших пиков как заглавной печатной буквы М, а маленького пика как Л (оценка — 5 баллов). Опора на знакомые буквенные элементы, даже если они несколько разного размера и сама строка «опускается» или «поднимается», считается правильным (в том случае, если подобная опора на знакомые буквы является самостоятельной продукцией ребенка, а не «наводкой» специалиста, которая, как мы уже говорили, недопустима).
Средне успешным (при выполнении первого узора) считается выполнение лишь с единичными ошибками (сдвоенные элементы узора, появление лишних углов при переходе от элемента к элементу и т.п.) при удержании в дальнейшем правильной ритмики узора. При выполнении второго узора допустим несколько больший разброс величины элементов и также наличие единичных ошибок выполнения (оценка — 3 балла).
Неуспешным считается
вариант, когда ребенок делает ошибки
в выполнении первого узора (лишние
элементы, нижние прямые углы), а во
втором узоре ритмично повторяет
сочетание равных по количеству больших
и маленьких элементов. Например,
маленьких пиков может быть два,
а больших один, или это чередование
большого и маленького пика — упрощение
графической программы и
Наличие при этом еще и изолированного написания элементов (разрывов) считается неуспешным и оценивается в 2 балла.
Невозможность удержания программы, в том числе «недоведение» узора до конца строки, или постоянное наличие дополнительных элементов, и/или частый отрыв карандаша и выраженные изменения размера узора, или полное отсутствие какой-либо определенной ритмики (в особенности во втором узоре) считается неуспешным (оценивается как 1 балл).
Если ребенок не выполняет задание или начинает и бросает, занимаясь при этом каким-либо своим делом, — оценка 0 баллов.
Задание № 2. «Слова» (О.Г.Хачиян).
Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.
Инструкция. Посмотрите на лист. Вот задание № 3. (Далее следует показ на бланке, где расположено задание № 3.) А теперь посмотрите на доску.
Сейчас я скажу слово и каждый звук поставлю в свой квадратик. Например, слово ДОМ. В этот момент педагог четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечать звуки в квадратах.
В слове ДОМ — три звука: Д, О, М (вписывает буквы в квадраты). Вот видите, здесь один квадратик лишний. В нем мы ничего не будем отмечать, поскольку в слове ДОМ всего три звука. Квадратиков может быть больше, чем звуков в слове. Будьте внимательны!
Если вы не знаете, как писать букву, то просто поставьте вместо буквы галочку — вот так (в квадратах на доске стираются буквы — одна или две, а на их место ставятся галочки).
Теперь возьмите простой карандаш. Я буду говорить слова, а вы — отмечать каждый звук в своем квадратике на листе (в этот момент специалист показывает на бланке, где необходимо проставлять буквы).
Начали. Первое слово — ШАР, начинаем отмечать звуки... Специалист смотрит, как дети выполняют задание, и отмечает особенности их работы в листе наблюдений.
Второе слово — СУП. Далее педагог произносит остальные слова. При необходимости слово можно повторить, но не делать этого более двух-трех раз.
Слова для анализа: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК.
Анализ результатов выполнения задания.
Успешным выполнением (оценка
5 баллов) считается безошибочное заполнение
квадратов буквами или
В 4 балла оценивается такое выполнение, при котором ребенок допускает одну ошибку и/или несколько собственных исправлений, а также если ребенок все выполняет правильно, но вместо всех букв во всех анализируемых словах правильно проставляет значки, оставляя пустыми нужные квадратики. Средне успешным считается заполнение квадратиков и буквами, и галочками с наличием до трех ошибок, в том числе и пропусков гласных. При этом допустимо одно-два самостоятельных исправления. Такое выполнение оценивается в 3 балла. Неуспешным считается неправильное заполнение квадратиков только галочками при наличии трех ошибок и одного-двух собственных исправлений (оценка — 2 балла). В 1 балл оценивается неправильное заполнение квадратиков буквами или галочками (три и более ошибок), то есть в том случае, когда наблюдается явно недостаточная сформированность звукобуквенного анализа. Недоступность выполнения задания в целом (галочки или буквы в отдельных квадратиках, галочки во всех квадратиках вне зависимости от состава слова, рисунки в квадратиках и т.п.) оценивается в 0 баллов.
Задание № 3. «Шифровка» (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго)
Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами. Через 2 минуты, вне зависимости от объема выполненного, все дети должны перейти к заданию № 5 (рисунку). Задача специалиста заключается в том, чтобы отследить этот момент.
На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания (первая строчка из четырех фигур, которая подчеркнута).
Перед началом проведения
скрининга специалист должен во всех
бланках соответствующим
Инструкция. А теперь переверните
лист. Посмотрите внимательно. Здесь
нарисованы фигуры. В каждой из них
стоит свой значок. Сейчас вы будете
ставить в пустые фигуры знаки. Это
надо делать так: в каждом квадрате
поставить точку (сопровождается показом
и постановкой точки в середине
квадрата на доске), в каждом треугольнике
— вертикальную палочку (сопровождается
показом и постановкой
Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда (сопровождается жестом руки по первому ряду фигур слева направо по отношению к сидящим перед специалистом детям). Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.
Основную часть инструкции можно повторить дважды: В каждой фигуре ставите свой знак, заполняйте все фигуры по очереди.
С этого момента отсчитывается время выполнения задания (2 минуты). Инструкция больше не повторяется. Можно лишь сказать: как надо заполнять фигуры — показано на образце у них на бланке.
Специалист фиксирует в листе наблюдений особенности выполнения задания и характер поведения детей. Работа продолжается не более 2 минут. По истечении этого времени педагог просит всех детей остановиться и перестать работать: А теперь все отложили карандаши и посмотрели на меня.
Анализ результатов задания.
Успешным считается
Одна случайная ошибка (в особенности в конце, когда ребенок перестает обращаться к эталонам заполнения) или наличие двух самостоятельных исправлений оценивается в 4,5 балла.При двух пропусках заполняемых фигур, исправлениях или одной-двух ошибках в заполнении качество выполнения задания оценивается в 4 балла. Если задание выполняется без ошибок, но ребенок не успевает доделать его до конца в отведенное для этого время (остается незаполненной не более одной строчки фигур), оценка также 4 балла.Среднеуспешным является такое выполнение, когда присутствуют не только два пропуска заполняемых фигур, исправления или одна-две ошибки в заполнении, но еще и плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т.п.). В этом случае качество выполнения задания оценивается в 3 балла.
В 3 балла оценивается также безошибочное (или с единичной ошибкой) заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строки или части строки. А также одно-два самостоятельных исправления.
Неуспешным считается
такое выполнение, когда при одной-двух
ошибках в сочетании с плохой
графикой заполнения и пропусками ребенок
не успел выполнить все задание
за отведенное время (остается незаполненной
более чем половина последней
строки). Такой вариант выполнения
оценивается в 2 балла. Оценивается
в 1 балл такой вариант выполнения,
когда имеются не соответствующие
образцам метки в фигурах, ребенок
не способен удержать инструкцию (то есть
начинает заполнять вначале все
кружочки, потом все квадратики и
т.п., и после замечания педагога
продолжает выполнять задание в
том же стиле). При наличии более
двух ошибок (не считая исправлений), даже
если все задание выполнено, дается
также 1 балл. Особое внимание должно уделяться
таким результатам выполнения, когда
за отведенный срок ребенок не успевает
сделать задание целиком. Это
может характеризовать как
Темп выполнения этого
задания необходимо сравнить (в том
числе и по листу наблюдений, где
можно отметить, успевает ли ребенок
выполнять задания одновременно
с другими детьми или каждое задание,
даже не нормируемое по времени, он
выполняет медленнее других) с
темпом выполнения других заданий (в
частности задания № 1). Если задание
№ 4 выполняется существенно
При невозможности выполнить задание в целом (например, ребенок начал делать, но не смог закончить даже одной строчки, или сделал несколько неправильных заполнений в разных углах и больше ничего не сделал, или допустил множество ошибок) дается оценка 0 баллов.
Информация о работе Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению