Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:12, курсовая работа
Ребенок испытывает пускай и положительный, но все же стресс, шагая в школу в первый раз. Он робко улыбается, но беспокойство все равно дает о себе знать. Мамы волнуются, первая учительница переживает: «Справится ли малыш со всеми трудностями, что возникнут на его пути?..» Первый раз в первый класс... Как часто повторяется эта фраза в начале учебного года! Но готов ли ребёнок не только перешагнуть порог школы, но и в дальнейшем успешно учиться? Каковы критерии школьной готовности (как говорят еще «школьной зрелости»).
Наглядно-образное мышление переходит на более высокую ступень к наглядно-схематическому мышлению, когда ребенок 6-7 лет оперирует не только конкретными образами, но и способен сам нарисовать простую схему, может использовать схему при работе с конструктором. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделяем дополнительно еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки т.е. у него должен быть развит фонематический слух. При правильном воспитании и отсутствии органических нарушений к 6 годам дети должны четко произносить все звуки, правильно строить предложения, уметь с выражением рассказывать стихотворение, описать картину, связать начало и конец рассказа. Развитие голосового аппарата и артикуляционных мышц дает для этого все возможности. Основной формой общения является диалог. Ребенок активно общается не только со взрослыми, но и со сверстниками. У детей этого возраста формируется монологическая речь, но собственные рассказы еще кратки, сбивчивы, насыщенны мимикой, жестами. Речь выполняет и очень специфическую функцию регуляции деятельности. Это так называемая внутренняя речь. Ребенок учится словами планировать свое действие. Появление внутренней речи изменяет всю структуру деятельности ребенка, организует ее.
Итак, учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий
Личностное развитие перед школой в большей степени, чем его морфофункциональное развитие, зависит от социальных условий, среды, в которой растет ребенок, степени социального благополучия, или, иначе говоря, от того окружения, в котором он воспитывается.
Исследования психологов показали, что возраст 6-7 лет – это период формирования психологических механизмов личности ребенка.
Детский психолог Л.И.Божович, характеризуя личность человека, выделяла в нем способность управлять своим поведением и деятельностью, воспринимать и «переживать» самого себя как единое целое, отличное от других и выражающееся в понятии «Я», а также наличие собственных взглядов и отношений, моральных требований и оценок.
Сущность личности человека
связана с его творческими
возможностями, с его способностью
созидать новые формы общественной
жизни, а «творческое начало в
человеке, его потребность в создании
и воображении как
Итак, мы рассмотрели основные физиологические
и психологические характеристики детей,
поступающих в школу. Следует заметить,
что четкое хронологическое разделение
психологических и функциональных особенностей
ребенка не является устойчивым и неизменным.
Здесь многое зависит от индивидуальных
темпов роста и развития, от сложившейся
и существующее системы воспитания данного
ребенка до школы – в семье и детском саду.
Знание основных закономерностей функционального
и психического развития первоклассника
особенно значимо для педагога.
§2. Компоненты готовности к школе.
Разные требования, предъявляемые обучением к психике ребенка, определяют структуру психологической готовности. В современной психологии выделение компонентов школьной готовности производится по различным критериям и на разных основаниях. Некоторые авторы (Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Я.Л.Коломинский и др) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя, интеллектуальную, эмоциональную и т.д. готовность. Другие же авторы (Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова) рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанной с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром. Основными сторонами психологической готовности являются: произвольность в общении со взрослыми, произвольность в общении со сверстниками, адекватно сформированное отношение к самому себе.
Выделим три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе, т.е. психологическая готовность подразделяется на три вида готовности: интеллектуальную, личностную и социально-психологическую, волевую. Рассмотрим каждую из них.
2.1.Интеллектуальная
Этот вид готовности предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи). Сформированность, например, памяти до уровня школьных требований проявляется в том, что ребенок способен к произвольному запоминанию, хранению и отсроченному воспроизведению информации, владеет навыками опосредованного запоминания. Показатели развития мышления до уровня готовности к школьному обучению – способность ребенка осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения в знакомом материале и сформированность наглядно-образного мышления до уровня, позволяющего выполнять учебные задания, характерные для начального периода обучения.
Если ребенок понимает обращенную к нему речь, имеет определенный словарный запас и грамотную обиходную речь, если умеет четко воспринимать и произносить речевые звуки, различать на слух сходные звукосочетания, то это говорит о речевой готовности к обучению в школе.
Интеллектуальная готовность
предполагает владение
В круг знаний подготовленного
к школе ребенка непременно включаются
известные представления о
Все большее значение в
последние годы при подготовке к
школе придается овладению
Интеллектуальная готовность также предполагает умение действовать во внутреннем плане (производить некоторые действия в уме), умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную деятельность, умение обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различие. Словарный запас нормального ребенка приходящего в школу, обычно составляет 4-5 тыс. слов.
Выводы по 1 главе
Таким образом, интеллектуальная
готовность ребенка характеризуется
созреванием аналитических
Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
В целях полного
представления о готовности
1 этап – диагностико-
2 этап – углубленное
изучение психофизиологических
предпосылок к учебной
3 этап – динамическое обследование. С его помощью проводится динамика развития, эффективность обучения развивающих или\и коррекционных мероприятий.
Мы проводили групповое
обследование детей – диагностико-
Глава 2 Эмпирическое исследование детей 6-7 лет к школе.
2.1. Организация и методы исследования.
База исследования:
Исследование проходило на базе общеобразовательной школы
№ 1. Выборка составила 20 детей, в возрасте 6-7 лет. Из них мальчиков 13, девочек 7чел.
Исследование проходило в 3 этапа:
1 этап подготовительный, целью которого был подбор и анализ доступной литературы по проблеме исследования, определение базы исследования, подбор диагностических методик.
2 этап эмпирический, целью которого был сбор материала для дальнейшей обработки и анализа.
3 этап заключительный, целью
которого был анализ
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- метод наблюдения;
- метод анкетирования;
- метод тестирования.
-метод беседы,
Наблюдение. Это систематическое, целенаправленное прослеживание проявлений психики человека в определенных условиях. Научное наблюдение требует установки четкой цели и планирования. Заранее определяется, какие именно психические процессы и явления будут интересовать наблюдателя, по каким внешним проявлениям их можно прослеживать, в каких условиях будет происходить наблюдение и как предполагается фиксировать его результаты.
Особенность наблюдения в
психологии состоит в том, что
непосредственно видеть и фиксировать
можно только факты, относящиеся
к внешнему поведению (движения, словесные
высказывания и т.д.). Поэтому правильность
результатов наблюдения зависит
не только от точности регистрации
фактов поведения, но и от их толкования
– определения психологического
смысла. Наблюдение обычно применяется,
когда необходимо получить первоначальное
представление о какой-либо стороне
поведения, выдвинуть предположение
о ее психологических причинах. Наблюдение
следует проводить
Метод беседы, анкетный метод. Определенное значение и методы психологического исследования , связанные со сбором и анализом словесных показаний испытуемых: метод беседы и анкетный метод. При правильном их проведении они позволяют выявлять индивидуально – психологические особенности личности: интересы, вкусы, склонности, отношение к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.
Сущность этих методов
заключается в том, что исследователь
задает испытуемому заранее
Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой – в отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ. Материл бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности наблюдением.
Тесты. Тест – особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.
Тестовое исследование отличается
сравнительной простотой
Неприемлемыми являются попытки с помощью тестов установить предел, потолок возможностей данного человека, прогнозировать, предсказывать уровень его будущих успехов.
2.2. Анализ результатов
исследования и практические
рекомендации по их
С целью проверки нашей гипотезы на первом этапе было проведено обследование детей 6-7 лет, поступивших в школу. В работе использованы пять методик (см. приложение 1), которые позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности, возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, наличие определенного уровня работоспособности, а также умение вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого. Таким образом, оценивается сформированности регуляторного компонента деятельности в целом. Кроме того, задания позволяют оценить сформированность операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, сформированность представлений «больше - меньше» - то есть собственно предпосылки к учебной деятельности.
Во время тестирования были соблюдены общие требования к проведению фронтального обследования.
Учет особенностей функционирования нервной системы детей. То есть обследование проводилось не более 20-40 мин. Лучшее время для работы с 10 до 13 часов.
Соблюдение принципа «не навреди». Во время обследования детям необходимо предоставлять возможность быть успешным.
Информация о работе Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению