Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Ребенок испытывает пускай и положительный, но все же стресс, шагая в школу в первый раз. Он робко улыбается, но беспокойство все равно дает о себе знать. Мамы волнуются, первая учительница переживает: «Справится ли малыш со всеми трудностями, что возникнут на его пути?..» Первый раз в первый класс... Как часто повторяется эта фраза в начале учебного года! Но готов ли ребёнок не только перешагнуть порог школы, но и в дальнейшем успешно учиться? Каковы критерии школьной готовности (как говорят еще «школьной зрелости»).

Файлы: 1 файл

Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению.docx

— 337.68 Кб (Скачать файл)

Задание № 4. «Рисунок человека»

Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

Инструкция. А теперь последнее  задание. На оставшемся на листе месте (специалист показывает рукой свободное место на бланке) нарисуйте человека. Возьмите простой карандаш и начинайте рисовать.

Время выполнения последнего задания в целом не ограничивается, но не имеет смысла продолжать выполнение задания более 5–7 минут.

В процессе выполнения заданий  специалист отмечает характер поведения  и работы детей в листе наблюдений.

Анализ результатов.

Данное задание является отражением как сформированности собственно графической деятельности, так и в определенной степени зрелости мотивационно-волевой и познавательной сферы ребенка. Поскольку данное задание — последнее и не является собственно учебным, возможны расхождения между качеством графического выполнения заданий №№ 1, 2, 3 и качеством собственно рисунка. В целом качество рисунка (степень прорисованности деталей, наличие глаз, рта, ушей, носа, волос, а также не палочкообразные, а объемные руки, ноги и шея) свидетельствует о зрелости графической деятельности, сформированности представлений о пространственных характеристиках и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование человека (с наличием вышеперечисленных признаков) считается успешным и нормативным (оценивается в 5 баллов). При этом в рисунках девочек ноги могут быть закрыты платьем, а обувь «выглядывать». Количество пальцев на руке может не соответствовать пяти, однако важно отметить, чтобы это не были палочки, торчащие из руки, а некоторое подобие кисти, пусть даже «варежкообразное». Для оценки в 5 баллов должны быть в целом соблюдены пропорции лица и тела. В 4 балла оценивается менее пропорциональный рисунок, в котором могут быть либо большая голова, либо слишком длинные ноги. Шея при этом, как правило, отсутствует, а изображения кисти может и не быть, хотя тело одето, а руки и ноги объемные. На лице при оценке в 4 балла должны быть прорисованы основные детали, но могут отсутствовать, например, брови или уши.

Средне успешным является более условное выполнение рисунка  человека (например, лицо схематичное  — только овал, отсутствие выраженных контуров тела). Задание в этом случае оценивается в 3—3,5 балла. Неестественность прикрепления рук и ног, прорисовка ног или рук в виде прямоугольников  без пальцев или ступней оценивается  в 3 балла. Несоблюдение основных пропорций  также считается условно допустимым (оценка 3 балла). Неуспешным считается  более грубое нарушение графического изображения человека в целом  или отдельных частей, оно оценивается  в 2,5 балла. Если дополнительно к  этому еще и не прорисованы (не сделана хотя бы попытка изображения) волосы, уши, кисти рук и т.п. — выполнение рисунка оценивается в 2 балла.

Изображение человека в виде нескольких овалов и нескольких палочек, а также рук и ног в виде палок (линий), сочетание овалов и  палочек даже при наличии отдельных  черт лица и двух-трех пальцев-палочек  — все это считается несоответствующим  требованиям выполнения и оценивается в 1 балл. Полностью неуспешным и оцениваемым в 0 баллов является изображение человека в виде «головонога» или «головоногоподобного» человека.

Оценка результатов выполнения ребенком всех заданий определяется суммой баллов по всем выполненным  заданиям.

ОЦЕНКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ  ОСОБЕННОСТЕЙ

ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СКРИНИНГА.

Лист наблюдений представляет собой бланк, в котором приведены  индивидуальные данные, включая место, на котором находится ребенок  при выполнении заданий, и, кроме  того, отмечаются особенности деятельности ребенка.

Они сгруппированы по следующим  направлениям оценки.

– В графе «Нуждается в  дополнительной помощи» специалист отмечает те случаи, когда ребенку  неоднократно требуется помощь в  процессе выполнения заданий. Ребенок  сам подзывает взрослого и  просит его помочь или не может  начать работу без стимуляции со стороны  взрослого — в любом случае, если ребенку более чем однократно понадобилась дополнительная помощь взрослого, напротив его фамилии в данной графе проставляется знак «+»  или галочка. При этом, если ребенок нуждается в помощи при выполнении каждого задания, дополнительно в графе «Другое» отмечается эта особенность (например, «нуждается в постоянной помощи», «не может работать самостоятельно» и т.п.).

– В графе «Работает  медленно» специалист отмечает те случаи, когда ребенок не укладывается в  то время выполнения заданий, которое  достаточно для всех детей группы. Если ребенка приходится ждать и  это наблюдается при работе более  чем с одним заданием, в этой графе напротив фамилии ребенка  ставится знак «+» или галочка. Когда  ребенок по каким-либо причинам не начинает выполнять задание и специалисту  нужно дополнительно активизировать его, это скорее можно отнести  к необходимости дополнительной помощи, чем к медленному темпу  выполнения.

– Если ребенок расторможен, мешает другим детям, не может сам  сосредоточиться, кривляется, отвлекается, громко разговаривает и т.п., это отмечается в соответствующей графе. Если такое поведение отмечается практически на протяжении большей части работы, этот факт должен быть обязательно отмечен и в графе «Другое».

В графе «Другое» также  должны быть отмечены такие особенности  поведения ребенка:

полный отказ или выраженное негативное отношение к самому процессу выполнения заданий;

ребенок расплакался и  не может остановиться;

проявил бурную аффективную  реакцию или требует какой-то особой дополнительной помощи со стороны  взрослого;

демонстрирует полное непонимание  происходящего.

Корректировочные коэффициенты определяются следующим образом:

1. Если в листе наблюдений  отмечен один знак поведенческих  трудностей (неважно какой), то общая  балльная оценка, полученная ребенком  за выполнение всех заданий,  умножается на

коэффициент 0,85.

2. Если в листе наблюдений  отмечены два знака поведенческих  трудностей (неважно какие), то общая  балльная оценка, полученная ребенком  за выполнение всех заданий,  умножается на коэффициент 0,72.

3. Если в листе наблюдений  отмечены три знака, отражающие  поведенческие трудности, то общая  балльная оценка, полученная ребенком  за выполнение всех заданий,  умножается на

коэффициент 0,6.

4. Если в листе наблюдений  отмечены четыре знака, отражающие  поведенческие трудности, то общая  балльная оценка, полученная ребенком  за выполнение всех заданий,  умножается на коэффициент 0,45.

СУММАРНАЯ ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

1-й уровень. Готовность  к началу регулярного обучения  в школе от 17 до 25баллов

2-й уровень. Условная  готовность к началу обучения  от 14 до 17 баллов.

3-й уровень. Условная  неготовность к началу регулярного  обучения от11 до 14 баллов.

4-й уровень. Неготовность  на момент обследования к началу  регулярного обучения суммарная  оценка ниже 10баллов.

 

Присоединяйтесь!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

Создать свой персональный мини-сайт.

Разместить на мини-сайте свои разработки и получить Свидетельство о публикации в электронном СМИ  и Сертификат о создании персонального сайта.

Стоимость свидетельства  и сертификата - 80 руб. Подробнее...

Документы для Вашего портфолио:

Сертификат о размещении портфолио

По теме:  
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

Готовность детей к школе

Что должны знать родители будущих первоклассников. Советы и  методические рекомендации. Что такое  готовность к школе ? ...

Готовность к школе.

Готовность к школе....

Готовность к школе: что  это?

Родителям о том, что такое  готовность к школе....

Готовность ребенка к школе

Материал может быть полезен  учителям и родителям будущих  первоклассников...

Психологическая готовность к  школе

Как определеть: готов ребенок к обучению в школе или нет?...

Готовность к школе

Готовность к школе...

Готовность к школе

В ближайшем сентябре ваш  ребенок торжественно отправится в  первый класс. Вы уже определили его  собственную готовность к ...

Психолого - педагогическая готовность к школе.

В данном материале освещаются требования современной школы к  развитию речи будущих первоклассников.Рекомендуются пути и ...

Что такое психологическая  готовность ребёнка к школе?

Доклад к собранию для  родителей будущих первоклассников...

Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?

Задания педагогической диагностики Как организовать  занятия с ребёнком  в домашних условияхи какова их п...

 

 

try { var yaCounter1334867 = new Ya.Metrika(1334867);} catch(e) { }


Информация о работе Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению