Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:12, курсовая работа
Ребенок испытывает пускай и положительный, но все же стресс, шагая в школу в первый раз. Он робко улыбается, но беспокойство все равно дает о себе знать. Мамы волнуются, первая учительница переживает: «Справится ли малыш со всеми трудностями, что возникнут на его пути?..» Первый раз в первый класс... Как часто повторяется эта фраза в начале учебного года! Но готов ли ребёнок не только перешагнуть порог школы, но и в дальнейшем успешно учиться? Каковы критерии школьной готовности (как говорят еще «школьной зрелости»).
Задание № 4. «Рисунок человека»
Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
Инструкция. А теперь последнее задание. На оставшемся на листе месте (специалист показывает рукой свободное место на бланке) нарисуйте человека. Возьмите простой карандаш и начинайте рисовать.
Время выполнения последнего задания в целом не ограничивается, но не имеет смысла продолжать выполнение задания более 5–7 минут.
В процессе выполнения заданий специалист отмечает характер поведения и работы детей в листе наблюдений.
Анализ результатов.
Данное задание является отражением как сформированности собственно графической деятельности, так и в определенной степени зрелости мотивационно-волевой и познавательной сферы ребенка. Поскольку данное задание — последнее и не является собственно учебным, возможны расхождения между качеством графического выполнения заданий №№ 1, 2, 3 и качеством собственно рисунка. В целом качество рисунка (степень прорисованности деталей, наличие глаз, рта, ушей, носа, волос, а также не палочкообразные, а объемные руки, ноги и шея) свидетельствует о зрелости графической деятельности, сформированности представлений о пространственных характеристиках и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование человека (с наличием вышеперечисленных признаков) считается успешным и нормативным (оценивается в 5 баллов). При этом в рисунках девочек ноги могут быть закрыты платьем, а обувь «выглядывать». Количество пальцев на руке может не соответствовать пяти, однако важно отметить, чтобы это не были палочки, торчащие из руки, а некоторое подобие кисти, пусть даже «варежкообразное». Для оценки в 5 баллов должны быть в целом соблюдены пропорции лица и тела. В 4 балла оценивается менее пропорциональный рисунок, в котором могут быть либо большая голова, либо слишком длинные ноги. Шея при этом, как правило, отсутствует, а изображения кисти может и не быть, хотя тело одето, а руки и ноги объемные. На лице при оценке в 4 балла должны быть прорисованы основные детали, но могут отсутствовать, например, брови или уши.
Средне успешным является
более условное выполнение рисунка
человека (например, лицо схематичное
— только овал, отсутствие выраженных
контуров тела). Задание в этом случае
оценивается в 3—3,5 балла. Неестественность
прикрепления рук и ног, прорисовка
ног или рук в виде прямоугольников
без пальцев или ступней
Изображение человека в виде
нескольких овалов и нескольких палочек,
а также рук и ног в виде
палок (линий), сочетание овалов и
палочек даже при наличии отдельных
черт лица и двух-трех пальцев-палочек
— все это считается
Оценка результатов выполнения ребенком всех заданий определяется суммой баллов по всем выполненным заданиям.
ОЦЕНКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СКРИНИНГА.
Лист наблюдений представляет собой бланк, в котором приведены индивидуальные данные, включая место, на котором находится ребенок при выполнении заданий, и, кроме того, отмечаются особенности деятельности ребенка.
Они сгруппированы по следующим направлениям оценки.
– В графе «Нуждается в дополнительной помощи» специалист отмечает те случаи, когда ребенку неоднократно требуется помощь в процессе выполнения заданий. Ребенок сам подзывает взрослого и просит его помочь или не может начать работу без стимуляции со стороны взрослого — в любом случае, если ребенку более чем однократно понадобилась дополнительная помощь взрослого, напротив его фамилии в данной графе проставляется знак «+» или галочка. При этом, если ребенок нуждается в помощи при выполнении каждого задания, дополнительно в графе «Другое» отмечается эта особенность (например, «нуждается в постоянной помощи», «не может работать самостоятельно» и т.п.).
– В графе «Работает
медленно» специалист отмечает те случаи,
когда ребенок не укладывается в
то время выполнения заданий, которое
достаточно для всех детей группы.
Если ребенка приходится ждать и
это наблюдается при работе более
чем с одним заданием, в этой
графе напротив фамилии ребенка
ставится знак «+» или галочка. Когда
ребенок по каким-либо причинам не начинает
выполнять задание и
– Если ребенок расторможен, мешает другим детям, не может сам сосредоточиться, кривляется, отвлекается, громко разговаривает и т.п., это отмечается в соответствующей графе. Если такое поведение отмечается практически на протяжении большей части работы, этот факт должен быть обязательно отмечен и в графе «Другое».
В графе «Другое» также должны быть отмечены такие особенности поведения ребенка:
полный отказ или выраженное негативное отношение к самому процессу выполнения заданий;
ребенок расплакался и не может остановиться;
проявил бурную аффективную реакцию или требует какой-то особой дополнительной помощи со стороны взрослого;
демонстрирует полное непонимание происходящего.
Корректировочные коэффициенты определяются следующим образом:
1. Если в листе наблюдений
отмечен один знак
коэффициент 0,85.
2. Если в листе наблюдений
отмечены два знака
3. Если в листе наблюдений
отмечены три знака,
коэффициент 0,6.
4. Если в листе наблюдений
отмечены четыре знака,
СУММАРНАЯ ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе от 17 до 25баллов
2-й уровень. Условная готовность к началу обучения от 14 до 17 баллов.
3-й уровень. Условная
неготовность к началу
4-й уровень. Неготовность
на момент обследования к
Присоединяйтесь!
Зарегистрировавшись, Вы сможете:
Создать свой персональный мини-сайт.
Разместить на мини-сайте свои разработки и получить Свидетельство о публикации в электронном СМИ и Сертификат о создании персонального сайта.
Стоимость свидетельства и сертификата - 80 руб. Подробнее...
Документы для Вашего портфолио:
Сертификат о размещении портфолио
По теме:
методические разработки, презентации
и конспекты уроков (начальная школа)
Готовность детей к школе
Что должны знать родители будущих первоклассников. Советы и методические рекомендации. Что такое готовность к школе ? ...
Готовность к школе.
Готовность к школе....
Готовность к школе: что это?
Родителям о том, что такое готовность к школе....
Готовность ребенка к школе
Материал может быть полезен учителям и родителям будущих первоклассников...
Психологическая готовность к школе
Как определеть: готов ребенок к обучению в школе или нет?...
Готовность к школе
Готовность к школе...
Готовность к школе
В ближайшем сентябре ваш ребенок торжественно отправится в первый класс. Вы уже определили его собственную готовность к ...
Психолого - педагогическая готовность к школе.
В данном материале освещаются
требования современной школы к
развитию речи будущих первоклассников.
Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?
Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников...
Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?
Задания педагогической диагностики Как организовать занятия с ребёнком в домашних условияхи какова их п...
try { var yaCounter1334867 = new Ya.Metrika(1334867);} catch(e) { }
Информация о работе Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению