Интерактивные карты – как средство обучения в школьной географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является процесс обучения школьников географии в рамках курса «География России»(8 класс).
Предмет исследования: методика применения интерактивных карт в школьном курсе «География России» (8 класс).
Гипотеза исследования: применение интерактивных карт будет способствовать формированию предметных компетенций обучающихся в процессе обучения географии России. Достигнуть поставленной цели можно, если:
Провести анализ интерактивных средств обучения на основе их функциональных свойств и по способу учебной деятельности учащихся, позволяющая осуществлять их подбор к конкретному уроку, исходя из его целей и задач;

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 8.66 Мб (Скачать файл)
  • обеспечение мотивации учащихся в ходе усвоения нового материала при помощи игровых средств и средств мультимедиа;
  • наличие стратегической, тактической и операционной ориентировки учащихся при обучении новому умственному действию;
  • организация адекватного и корректного контроля над действиями учащегося в процессе усвоения знаний;
  • обеспечение условий для поэтапной отработки умственных действий.
    1. Эффективность компьютерной обучающей программы проявляется:
  • в учебной деятельности (повышение мотивации, заинтересованности, более глубокое осознание материала, полное усвоение);

- в изменении психофизиологических состояний (повышение работоспособности, оптимизация психического состояния);

-  в снижении времени, необходимого для усвоения материала [42]

Преимущества использования интерактивных средств обучения на уроках географии представлены в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества использования интерактивных средств обучения

на уроках географии

Для учителя

 

Для ученика

Обеспечение высокого темпа проведения занятия за счет применения на уроках интерактивных технологий (использования интерактивной карты, аудио-файлов, видео-файлов, Интернет-страниц), т.е. повышение информационной плотности занятия.

 

Инновационная наглядность изучаемого материала. Упрощение и ускорение доступа ученика к источникам учебной информации

Перевод текстовой учебной информации в зрительную. Мобилизация основных сенсорных систем обучающихся: визуальной, аудиальной..

 

Увеличение объема информации, воспринимаемой учеником на занятии

Расширение возможностей

использования наглядных средств обучения изобразительной

наглядности – карт, видео-фрагментов, аудио-фрагментов, рисунков; условно-графической наглядности

 

Формирование у учеников способности структурировать учебный материал, образно-эмоционального стиля мышления

Разработка четкого плана структуры занятий, направленных на достижение определенных учебных целей. Управление динамикой и логикой, предъявление учебного материала на уроке за счет интерактивных технологий.

 

Более глубокое понимание обучающимся логики изложения учебной темы, своевременное и дозированное получение ими учебной информации

Возможность интерпретации существенных свойств не только тех или иных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий.

 

Повышение степени мыслительной активности учеников, формирование их способности к необходимым обобщениям.

Объединение изобразительных, условно-графических, видео- и анимационных средств обобщения.

 

Формирование у учащихся способности к системному восприятию изучаемого материала.


 

Все это говорит о том, что и при работе с ИСО нельзя выдавать ученику готовые понятия и определения, необходимо постоянно требовать от него объяснения действий, постоянно вырабатывать ориентировочную основу действия.

Использование же компьютерной поддержки в обучении способствует фиксации особенностей процессов мышления у детей в условиях программированной деятельности. Описание и анализ этих особенностей требует разработки теоретической модели мышления. Подобным исследованиям посвящена работа И.Ф. Мягкова. Он отмечает в своих исследованиях, что процесс решения задач представляется в двух этапах: генерализация вариантов решений с помощью различных мыслительных действий; семантический или лингвистический контроль [40]

Кроме этого, применение данного средства в процессе обучения ведет к развитию коммуникативных способностей обучаемых. А именно общение, опосредованное языком социальных отношений в процессе обучения и воспитания, является основным процессом, лежащим в основе развития высших психических функций, по мнению Л.С. Выготского. В соотношении развития и обучения им выделялись такие понятия, как «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития» ребенка. Расхождение между уровнем решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослых, и уровнем решения задач, доступных в самостоятельной деятельности, определяет зону ближайшего развития ребенка.

Интерактивные средства обучения способствуют формированию ярких и устойчивых образов предметов, а также формированию их понятийного ряда.

Часто кажется, что цель обучения (особенно таким предметам, как география) - сделать из ученика, что называется, «энциклопедию бесполезных сведений [24] Однако на самом деле «готовится почва» для развития мыслительной активности ребенка.

Интерактивные средства обучения позволяют сформировать логическую ступень познания, они наглядно раскрывают учебную тему (действует наблюдение - чувство затруднения); сосредотачивают внимание на определенных объектах и явлениях (учащийся определяет для себя затруднения в их определении), выявляют их существенные особенности, причинно-следствеппые связи и взаимообусловленности. И, кроме того, столь внушительные задачи достигаются минимальным усилием и со стороны учителя и со стороны учащегося, так как «изобразительные возможности способствуют достижению более лаконичного, чем рассказ, изложения».

При этом учащиеся имеют дело с двумя мыслительными операциями: анализ и синтез. От степени развития этих операций зависит акт усвоения, поэтому выделяются критерии, по которым судят об их развитии:

  1. по уровню выполнения каждой операции, который характеризуется переходом от грубого, глобального анализа через дифференцирование к более топким его формам и от частичного, одностороннего синтеза к синтезу многостороннему, полному;
  2. по степени соответствия друг другу уровней выполнения этих операций, их относительной разобщенности или неразрывной связи.

Учитель должен учитывать эти особенности, показывать ученикам существенные свойства объектов, демонстрируя путь, посредством которого можно выявить в каждом объекте характерные черты и сформировать понятие о нем. Однако психологи обращают внимание на то, что компьютер может искажать мышление ребенка, учить его мыслить не творчески, а технологически.

Чтобы избежать этого, необходимо обращать внимание на сам процесс формирования понятий. Так, H.A. Менчинская [38] обращала внимание на то, что усвоение понятий в процессе обучения подчинено определенной закономерности - зависимости формирования понятия от характера его источника.

Научные понятия формируются у детей в процессе обучения конкретным, частным дисциплинам, своеобразие содержания того или иного изучаемого предмета накладывает определенный отпечаток на процесс усвоения понятий [39].

Использование комплекса новых информационных технологий в процессе обучения несомненно, как показывают исследования, повышает мотивацию учащихся. И.В. Гребнев [19] указывает на то, что если технология их использования была необдуманной, то подобный эффект станет временным. Повышение мотивации он видит в новизне деятельности, интересе работы с компьютером. Главное, по его мнению, состоит в том, чтобы реализовать принцип активности учащегося, когда обучаемый занимает позицию субъекта, активного участника учебного процесса.

 

 

 

1.2. Анализ интерактивных  пособий по географии

 

В настоящий момент интерактивные пособия активно применяются в преподавании школьных предметов. В связи с разработкой данных пособий учебной направленности появился даже термин «электронный учебник» или «мультимедиа-учебник».

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что мультимедиа-технология, на основе которой разрабатываются данные издания, - это область компьютерной технологии, позволяющая объединить в одном техническом устройстве (компьютере) некоторые возможности других технических устройств (например, магнитофона, видеоплеера и т.д.), что позволяет работать с программами, оснащенными анимацией, стереозвуком, видеоизображением и массой других видео- и аудиоэффектов.

Для преподавания географии в курсе «География России» разработаны и применяются в настоящий момент следующие электронные издания:

- VIII класс - «География России. Природа и население.

8 класс» (авторы В.П. Дронов, Л.E. Савельева, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя);

- VIII класс - «География России. Хозяйство и регионы» (авторы В.П. Дронов, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя, H.H. Роготень);

-  CD «Домашний репетитор» География. География России. ООО «Медиахауз», 2008.

- СD Уроки Кирилла и Мефодия. География 8 класс, 2008

Учителю географии необходимо иметь в виду то, что мультимедиа-курс имеет большие возможности при углубленном изучении географии. Этому способствует все содержание курса и словарь-справочник, позволяющий расширить знания школьников в области географии.

Учебное электронное издание «География России. Природа и население» создано в 2001 году. Авторы учебного материала: В.П. Дронов, Л.E. Савельева, В.Б. Пятунии, Е.А. Таможняя. Данное издание может быть использовано в рамках существующей учебной программы по географии для 8 класса и на основе школьных учебников по географии:

              1. В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, A.A.Лобжанидзе, «География России. Природа, население и хозяйство. 8 класс»;
              2.   А.И. Алексеев, «География России. Природа и население. 8 класс».

Главное меню программы включает в себя такие разделы, как географическое положение, характеристика природы, природпо-хозяйствеипое районирование, население, справочник, Интернет. При работе с программой у учителя или ученика есть возможность прослушать дикторский текст. Навигация построена по принципу ранее описанного издания, что заметно облегчает работу с программой и не требует специальных навыков.

Каждая тема включает в себя как специальные разделы, так и общие. В любой теме есть тесты, практика, текст. Специальные подразделы логически взаимосвязаны между собой и помогают лучше раскрыть выделенную тему. Текст, как и в предыдущем издании, не является обязательным объектом, поэтому работать с ним можно только в случае обращения. Древовидность структуры также сохраняется: основная тема, раздел, подразделы.

Электронные издания содержат в себе большое количество интерактивных карт. Например, в подразделе «Карта территориального роста», передвигая по временной шкале указатель, можно получить представления о том, как изменялась территория России в разные промежутки времени.

Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что современный учитель географии обладает самым широким спектром электронных пособий и программ. Именно поэтому актуальной становится их классификация.

Один из существующих в настоящий момент подходов описан в работе А.С. Баранова [4]. В качестве критерия для выделения типов специализированных компьютерных программ он выбрал вид учебной деятельности и на основании этого выделил:

    1. Обучающие компьютерные программы, которые содержат помимо тренировочных упражнений информационные кадры презентации нового учебного материала и средства поддержки обучения в виде подсказок, ключей и правильных ответов. К обучающим программам можно также отнести программы исследовательского типа, позволяющие моделировать определенные процессы и действия.
    2. Тренировочные компьютерные программы, используемые преимущественно в режиме индивидуальной самостоятельной работы обучаемых, представляют собой объединенные в учебные блоки серии упражнений для выработки прочных навыков владения определенным учебным материалом. К тренировочным программам относится подавляющее большинство игровых обучающих программ.
    3. Контролирующие компьютерные программы предусматривают наряду с сериями упражнений тестового характера наличие средств учета количества ошибочных ответов, регистрацию времени выполнения заданий и выставление итоговой отметки па основе подсчета баллов.
    4. Комбинированные компьютерные программы - это обучающие либо тренировочные программы, содержащие модуль контроля.

В преподавании географии могут использоваться не только программные продукты, но и другие компьютеризированные средства: цифровая лаборатория «Архимед», бытовые СРБ-приемники. А так как речь идет о средствах, используемых в процессе обучения, видится целесообразным взять за основу их классификации подходы В.П. Голова [18].

Согласно его классификации средств обучения, признаком, позволяющим определить принадлежность предмета к определенному типу, является наличие в нем обучающих и воспитывающих свойств.

Таким образом, компьютерные средства обучения в зависимости от назначения могут подразделяться на два класса:

      1. Средства, являющиеся источником знаний;
      2. Средства, способствующие формированию практических умений и навыков, закрепляющие теоретические знания.

К средствам, являющимся источниками знаний, будут относиться:

  • информационно-справочные средства, т.е. программные продукты, дающие справочную информацию в виде текста, статистики, набора иллюстративного материала;
  • средства для виртуального изучения натуральных объектов - это средства, помогающие провести экскурсию, совершить путешествия, не выходя из класса;
  • средства учебного назначения содержат в себе систематизированный материал, определенный программой обучения и расширяющий возможности по организации познавательной деятельности учащихся;
  • картографические средства обучения позволяют организовать динамическое изучение картографических изображений.

Информация о работе Интерактивные карты – как средство обучения в школьной географии