Интерактивные карты – как средство обучения в школьной географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является процесс обучения школьников географии в рамках курса «География России»(8 класс).
Предмет исследования: методика применения интерактивных карт в школьном курсе «География России» (8 класс).
Гипотеза исследования: применение интерактивных карт будет способствовать формированию предметных компетенций обучающихся в процессе обучения географии России. Достигнуть поставленной цели можно, если:
Провести анализ интерактивных средств обучения на основе их функциональных свойств и по способу учебной деятельности учащихся, позволяющая осуществлять их подбор к конкретному уроку, исходя из его целей и задач;

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 8.66 Мб (Скачать файл)

Второй этап включает в себя подбор учебной информации. На основе поставленных целей и задач выделяются конкретные объемы информации, которые учащиеся должны усвоить в процессе обучения (знания, умения, навыки), и их анализ согласно требованиям. И.В. Трайнев выделяет следующие требования, которым должна соответствовать учебная информация:

- релевантность учебной информации - это ее ограничение до уровня, имеющего отношение к целям обучения;

  • структурированность предполагает обработку информации по подцелям и задачам;
  • достоверность отражает истинное положение изучаемого объекта;
  • точность информации - степень близости к реальному объекту;
  • ценность определяет важность учебной информации для решения поставленных задач;
  • доступность - понятность, определяемая языком (кодом), нормой и способом представления информации.

Третий этап - составление урока (конспекта, сценария). Данный этап включает в себя выделение структурных единиц урока (этапов), разбивку учебной информации на отдельные элементы в соответствии с особенностями их усвоения, формулировка целей к каждому этапу урока, определение их логических связей.

Составление планирования курса с указанием названия интерактивного пособия или его раздела, включаемого в урок, составление структуры урока и его сценария, подбор определенного количества заданий для учащихся - далеко не единственные требования к организации урока с использованием ИСО, влияющие на эффективность обучения. В процессе работы над построением уроков с применением ИСО учителю необходимо учитывать следующее:

  • построение урока должно осуществляться на основе современной методики обучения географии;
  • использование на уроке ИСО должно осуществляться на базе дидактических принципов обучения с обязательным их учетом при составлении сценария урока;
  • необходимо обеспечение условий для развития познавательной деятельности учащихся в условиях реализации возможностей ИТ;
  • необходимо учитывать интересы, склонности и потребности учащихся, их личностные предпочтения и возможности;
  • необходима связь с ранее приобретенными знаниями и умениями в опоре на достигнутый уровень развития учащегося;
  • необходимо обеспечение мотивации обучения и активизации деятельности обучаемого, автоматизации деятельности обучаемого, автоматизации диагностики уровня его знаний и умений, продвижения в учении;
  • целесообразна автоматизация проектирования и планирования каждого урока;
  • необходима адекватность сценария каждого урока педагогически целесообразному использованию средств ИТ;

- необходимо соблюдение организационных, психологических, управленческих, саиитарно-гигиеиических, этических и прочих условий проведения занятий с использованием ИТ.

Исходя из всего изложенного, выбор методов обучения для урока с применением ИСО связан с местом его проведения (предметный кабинет и кабииет информатики), с используемыми носителями интерактивной информации (НИИ), формой учебной деятельности, формой самого урока.

Наглядная информация, содержащаяся в данных пособиях, позволяет: описать изучаемый объект; выделить существенные признаки, демонстрируемого географического объекта; объяснить причины его образования; показать объект в динамике.

Следует отметить, что, как подчеркивал в своей работе И.В. Гребнев [19], пассивное наблюдение учащимися за происходящим на экране не позволяет надеяться на эффективное усвоение содержания учебного материала. Именно поэтому уроки в форме лекций, или «компьютерных лекций» (Д.В. Новенко), рассказов малоэффективны. Репродуктивность данных форм, при всей наглядности используемых пособий, не позволяет достичь нужных результатов обучения. Это приводит к необходимости оптимального сочетания разнообразных методов. Подобное сочетание позволит активизировать деятельность учащихся, повысить уровень усвоения знаний. Однако в этом случае учителю придется отойти от логики авторов пособий и продумать возможность их применения на основе интеграции разнообразных методов и их приемов. Такими методами могут быть проблемное и программированное обучение. Технология применения проблемного обучения в преподавании географии подробно описана в работах Г.А. Пануровой и Л.М. Панчешниковой [44]:

  • учитель формулирует основную проблему темы, которая должна быть решена в ходе её изучения;
  • большая проблема делится на несколько более узких, частных;
  • ход обучения подчинен рассмотрению поставленной проблемы и завершается общим выводом, отражающим результаты её решения.

Эффективность обучения на основе применения ИСО зависит не только от оптимального сочетания методов обучения, но и от частоты их использования. По мнению П.И. Пидкасистого, если ИСО применяется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала [45]. Именно поэтому использование ИСО должно быть не разовым, а постоянным и разнообразным.

Для того чтобы учебный процесс способствовал развитию интеллектуальной сферы детей, не наносил вред их здоровью, не приводил к переутомлению, учителю следует соблюдать санитарно-эпидемиологические правила и нормативы («Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, Сап П и Н 2.4.2.1178-02», п.2.9.11):

  • в 5-7 классах до 20 - 25 минут;
  • в 8-11 классах до 25 - 30 минут.

Так, если использование ИСО длится на уроке подряд более 20 минут, то внимание учащихся становится рассеянным, они устают, перестают понимать сообщаемую информацию. Следует также помнить о необходимости чередования различных видов информации (визуальной, аудиальной) и разнообразии самой визуальной информации (фотографии, схемы, рисунки, анимационные и видеоролики). При монотонном использовании одного канала информации у учащихся уже к 30 минуте возникает торможение, почти полностью исключающее восприятие информации.

Таким образом, эффективность обучения на основе применения ИСО зависит от умения педагога продумывать и составлять планирование курса с учетом возможностей использования ИСО, структуру и сценарий урока с выбором соответствующего этапа для применения пособия.

 

3.2. Методические особенности использования интерактивных карт на уроках географии в 8 классе

 

Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников, а с другой, в нём формируются знания и умения, служащие основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.  

Главная цель курса – развитие географического мышления школьников и формирование целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющим Россию народам, их культуре и национальным особенностям. Кроме этого, наиболее важным в настоящий момент является не просто формирование у учащихся конкретных знаний, умений, навыков по изучаемому предмету, а формирование умений устанавливать логические взаимосвязи между объектами и явлениями, выявлять следствия и причины, развитие их информационной и коммуникативной компетентности. Подобного результата обучения можно достичь через построение модели обучения географии на основе применения интерактивных технологий (интерактивной карты). Данная модель обучения сводится к моделированию педагогических и учебно-познавательных действий через использование современных компьютерных технологий. Основные элементы этой модели: цели, задачи и результат обучения как основа деятельности учителя и ученика, средство обучения - компьютер, интерактивная карта, содержание учебного материала, методы и организационные формы обучения.

Целью обучения на основе применения интерактивной карты является формирование у учащихся понимания содержания курса и осознание ими практической значимости изучаемого материала через выявление отличительных черт изучаемых объектов и освоения общей схемы воспроизведения знаний и способа их использования на практике.

Цель обучения с применением интерактивной карты определила следующие задачи:

- на основе работы с интерактивной картой как со средством, обеспечивающим наглядность обучения, сформировать у учащихся умения выделять главные, отличительные признаки объектов, работать с типовыми планами их описания;

- развивать коммуникативные способности учащихся через использование групповой и индивидуально-групповой форм организации деятельности.

Цели, задачи, используемое в процессе обучения средство (интерактивная карта), определили используемые учителем методы обучения. Применение интерактивных карт на основе реализации только объяснительно-иллюстративного метода малоэффективно. Именно поэтому обучение с применением интерактивных карт должно строиться на основе сочетания объяснительно-иллюстративного с программированным, проблемным, проектным методами обучения. Данные сочетания призваны устранить существенный недостаток объяснительно-иллюстративного метода: сведения деятельности ученика до запоминания и воспроизведения излагаемого учителем учебного материала.

Использование объяснения, рассказа по ходу демонстрации на интерактивной карте объекта требует от учителя:

  • постановки четко сформулированного задания;
  • поэлементного рассмотрения объекта;
  • объяснения причинно-следственных связей;
  • последовательного изложения материала.

В противном случае будет происходить простое созерцание происходящего. Например, при использовании электронного пособия «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс», при изучении темы «Климат и климатические ресурсы»», авторами предлагается пять  уроков: «Общая характеристика климата России», «Географические факторы, определяющие климат», «Климатические системы на территории России», «Климатические условия и ресурсы» и «Человек и климат». Содержание дикторского текста по темам укладывается в  несколько минут, что способствует экономии времени на уроке. Однако учителю следует правильно организовать восприятие излагаемого диктором и сопровождающегося демонстрацией материала.

В данном разделе посредством климатической интерактивной карты показаны все климатические пояса нашей страны с подробной информацией по каждому из них, сопровождающейся соответствующими фотографиями характерных местностей. Кроме того, здесь присутствует подраздел «Климатообразующие факторы», где по каждому фактору дана исчерпывающая информация о том, как этот фактор влияет на образование климата в нашей стране.

В случае построения урока на основе имеющихся электронных изданий и интерактивных карт наиболее применимы уроки классической линейной структуры, а основными элементами подобного урока будут: организация деятельности, повторение, изучение нового материала, закрепление, контроль, коррекция знаний учащихся, домашнее задание.

Эти элементы урока должны быть тщательно продуманы учителем. Для осуществления закрепления, обобщения, контроля знаний учащихся применимы следующие способы:

- демонстрация учителем итоговых  вопросов программы всему классу  и организация на их основе  фронтального опроса;

  • выделение группы учащихся, которые по одному будут проходить контролирующую часть программы на учительском компьютере, а учитель в это время проводит фронтальный опрос остальных;
  • организация нескольких групп учащихся, которые работают на уроке по предложенному учителем заданию: прохождение контролирующей части программы, выполнение заданий по карточкам, взаимоопрос.

Исходя из целей, задач ведущего элемента урока, в обычной системе обучения выделяют шесть типов урока, которые могут быть использованы и в обучении на основе использования интерактивных средств обучения: комбинированный урок, урок повторения, урок изучения нового материала, урок закрепления, урок контроля, урок коррекции.

Неотъемлемой частью уроков географии являются практические работы, которые помогают отрабатывать специальные умения и навыки учащихся. Интерактивные средства обучения (интерактивная карта) помогают учителю сделать эти занятия более разнообразными, занимательными. На практических занятиях с применением интерактивной карты отрабатываются не только практические умения и навыки по предмету, но развивается общая компетентность учащихся. С точки зрения методики обучения это имеет наибольшее значение, так как самостоятельное изучение всегда дает более высокий результат. Дальнейшие практические работы позволяют закрепить полученные знания.

Использование типовых планов способствует выработке системности, построению иерархии представлений и понятий и является элементом программированного обучения а, следовательно, обучения с запрограммированным результатом.

Информация о работе Интерактивные карты – как средство обучения в школьной географии