Интерактивные карты – как средство обучения в школьной географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является процесс обучения школьников географии в рамках курса «География России»(8 класс).
Предмет исследования: методика применения интерактивных карт в школьном курсе «География России» (8 класс).
Гипотеза исследования: применение интерактивных карт будет способствовать формированию предметных компетенций обучающихся в процессе обучения географии России. Достигнуть поставленной цели можно, если:
Провести анализ интерактивных средств обучения на основе их функциональных свойств и по способу учебной деятельности учащихся, позволяющая осуществлять их подбор к конкретному уроку, исходя из его целей и задач;

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 8.66 Мб (Скачать файл)

Умеренно-континентальный климат характерен для европейской части России и крайнего северо-запада умеренного пояса в пределах Западной Сибири. В эти районы часто поступает атлантический воздух, поэтому зима здесь не так сурова, как в более восточных районах. Преобладают слабоморозные погоды. Во все зимние месяцы бывают дни с оттепелями, число которых возрастает к югу. Средняя температура января изменяется от -4 до -28°С.

Лето теплое. Средняя температура июля изменяется от 12 до 24°С. В связи с активной циклонической деятельностью здесь выпадает наибольшее количество осадков (на западе более 800 мм). Доля зимних осадков достаточно велика, но из-за оттепелей мощность снежного покрова на большей части территории менее 60 см. Увлажнение изменяется от избыточного до недостаточного. От северной границы пояса к южной происходит смена зональных климатов от тайги до степей.

Континентальный климат характерен для большей части Западной Сибири и крайнего юго-востока Восточно-Европейской равнины (полупустыни и пустыни Прикаспия). Здесь в течение всего года господствует континентальный воздух умеренных широт. Усиливается меридиональная циркуляция, в результате которой на территорию поступает как арктический, так и тропический воздух. С западным переносом сюда поступает атлантический воздух, в значительной мере трансформированный. Средняя температура января возрастает к юго-западу от -28°С до -18°С в Западной Сибири и до -12...-6°С — в Прикаспии. Средняя температура июля возрастает от 15-16°С до 21°С на юге Западной Сибири и до 25° в Прикаспии. Циклоническая активность ослабевает, поэтому годовая сумма осадков изменяется от 600-650 мм до 300 мм. Здесь особенно отчетливо прослеживается зональность в изменении климата: от климата тайги до климата пустынь.

Резко континентальный климат характерен для умеренного пояса Средней Сибири. В течение всего года здесь господствует континентальный воздух умеренных широт, поэтому характерны крайне низкие зимние температуры (-25...-44°С) и значительное прогревание летом (14-20°С). Зима солнечная, морозная, малоснежная. Преобладают сильноморозные типы погод. Годовая сумма осадков менее 500 мм. Лето солнечное и теплое. Коэффициент увлажнения близок к единице. Здесь формируется климат тайги.

Муссонный климат характерен для восточной окраины России. Зимой здесь господствует холодный и сухой континентальный воздух умеренных широт, а летом влажный морской воздух с Тихого океана, поэтому зима холодная, солнечная и малоснежная с температурой -15...-35°С, а лето облачное и прохладное (средняя температура июля 10-20°С) с большим количеством осадков, выпадающих в виде ливней. Увлажнение всюду избыточное.

В умеренном поясе на территории России Б.П. Алисов выделил, учитывая широтное изменение радиационных условий и смену повторяемости воздушных масс от сектора к сектору, 11 климатических областей.

В горах формируются свои особые, горные, климаты, отличающиеся от климатов соседних равнин. С высотой здесь возрастает солнечная радиация в связи с увеличением прозрачности атмосферы, поэтому происходит сильное нагревание поверхности. Однако в условиях высокой прозрачности и разреженности атмосферы еще быстрее возрастает эффективное излучение, поэтому температура воздуха в горах с подъемом быстро понижается. Большое влияние на количество поступающей солнечной радиации оказывает экспозиция и крутизна склонов. Для гор характерны температурные инверсии. В горах распространены своеобразные горно-долинные ветры и фены.

Горы обостряют атмосферные фронты, а поднимающиеся по склонам воздушные массы охлаждаются, приближаясь к состоянию насыщения, поэтому в горах выпадает больше осадков, особенно на наветренных склонах, чем на прилежащих равнинах. На определенной высоте, зависящей от широтного положения гор, удаленности от океана, количества осадков и т.д., соотношение тепла и влаги в горах становится таким, что накапливающийся снег в течение лета не успевает растаять, возникают ледники.

В горах климатические условия изменяются на коротких расстояниях, поэтому велико разнообразие местных климатов. В непосредственной близости здесь могут встречаться климаты, удаленные на равнинах на сотни и тысячи километров. Чем южнее расположены горы и чем они выше, тем разнообразнее их климаты.

 

2.3. Климатические ресурсы. Климат и человек

Климат оказывает исключительно большое влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Во второй половине XIX в. французский географ Элизе Реклю в своем классическом труде "Человек и Земля" писал о том, что далеко не вся суша Земли благоприятна для жизни человека. Он считал непригодными для жизни территории со среднегодовой температурой ниже -2°С. В нашей северной стране многие районы имеют среднегодовую температуру ниже этого значения, а на Северо-Востоке она достигает рекордных величин: -10...-16"С. Однако на территории России нет таких районов, где бы климатические условия служили непреодолимым препятствием для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Человек приспосабливается (адаптируется) к неблагоприятным природным условиям. В значительной мере ему в этом помогает развитие современного производства, техники, совершенствование способов защиты от неблагоприятных природных условий. Конечно, с увеличением суровости климата резко возрастают материальные затраты на обеспечение в этих районах нормальных условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Районы с наиболее благоприятными для здоровья человека климатическими условиями используются для оздоровительных целей, здесь создаются климатические курорты.

Климат должен учитываться при строительстве, при работе транспорта, но особенно он важен для сельскохозяйственного производства, для которого является одним из важнейших ресурсов. Поэтому большой интерес представляет производственная оценка климата, т.е. установление степени соответствия климата тем требованиям, которые предъявляются определенным видом деятельности или направлением хозяйства. Например, агроклиматическая оценка, рекреационная оценка, или, более узко, оценка климата для целей строительства круглогодичных учреждений отдыха и т.д. Это направление в климатологии успешно развивалось Г.Т. Селяниновым, И.Г. Гольцберг, С.А. Сапожниковой, Ю.И. Чирковым, А.П. Слядневым, Д.И. Шашко и др.

Особенно большое значение имеет оценка климатических ресурсов для сельского хозяйства, т.е. агроклиматическая оценка. В разработке вопросов такой оценки и ее проведении большая заслуга принадлежит Д.И. Шашко. Им же выполнено агроклиматическое районирование СССР, в котором нашли отражение и агроклиматические ресурсы современной России.

Агроклиматические ресурсы — это свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство. Определяющими для произрастания сельскохозяйственных культур являются тепло и влага, а также их соотношение, поэтому при агроклиматической оценке и районировании важнейшими показателями являются продолжительность периода со среднемесячной температурой свыше 10°С (периода активной вегетации), сумма температур за этот период и соотношение тепла и влаги (коэффициент увлажнения). В связи с огромным значением зимнего периода для сельского хозяйства России при ее северном положении Д.И. Шашко при агроклиматическом районировании учел также суровость зимы и высоту снежного покрова.

Изменение всех этих показателей на территории России колеблется в довольно широких пределах, что обеспечивает возделывание весьма разнообразных сельскохозяйственных культур: от льна-долгунца до чая, от подсолнечника и сахарной свеклы до риса и сои, хотя многие из них могут выращиваться лишь на очень небольших площадях.

При хозяйственном (и особенно сельскохозяйственном) освоении территории необходимо учитывать не только климатические ресурсы, но и неблагоприятные климатические явления, такие как засухи и суховеи, ураганы и пыльные бури, заморозки в вегетационный период и сильные морозы зимой, град и гололед, туманы и гололедицу. Недаром большинство пахотных угодий России относят к зоне рискованного земледелия.

Вывод. В главе изложены основные черты и особенности формирования климата России, факторы, определяющие его. Дано представление о разнообразии климатических поясов на территории нашей страны. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

ГЛАВА 3. Методика работы с интерактивными картами на уроках географии

3.1. Методические условия эффективного применения интерактивных карт на уроках географии

 

Интерактивные карты, будучи составной частью технических средств обучения, с точки зрения методики обучения являются эффективным средством оптимизации учебного процесса. Ранее уже отмечались положительные аспекты их использования:

  • повышение наглядности обучения;
  • обеспечение индивидуального подхода в обучении;
  • активизация процесса овладения знаниями, умениями и навыками;
  • повышение роли самостоятельной работы учащихся в ходе обучения.

Однако необходимо отметить, что для получения подобных положительных результатов необходимо соблюдение ряда методических условий по их применению. Данные условия представлены в основном: логикой построения урока; методами изложения материала; конкретными методическими приемами предъявления информации; системностью использования интерактивных средств обучения; наличием и умением отбирать необходимые электронные карты, издания (интерактивные аудиовизуальные пособия), исходя из целей и задач обучения.

Особенностям построения урока на основе использования компьютера (устройства для предъявления интерактивной информации) посвящены работы Г.К. Селевко [53], В.П.Беспалько [8], Д.Ш. Матроса [31]. В данных работах обращается внимание на то, что учитель, как организатор познавательной деятельности учащихся, должен анализировать и тщательно подбирать материал, ресурс, программное обеспечение к подобному уроку. Так, Г.К. Селевко выделяет следующие этапы работы учителя при проектировании компьютерных уроков:

    1. Составление календарно-тематического плана изучения темы (раздела), в котором использование ИСО оптимально распределяется по всем урокам.
    2. Составление временной структуры урока.
    3. Составление временной развертки (поминутный план) урока.
    4. Написание сценария урока.

При составлении временной структуры урока в соответствии с главной цели намечаются задачи и необходимые этапы для их достижения:

  • из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства;
  • рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами;
  • отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени.

Подобный подход к построению компьютерного урока предлагается в работах A.C. Баранова. Он считает, что при организации урока с использованием компьютера учителю необходимо осуществить следующий порядок действий:

    1. Анализ учебной программы. Выбор тем и конкретных уроков, на которых наиболее целесообразно использование компьютерных технологий.
    2. Анализ выбранного урока. Выбор средств обучения. Определение последовательности их использования. Формулировка заданий для учащихся по использованию средств обучения.
    3. Требования к подготовке дидактического материала. Отбор информации. Выбор программного обеспечения для создания дидактического материала.
    4. Разработка структуры урока. Последовательное разложение материала на смысловые блоки. Выделение блоков, при изучении которых планируется использование компьютерных технологий.
      1. Одно из преимуществ, которое должно давать подобное средство учителю, - это сокращение времени, затрачиваемого на подготовку к уроку, но реальный опыт демонстрирует обратные результаты. Именно поэтому сейчас ведутся разработки специальных систем, позволяющих освободить учителя от рутинной бумажной работы при написании конспекта урока, составления плана, учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

Таким образом, при построении или конструировании урока с использованием современных интерактивных средств обучения, учителю необходимо соблюдать ряд этапов в своей деятельности.

На первом этапе необходимо определить место данного урока в системе преподаваемого курса, учесть его логические связи с предыдущим и последующим уроками. Определить цели и задачи, которые он в себе песет, и подобрать па их основе методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся.

Информация о работе Интерактивные карты – как средство обучения в школьной географии